Консультация для педагогов ДОУ по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
консультация по окружающему миру
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала.)
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа , по которой
работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.
Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна
развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир,
окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.
Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при
формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и
намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.
При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.
Развивающая среда должна обеспечивать:
- развитие первичных естественно научных представлений,
наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,»Стекло», «Резина»
«Дерево» и т. д.)
Рекомендации для воспитателей:
- В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей
- Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса
- Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
- Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи)
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники
наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам
исследования.
Формы фиксации опытов и экспериментов.
¨Календарь погоды. ¨Календарь природы.
¨Дневник наблюдений. ¨Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).
¨Сравнение с уже известными детям объектами. ¨Изучение взаимообратных процессов.
¨Включение в сюжетно-ролевые игры. ¨Картинки, фотографии, схематические зарисовки. ¨Объемные изображения или игрушки.
Зарисовывание объекта. ¨Схематическое зарисовывание.
¨Использование условных знаков. ¨Обведение объектов.
¨Планы-схемы. ¨Рисунки-прогнозы. ¨Фотографирование. ¨Запись воспитателя.
В мини лабораториях может быть выделено:
- Место для постоянной выставки.
- Место для приборов.
- Место для выращивания растений.
- Место для хранения природного и бросового материала.
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов(стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума,
развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных
ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий для организации опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».
Рубинштейн С.Л.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала.)
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа , по которой
работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.
Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна
развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир,
окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.
Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при
формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и
намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.
При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.
Развивающая среда должна обеспечивать:
- развитие первичных естественно научных представлений,
наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,»Стекло», «Резина»
«Дерево» и т. д.)
Рекомендации для воспитателей:
- В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей
- Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса
- Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
- Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи)
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники
наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам
исследования.
Формы фиксации опытов и экспериментов.
¨Календарь погоды. ¨Календарь природы.
¨Дневник наблюдений. ¨Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).
¨Сравнение с уже известными детям объектами. ¨Изучение взаимообратных процессов.
¨Включение в сюжетно-ролевые игры. ¨Картинки, фотографии, схематические зарисовки. ¨Объемные изображения или игрушки.
Зарисовывание объекта. ¨Схематическое зарисовывание.
¨Использование условных знаков. ¨Обведение объектов.
¨Планы-схемы. ¨Рисунки-прогнозы. ¨Фотографирование. ¨Запись воспитателя.
В мини лабораториях может быть выделено:
- Место для постоянной выставки.
- Место для приборов.
- Место для выращивания растений.
- Место для хранения природного и бросового материала.
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов(стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума,
развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных
ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-60674-1489920727.jpg)
«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».
Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/28/picture-93198-1701177474.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/11/picture-458119-1557596632.jpg)
Консультация "Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/10/picture-1057967-1633841070.jpg)
Консультация для педагогов "Создание условий для организации опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Рекомендации педагогам по экспериментированию с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/06/picture-1503109-1704559342.jpg)
"Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста"
В работе объединения приняли участие старшие воспитатели и воспитатели Зерноградского района.Педагоги нашего ДОУ приняли активное участие в РМО.Воспитатель : Чивела Анастасия Юрьевна, провела открытое...