Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников
статья (старшая группа)

Что знают наши дети о природе? Каково их отношение к ней? Неоправданно мало в работе с детьми воспитатель использует природоведческую книгу и беседы по ней, наглядное пособие, дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx8.99 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников.

Что знают наши дети о природе? Каково их отношение к ней? Посещение дошкольных учреждений, наблюдение за работой педагогов, беседа с детьми показали: дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают, порой отрывочны и бессистемны.

Непонимание ребёнком взаимосвязей между живым и не живым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет  к нарушениям  экологических норм и знаков.

Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектом природы как неодушевленным предметам. Еще большую тревогу вызывает равнодушие, которое проскальзывает в высказываниях ребят.

-Почему у вас в аквариуме нет рыбок?

-Они сдохли, - отвечают без тени волнения пятилетние дошкольники.

-Зачем ты ломаешь кусты?

-А их здесь много.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько хладнокровность и безразличия?

Не от нас ли, взрослых? Ведь порой педагог сам  являет пример экологического бескультурья: сломал ветку и отмахивается от комаров;  видит, что дети качаются на  деревьях, и равнодушно отворачивается.

Беседа с воспитателями показывают незнание ими системы подачи материала, методики проведения опытов, постановки различных поисковых задач.

Неоправданно мало в работе с детьми воспитатель использует природоведческую  книгу и беседы по ней, наглядное пособие, дидактические игры.

В ознакомлении дошкольников с природой, формирование основ экологического сознания, культуры есть еще много нерешенных проблем. И, конечно, необходим поиск тех путей, которые помогут в решении поставленных задач.

Хочется остановиться на двух формах работы с воспитателями: организации экскурсии в природу и прогулке по экологической тропе.

Продумывая цель экскурсии в природу, воспитатель должен использовать из окружающих природных условий.

Для начинающих, молодых специалистов цель такое экскурсий - показать, куда целесообразно повести детей. Для опытных педагогов практикум, продемонстрировать новые нестандартные приемы работы с дошкольниками.

Что такое экологическая тропа? В литературных источниках определено, что это прогулка с детьми, взрослыми, разработанная по специальному маршруту естественных условий природной среды.

Каким же должен быть маршрут по экологической тропе? Выбор места содержание разговора с детьми может подсказать программа, по которой работают воспитатели, окружающие объекты, близко расположенные экологическое сообщества( берёзовая роща, еловый лес, водоем и другое). Самое главное, и пожалуй, самое сложное в этой работе- умение педагога показать, подметить, объяснить  взаимозависимость, существующую в природе между растительным, животным миром и человеком. При выборе маршрутов целесообразно зарисовать или отметить на схеме (рисунке, чертеже) места наблюдения, рассмотрения неживых объектов. И, конечно, педагогу, ведущему детей по экологической тропе, надо хорошо ориентироваться в окружающей природе. Прекрасным и надежным помощником воспитателя является природоведческая литература, серии открыток, определители растений, которые желательно иметь в методическом кабинете каждого дошкольного учреждения. При подготовке прогулки воспитателя необходимо познакомить  детей с нормами поведения, являющимися элементами экологической культуры каждого цивилизованного человека. Они должны быть доступны для восприятия дошкольников. Вот примерный нормы:

- В природе быдь вежливым гостем у добрых хозяев (лисовых, луговых, садовых).

- Старайся ничего, кроме знаний и впечатлений,  не уносить с тропинки.

- Не нарушай дружбу растений и животных с  человеком, оставь природу сохранности и целостности.

-Замечай, запоминай, зарисовывай, записывай интересное, увиденное тобой.

Рисунки детей, наброски, сделанные в летний период, в дальнейшем можно оформить в виде выставки. Выставка может быть посвящена какой-либо определённой теме, например :”Знакомые незнакомцы” (о насекомых),” Что за прелесть - старые деревья”, “Небо будет живым, пока в нём будут птицы” и др . На такой выставки рядом с детскими рисунками уместно  поместить и работы педагогов. Таким образом, одной из главных задач руководителей является умение направить внимание воспитателей на то, что поможет им в достижении поставленной цели, пробудит интерес к неизведанному в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Такой  мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательному развитию (экологическое воспитание) дошкольников»

Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2017 – 2018 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...