Доклад для педагогов и молодых специалистов на тему: "Формы работы по экологическому воспитанию дошкольников при реализации ФОП"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Формы работы по экологическому воспитанию дошкольников при реализации ФОП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Формы работы в экологическом воспитании дошкольников при реализации ФОП»

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. А. Евтушенко

Воспитывать осознанное, бережное и заботливое отношение к природе – важная задача, которую педагоги должны решать в ходе работы по ФОП ДО.

При этом разработчики федеральной программы конкретизировали задачи образовательной деятельности в этом направлении для каждого возрастного периода.

Согласно Федеральной образовательной программе (ФОП) первичные знакомства с природой ребенок получает уже в младенческом возрасте. В раннем возрасте в планируемых результатах освоения программы прогнозируется наличие у ребенка «представлений о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения. Ребенок выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред. К моменту завершения обучения необходимо заложить в ребенке основы экологической культуры, а именно бережного отношения к объектам природы, понимания ценности жизни живых существ, осознание и выполнение правил поведения на объектах природы, а также навыки ухода за растениями и животными.

Таким образом, воспитание экологической культуры становится одним из наиболее важных аспектов воспитания дошкольников.

С целью формирования экологической культуры мы  наших воспитанников приняли в  ряды эколят. И стали называться  «Эколята – Дошколята». После решения заниматься экологическим воспитанием, нами был разработан и утвержден план работы, который включал в себя обязательные мероприятия и праздники и ситуативные (не планируемые, возникающие в процессе работы.

Первым настоящим исследованием для наших Эколят стала реализация проекта «Огород на подоконнике», я увидела интерес, энтузиазм, заботу и ответственность (несмотря на возраст детей) в глазах своих малышей.

Воспитанию доброты, заботы, милосердия помогают такие проведенные мероприятия: квест-игры «Путешествие с Эколятами»«Проделки Осени» , музыкально-экологические развлечение «Ёлочка  в гостях у ребят», осенний экологический праздник «Природа – это сказка»«День Земли», развлечения «День встречи зимующих птиц «Синичкин день – 12 ноября»«День зимующих птиц России – 15 января», а также изготовление зимующих птиц из различного материала совместно с родителями  «2 февраля - День ежа»  «Солнца», день «Одуванчика».

Особое внимание уделяю чтению художественной литературы (систематически знакомимся с произведениями М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, К. Ушинского, Н. Сладкова) и этическим беседам на экологическую тему по рассказам и сказкам. Ярко и интересно раскрыть темы таких бесед помогло стихотворение С. Михалкова «Зяблик»После беседы по вопросам подвела детей к выводу«Если у тебя есть живое существо, то надо постоянно заботиться о нем».

Для экологического воспитания активно используем разнообразные экологические игры : дидактические, подвижные, творческие и интерактивные. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, которые разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Кроме этого, нами были разработаны :

- дидактическое пособие по экологии «Куб природы», цель которого помочь дошкольникам упорядочить и систематизировать знания об окружающем мире, постичь понимания взаимосвязей в природе; 

экологическая картина  «Природа родного края»

Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения.

В процессе общения с природой через игру у детей сформируется эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимают важность охраны природы, осознанно выполняют нормы поведения в природе.

Я хотела бы остановиться на интерактивных играх.  В последнее время с развитием информационных технологий этот тип игры становится все более и более популярным. Всем известно, что дети уже с малого возраста тянутся к компьютерам и прочим гаджетам. Эту страсть можно использовать в полезном ключе и через интерактивные игры сформировать у детей необходимые экологические знания и представления, осуществлять нравственное и эстетическое развитие, а также многое другое.

Я хочу представить вашему вниманию несколько интерактивных игр на экологическую тематикукоторые использовала в своей деятельности«Эколята-дошколята»«Эколята против мусора»«Эколята защитники природы»«Домашние и дикие животные» и т. п.

А также, эколята-дошколята старшей группы приняли участие в ежегодном Всероссийском уроке "Эколята - молодые защитники природы".  Это было увлекательное «Путешествие по экотропинке», в ходе которого, ребята познакомились с понятием юный натуралист, расширили представления о временах года, о правилах поведения в лесу и собирали пазл " Берегите планету".

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. В своей работе с родителями активно используем:

- Пополнение информации в родительском уголке «Формирование у детей среднего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия», «Если мусор разделять, может он полезным стать» и т. п. ,

Экологические акции. В зимний период, несмотря на «природный сон», общероссийские экоакции проводились регулярно. Это такие акции, как «Сохраним елочку-зеленую иголочку»«Покормим птиц зимой, они ответят тебе добром летом»«Каждой пичужке своя кормушка»  (совместная работа с родителями по изготовлению кормушек, заготовка кормов; во время прогулок мы развесили кормушки на участке и договорились ежедневно пополнять их запасами еды, «Фотоохотник», фотографии птиц, обитающих на территории Южного Урала ), акция, «Дом для птиц» (изготовление скворечников, «Мы за чистый город»  (цель нашей акции – привлечь внимание жителей города к проблемам экологии и чистоты окружающей среды в городе, повышение экологической культуры и активной жизненной позиции у горожан, всероссийские экологические акции : «Час Земли» ежегодная международная экологическая акция Всемирного фонда дикой природы (WWF, заключающаяся в символическом выключении света и бытовых электроприборов на один час в знак неравнодушия к будущему планеты, «Берегите первоцветы»«Лекарственные растения нашего края»«Мы в ответе за тех  кого приручили» (данная акция посвящена защите домашних животных)

Следующая Всероссийская акция была акция по сбору батарееек «Сдай батарейку – спаси ёжика».

В преддверии всемирного дня животных дети совместно с родителями приняли активное участие в благотворительной акции «У животных есть друзья: это Мы - и ты и я». Дети и родители собрали в приют корм для животных.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животным, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Также особое внимание уделяю наблюдениям на прогулке, которые обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Дети учатся наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность. 

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, социальное и эстетическое воспитание.

И нам, взрослым, важно постоянно показывать детям, что человек должен оберегать природные богатства, прикладывать немало труда для сохранения красоты лесов, рек, животных и растений.

Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике узнают о роли человека в природе.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. И, особенно велика роль природы в воспитании детей.

Таким образом, экологическое движение «Эколята-Дошколята» можно считать вполне сложившимся. Наш обзор мероприятий показывает, что работу по экологическому воспитанию дошкольников следует вести системно, тем более, что в календаре достаточно дат, чтобы охватить планом работы весь учебный год.  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

Презентация на тему "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Презентация на тему "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»

Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...

Консультация для педагогов на тему: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Формирование начал экологической культуры - это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающимее, а такжек людя...

Консультация для воспитателей на тему: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников".

Консультация для воспитателей   Формы и методы экологического воспитания дошкольников.Главная цель экологического образования дошкольного уровня – формирование экологической культуры и...

доклад на заседании ГМО по теме "Формы и методы патриотического воспитания дошкольников"

доклад раскрывает современные формы и методы патриотического воспитания дошкольников...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента».

Экологическое воспитание в ДОУ способствует формированию у детей знаний, навыков и ценностей, необходимых для устойчивого развития и сохранения природы.Данная консультация поможет педагогам в  до...