Конспект НОД «Путешествие в прошлое простого карандаша».
план-конспект занятия (старшая группа)

Недосейкина Наталья Николаевна

Конспект НОД «Путешествие в прошлое простого карандаша».

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Технология: Путешествие по «Реке времени».

Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру.

Задачи:

1. Ознакомление детей с историей появления простого карандаша, с технологией изготовления.

2. Формирование у детей первичных представлений о времени.

3. Развитие у детей связной речи, обогащение словаря детей словами: графит, «рубашка», шестигранный карандаш, уголь, графитовый стержень, наскальные рисунки.

Ход НОД 

I. Обсуждение реального события

Педагог: Отгадайте, что я вам принесла:

Им рисуют все на свете:

Маму, папу и цветы

Их так сильно любят дети:

Это же…(Ответы детей).

Педагог: Это карандаши. Что вы можете о них сказать? Какие они? Для чего нужен карандаш? (Дети и педагог рассматривают карандаши).

II. Постановка целей исследования

Педагог: Как вы думаете, всегда ли у людей были карандаши? Чем люди писали в старину? Хотите узнать историю простого карандаша? Как мы можем об этом узнать?

Педагог: Я предлагаю вам совершить волшебное путешествие по времени и отправиться в прошлое карандаша. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время. Мы уже с вами путешествовали по «реке времени». А кто из вас помнит, какие остановки у нас были? (Обращаем внимание детей на три острова, которые расположены на реке: настоящее время, прошлое, далекое прошлое (старина)).

Педагог: Перенестись в давние времена нам помогут «волшебные часы». Закройте глаза. Постарайтесь услышать тиканье часов.

  Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так. 
Время отмеряет шаг. 
Стрелки мы переведем, 
Сразу в древность попадем.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение предметного материала.

Педагог: Ребята, посмотрите, куда мы попали? В какое время?

Педагог: Это древний мир, и живут здесь древние люди. Как вы думаете, где они жили? (Древние люди жили в холодных пещерах). Как они грелись? Давайте присядем у костра.

Педагог: Интересно, почему мы попали именно в это время? Как вы думаете, древние люди рисовали? Где они рисовали? Что изображали в своих рисунках? Чем рисовали древние люди? (Действительно, древние люди рисовали. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени)

Педагог: А рисовали они углем. Возле костра лежат обгоревшие угли. Вы можете подойти к скале и попробовать создать свои «наскальные» рисунки. (Дети рисуют углем на «скале»).

Педагог: Ребята, нам пора отправляться дальше. Давайте отметим картинкой на «реке времени» первый остров.

Проговаривание слов: 

Тик-так, тик-так. 
Время отмеряет шаг. 
Стрелки мы переведем, 
Сразу в древность попадем. 

Педагог: Как вы думаете, почему мы попали именно сюда?

Педагог: Мощная буря, прошедшая по Англии, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в обнажившейся земле под вывернутыми корнями какое-то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.

Педагог: В дальнейшем люди назвали это вещество графитом. Из него вручную стали вытачивать палочки и использовать их для рисования. (Педагог с детьми рассматривают графитовые палочки)

Педагог: Какие они? (Пачкают руки). Как можно было решить эту проблему? (Люди зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой).

Педагог: Позже французский химик Николя Конте предложил изготовить «рубашку» для графита: поместить графитовые стержни в деревянные оболочки. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли именно так. Почему? (Это «одежда» для карандаша).

Педагог: Тот же французский химик Николя Конте в 1795 году (а также другие ученые из других стран) придумал изготавливать графитовые стержни из графитовой пыли. Как вы думаете, как? Эту технологию с небольшими изменениями используют и теперь. Хотите посмотреть? Тогда нам нужно отправиться в настоящее время. Давайте отметим остров и в путь (Отмечаем остров картинкой).

Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так. 
Время отмеряет шаг. 
Стрелки мы переведем, 
Сразу в древность попадем.

Педагог: Вот мы и вернулись в настоящее время. Давайте посмотрим, как же изготавливают простые (графитные) карандаши (Видео). Вот так происходит изготовление простого карандаша.

Физ минутка: «Мы рисуем»:

Карандаш был сделан длинным 
Из графита и из глины. 
Чтоб мы могли карандашом 
На листочке на большом 
Что угодно рисовать, 
Даже буковки писать.

Вот лошадка скачет по дорожке. 
А зайки спрятались от волка. 
Вот птичка зернышки клюет. 
А вот медведь большой идет.

Довольны все карандаши: 
Рисунки наши хороши!

Педагог: Как вы думаете, как же изменился простой карандаш со временем? Какие современные простые карандаши вы видели? Хотите посмотреть?

Дети рассматривают различные карандаши. (Вначале карандаши были круглой формы, затем придумали шестигранный карандаш. Со временем «рубашка» карандаша менялась, кроме деревянных появились пластиковые «рубашки». Яркие и красивые современные простые карандаши часто имеют резинку, позволяющую быстро стереть написанное. При этом карандаши отличаются не только дизайном, но и мягкостью графитного стержня. Для экономии графитного стержня придумали механический карандаш.)

IV. Работа с «рекой времени»: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

Педагог: Вы можете на листочке нарисовать карандашом то, что вам понравилось во время нашего путешествия и поместить эти картинки на «реке времени». Я приготовила для вас картинки, которые мы тоже можем разместить на «реке времени».

Дети располагают на панно картинки-«метки».

V. Оценка результатов деятельности (Рефлексия)

Педагог: Ребята, наше путешествие подошло к концу.

  1. Кто из вас узнал что-то новое для себя?

  2. Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

  3. Что вам понравилось больше всего?

VI. Дополнение таблицы детей в самостоятельной деятельности

Педагог предлагает детям рассмотреть карандаши, которые есть у них дома. В дальнейшем фотографии или рисунки карандашей можно расположить на «Реке времени».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedoseikina.odt43.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по «Реке времени» в прошлое лампочки»

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в

подготовительной группе (дети 6-7 лет).

Тема: «Путешествие по «реке времени» в прошлое лампочки»

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Познакомить с историей электрической лампочки.

обучающие - расширять представление детей о целостной картине

мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки,

обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к

понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей;

познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.

развивающие - развивать интерес к прошлому этого предмета,

связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; творчество,

воспитывающие - воспитывать познавательную детскую активность,

любознательность.

Форма НОД: занятие, деятельностный подход; опытно – экспериментальная

деятельность

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Развивающая предметно-практическая среда:

Словарная работа: светец, керосиновая, электрическая цоколь, колба,

нить накала.

Предварительная

работа:

подбор

загадок,

стихов,

сказок; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов;

рассказы детей из личного опыта; чтение стихотворения С. Маршака.

«Электрическая лампочка».

Оборудование и материалы: панно «река времени», метки-символы,

электрический костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа,

электрическая лампочка; выставка электрических приборов освещения;

мультимедийная система, презентация на тему «Путешествие в прошлое

лампочки» (программа MSPowerPoint 2003), флеш-карта;), флеш-карта;

на каждого ребенка: лучина, свеча, светящиеся предметы, лист черного

картона, восковые мелки.

Руководство деятельностью:

I.Водная часть

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите, мы с вами

сегодня отправимся в путешествие? Но сначала нужно собраться в дорогу.

Давайте положим в сумку самое необходимое.

(Дети вместе с

воспитателем становятся в круг). В первую очередь надо взять с собой

дружбу, ведь без неё нам будет очень трудно в пути. Как вы думаете, что ещё

необходимо взять с собой? (Знания взаимовыручку,дружбу, дисциплину, улыбку,

хорошее настроение).

II. Основная часть

Воспитатель: Сумка уложена, пора отравляться в путешествие. А куда

мы отправимся путешествовать, вы знаете? (Нет). А желаете узнать, куда мы

отравимся путешествовать? Тогда вы должны будете отгадать загадку.

Слушайте:

Дом, стеклянный пузырёк

А живёт в нём огонёк,

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся.

Воспитатель:

Молодцы, вы правильно отгадали загадку.

 Это электрическая лампочка. И сегодня мы с вами отправимся в страну, где

живут предки электрической лампочки. А путешествовать мы будем по «реке

времени». Каждую остановку мы будем определять карточкой-символом

данной временной эпохи, и располагать ее на «реке времени». (Во время

путешествия дети попадают в созданную игровую ситуацию данной эпохи,

с соответствующим игровым оборудованием). С нами в путешествие

оправляется и наш виртуальный помощник, если мы будем испытывать

затруднения, он всегда нам сможет помочь.

Скажите, всегда ли была электрическая лампочка? (нет). Конечно, нет.

И начнем наше путешествие в то время, когда люди жили в пещерах. (Дети

располагаются вокруг костра в воображаемой пещере).

(Слайд 2) Пожалуйста, вспомните, как жили древние люди в пещерах?

(Разводили огонь, на котором готовили пищу). Но нас интересует, как

освещалась пещера? (Предположения детей). Правильно, ребята от костра в

пещере становилось светлее.

Воспитатель: Как вы думаете, трудно ли человеку передвигаться в

ночное время? (да). Почему? (Предположения детей). Кто-нибудь знает, что

придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Предположения детей).

Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она

загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А

затем на конец палки стали наматывать бересту или промасленную паклю.

Так появился факел. (Слайд 3) (Демонстрация предмета). С факелами не

только ходили по улице, но и укрепляли в замках на стенах для освещения

помещения.

Расположим метки-символы (костер, факел) на «реке времени» в эпохе

древности.

Воспитатель: Но время не стоит на месте, и нам с вами пора

отравляться в эпоху старины.

(Звучит рус. нар. песня «Прялица»,

инсценировка игровой ситуации «В горнице»). Посмотрите, мы с вами в

горнице, где молодые девушки прядут свои золотые нити. Как вы думаете,

какой предмет освещал помещение в это время? (Предположения детей).

Воспитатель:(Слайд 4). Люди придумали лучину. Посмотрите, это

обыкновенная деревянная щепка, заострённая на конце.

рассматривают, обследуют предмет).

Воспитатель: Обычно лучину получали из берёзы, она лучше горит.

Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила. Один

конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец.

Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? (Ответы детей). Ну,

конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с

водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол,

может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались. Как

вы думаете, если мы сейчас зажжем лучину, у нас будет светло, хорошо

будет видно? Надолго нам хватит лучины? (Предположения детей).

Воспитатель зажигает лучину, дети наблюдают, как она горит.

Да, света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро

сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень-то было

удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их

использовали в землянках».

Воспитатель (продолжает): Прошли годы. И человек придумал более

удобный предмет для освещения. Подумайте, что это за предмет?

(Предположения детей).

Воспитатель: Правильно, это свеча. (Слайд 5). Вы все видели свечу?

Кто знает, как она устроена? Правильно внутри свечи есть фитиль,

сделанный из ниток, он зажигает свечу. Свечи сделаны из пчелиного воска

или бараньего сала. (Воспитатель зажигает свечу, дети наблюдают, как

горит свеча). Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Чем неудобна

свеча? (Ответы детей). Действительно, ею можно обжечься, от неё может

быть пожар, она коптит, даёт мало света.

Воспитатель: Прошли годы. Человек искал новые способы удобного

освещения своего жилища. Люди научились из нефти делать керосин и

придумали керосиновые лампы. (Слайд 6). Такие лампы ставили на стол,

вещали на стены.Сверху на такую лампу надевали стекло.Может кто-то

видел керосиновую лампу. Давайте посмотрим, как устроена и работает

керосиновая лампа (Воспитатель объясняет и показывает принцип работы

керосиновой лампы). Удобна ли керосиновая лампа, чем свеча? (Ответы

детей). Действительно, керосиновая лампа горела гораздо ярче и дольше чем

лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной.

Расположим метки-символы (лучина, свеча, керосиновая лампа) на

«реке времени» в эпохе старины.

Музыкальная импровизация со светящимися предметами

«Фонарики» (муз. Ю. Слонова)

Воспитатель: Прошло много лет. Люди продолжали искать новые

способы удобного освещения своего жилища. (Слайд 7). Так русский

инженер Александр Ладынин создал электрическую лампочку, которая

горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди

перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами.

Электрическая лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши

дома и квартиры. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть

выключателем, и. загорится электрическая лампочка, свет! Давайте вместе

рассмотрим электрическую лампочку и познакомимся с её строением.

Воспитатель: Какого она размера? Из чего сделана? Какой формы?

Вес? Материал? (Каждый ребёнок исследует лампочку) Кто знает, из каких

частей она состоит? (Цоколь, колба, нитедержатель, нить накала) Из каких

частей состоит лампочка? Долго ли горит лампочка? Она удобнее, чем

керосиновая лампа? Чем? Что было бы, если бы не было света?

(Предположения детей).

Расположим метку-символ (электрическая лампочка) на «реке

времени» в эпохе современности.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята как переменилась жизнь с появлением лампочки.

Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет и по вечерам

освещаются улицы. Это так удобно. Но с электричеством обращаться надо

очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать

электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните:

неосторожное обращение приводит к пожарам!

Как вы думаете, а что нас ждет в будущем? Сейчас мы с вами

отправляемся в лабораторию юных изобретателей. Все вместе мы попробуем

пофантазировать, придумать, и нарисовать «Лампочку будущего», а затем

поделиться своими мыслями и предположениями.

В заключении дети совместно с педагогом оформляют выставку

предполагаемых изобретений «Лампочка будущего», рассказывают, как они

представляют действие и приносимую пользу для человечества данного

изобретения.

Рефлексия:дети были поглощены процессом, проявляли интерес к

познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно

выполняли задания, фиксировали свои наблюдения.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое простого карандаша».

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Технология: Путешествие по «Реке времени».

Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру.

Задачи:

1. Ознакомление детей с историей появления простого карандаша, с технологией изготовления.

2. Формирование у детей первичных представлений о времени.

3. Развитие у детей связной речи, обогащение словаря детей словами: графит, «рубашка», шестигранный карандаш, уголь, графитовый стержень, наскальные рисунки.

Ход НОД 

I. Обсуждение реального события

Педагог: Отгадайте, что я вам принесла:

Им рисуют все на свете:

 Маму, папу и цветы

Их так сильно любят дети:

Это же…(Ответы детей).

Педагог: Это карандаши. Что вы можете о них сказать? Какие они? Для чего нужен карандаш? (Дети и педагог рассматривают карандаши).

II. Постановка целей исследования

Педагог: Как вы думаете, всегда ли у людей были карандаши? Чем люди писали в старину? Хотите узнать историю простого карандаша? Как мы можем об этом узнать?

Педагог: Я предлагаю вам совершить волшебное путешествие по времени и отправиться в прошлое карандаша. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время. Мы уже с вами путешествовали по «реке времени». А кто из вас помнит, какие остановки у нас были? (Обращаем внимание детей на три острова, которые расположены на реке: настоящее время, прошлое, далекое прошлое (старина)).

Педагог: Перенестись в давние времена нам помогут «волшебные часы». Закройте глаза. Постарайтесь услышать тиканье часов.

  Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так. 
Время отмеряет шаг. 
Стрелки мы переведем, 
Сразу в древность попадем.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение предметного материала.

Педагог: Ребята, посмотрите, куда мы попали? В какое время?

Педагог: Это древний мир, и живут здесь древние люди. Как вы думаете, где они жили? (Древние люди жили в холодных пещерах). Как они грелись? Давайте присядем у костра.

Педагог: Интересно, почему мы попали именно в это время? Как вы думаете, древние люди рисовали? Где они рисовали? Что изображали в своих рисунках? Чем рисовали древние люди? (Действительно, древние люди рисовали. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени)

Педагог: А рисовали они углем. Возле костра лежат обгоревшие угли. Вы можете подойти к скале и попробовать создать свои «наскальные» рисунки. (Дети рисуют углем на «скале»).

Педагог: Ребята, нам пора отправляться дальше. Давайте отметим картинкой на «реке времени» первый остров.

Проговаривание слов: 

Тик-так, тик-так. 
Время отмеряет шаг. 
Стрелки мы переведем, 
Сразу в древность попадем. 

Педагог: Как вы думаете, почему мы попали именно сюда?

Педагог: Мощная буря, прошедшая по Англии, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в обнажившейся земле под вывернутыми корнями какое-то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.

Педагог: В дальнейшем люди назвали это вещество графитом. Из него вручную стали вытачивать палочки и использовать их для рисования. (Педагог с детьми рассматривают графитовые палочки)

Педагог: Какие они? (Пачкают руки). Как можно было решить эту проблему? (Люди зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой).

Педагог: Позже французский химик Николя Конте предложил изготовить «рубашку» для графита: поместить графитовые стержни в деревянные оболочки. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли именно так. Почему? (Это «одежда» для карандаша).

Педагог: Тот же французский химик Николя Конте в 1795 году (а также другие ученые из других стран) придумал изготавливать графитовые стержни из графитовой пыли. Как вы думаете, как? Эту технологию с небольшими изменениями используют и теперь. Хотите посмотреть? Тогда нам нужно отправиться в настоящее время. Давайте отметим остров и в путь (Отмечаем остров картинкой).

Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так. 
Время отмеряет шаг. 
Стрелки мы переведем, 
Сразу в древность попадем.

Педагог: Вот мы и вернулись в настоящее время. Давайте посмотрим, как же изготавливают простые (графитные) карандаши (Видео). Вот так происходит изготовление простого карандаша.

Физ минутка: «Мы рисуем»:

Карандаш был сделан длинным 
Из графита и из глины. 
Чтоб мы могли карандашом 
На листочке на большом 
Что угодно рисовать, 
Даже буковки писать.

Вот лошадка скачет по дорожке. 
А зайки спрятались от волка. 
Вот птичка зернышки клюет. 
А вот медведь большой идет.

Довольны все карандаши: 
Рисунки наши хороши!

Педагог: Как вы думаете, как же изменился простой карандаш со временем? Какие современные простые карандаши вы видели? Хотите посмотреть?

Дети рассматривают различные карандаши. (Вначале карандаши были круглой формы, затем придумали шестигранный карандаш. Со временем «рубашка» карандаша менялась, кроме деревянных появились пластиковые «рубашки». Яркие и красивые современные простые карандаши часто имеют резинку, позволяющую быстро стереть написанное. При этом карандаши отличаются не только дизайном, но и мягкостью графитного стержня. Для экономии графитного стержня придумали механический карандаш.)

IV. Работа с «рекой времени»: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

Педагог: Вы можете на листочке нарисовать карандашом то, что вам понравилось во время нашего путешествия и поместить эти картинки на «реке времени». Я приготовила для вас картинки, которые мы тоже можем разместить на «реке времени».

Дети располагают на панно картинки-«метки».

V. Оценка результатов деятельности (Рефлексия)

Педагог: Ребята, наше путешествие подошло к концу.

  1. Кто из вас узнал что-то новое для себя?
  2. Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
  3. Что вам понравилось больше всего?

VI. Дополнение таблицы детей в самостоятельной деятельности

Педагог предлагает детям рассмотреть карандаши, которые есть у них дома. В дальнейшем фотографии или рисунки карандашей можно расположить на «Реке времени».

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: 
Путешествие по карте

(Занятие по ознакомлению  с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы)
Цели: расширять знания детей о нашей стране, в которой мы живем;познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей, активизировать словарь детей словами; суша, водоем, рельеф, физическая карта.
Материалы: фонограмма русского фольклора; иллюстрации разных народов в национальных костюмах; настенные карты для показа.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня я для вас приготовила путешествие. Путешествие необычное, а почему необычное, вы узнаете, когда отгадаете  загадку.
Земля есть -пахать нельзя,
Дороги имеются-ехать нельзя,
Луга есть- косить нельзя,
Рек, морей много- воды нет.(карта)
Как вы думаете, где все это можно увидеть? Как это называется?
(Дети в процессе рассуждения приходят к выводу, это карта. Если это не удается, то можно задать наводящие вопросы).
Воспитатель. Так что же такое карта? Для чего она нужна?(ответы детей). Карта-это уменьшенное изображение какой-либо местности. Карты нужны, для того, чтобы можно было узнать, где находится тот или иной город, страна. остров или море. Карты используют путешественники,  капитаны кораблей. Даже жителю города может понадобиться карта, чтобы найти незнакомую улицу. Так что же представляет собой карта? какая она, что на ней можно найти?
Дети: Карта нарисована на бумаге. Она красочная, большая ,цветная. На карте можно найти горы, пустыни, на ней есть реки, моря и океаны.
Воспитатель: Правильно, на карте можно увидеть всю нашу страну.Не зря поется в песне:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
В.Лебедев-Кумач
Действительно, на карте можно найти все. Эта карта (показывает) называется физической. На этой карте обозначают рельеф местности. Что такое рельеф? Это новое для вас слово. Повторите и запомните. Рельеф- горы, равнины, реки , озера, моря. Все эти рельефы обозначены определенным цветом.
(Дети вместе с воспитателем находят на карте рельефы и обозначают их цветом).Горы обозначаются коричневым цветом. Чем темнее цвет ,тем выше горы. Леса, равнины, луга обозначены зеленым цветом. Желтый цвет- это пустыни и песок. а какого цвета на карте больше всего и мы о нем не сказали? Что это?
Дети: Это цвета синий и голубой.Это реки , озера, моря. океаны.
Воспитатель: Правильно, на карте больше всего голубого цвета, потому что вода занимает две трети всей территории. Остальное- суша.(Дети повторяют новые слова: "Водоемы, суша") А сейчас я вам предлагаю поиграть.
(Проводится физкультурная минутка-игра  "Разноцветный мир".Воспитатель показывает карточки голубого, белого, желтого, коричневого, зеленого цветов.Дети имитируют при помощи жестов каждый цвет. Голубой вода-волнообразные движения рук, имитация движения пловца).Лед(движения человека пытающегося согреться: потирание плеч, ладоней). Пустыня (утирание пота со лба, поднимание высоко ног- хождение по песку ). Гора (смотрение высоко вверх). Лес (изображение елочки-ноги вместе, руки слегка разведены в стороны).Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а теперь я уверена, что вы сможете ориентироваться по карте. А вы хотите узнать , как появилась карта? Тогда послушайте отрывок из стихотворения М.Погарского.
Мы решили с братом весь мир нарисовать,
А чтоб в листок вошел он, все стали уменьшать.
Зеленым пятнышком -леса, и синим-моря,
И голубые нити рек плывут во все края.
Коричневый и желтый цвет- для гор и для холмов,
А черным-точки городов, и белый цвет- для льдов.
Рисунок папе отнесли, и папа нам сказал,
Что это карта всей Земли, он так ее назвал.
Но если говорить серьезно,то карту создавали все; ученые, путешественники, исследователи, изучвшие поверхность Земли. Эти ученые открыли еще один вид карты.(Обращает внимание детей на карту). Это изображение нашей Земли называется картой мира.На ней размещены разные страны, государства, которые имеют свои традиции, свою речь, свои границы и даже имеют определенный цвет кожи. Но все эти люди, эти народы живут на одной планете, и эта планета-Земля.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем любить планету,
Другой такой  на свете нет.
(Проводится игра "Эхо". Дети тихим голосом повторяют стихотворение за воспитателем.)
Воспитатель: Ребята, люди каких национальностей заселяют нашу планету?
Дети: Русские, татары, башкиры, украинцы, немцы, американцы, французы. вьетнамцы, китайцы, японцы.
Воспитатель: Много вы назвали национальностей, но это лишь малая часть. А есть еще белорусы в Белоруссии, поляки в Польше, казахи в Казахстане.
(проводится дидактическая игра  "Кто где живет". Дети находят знакомые страны и назвают национальность.)
Воспитатель: У всех этих народов есть дети, которые, как и вы, ходят в детские сады, учатся в школах, умеют дружить  и играть в свои национальные игры и в игры других народов.(Звучит фонограмма русской народной мелодии).Музыка какого народа прозвучала? Назовите игры этого народа.
Дети: прозвучала русская народная музыка.
Воспитатель: В какую игру хотите поиграть?(ответы детей)
(проводится игра  "Гори,гори ясно")
Рефлексия.
Воспитатель: Что вы сегодня нового узнали? С чем познакомились? Какие народы заселяют нашу планету?Что вам понравилось?
(Воспитатель благодарит детей за активное участие)

Конспект занятия в старшей группе
на тему: Путешествие по карте
"Наша страна - Россия"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

- Обобщить и систематизировать знания детей о России;
-формировать уважительное отношение к государственным символам;  закрепить названия народных промыслов;
- воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

Используемые  объекты: Изображения гербов и флагов; предметы декоративно-прикладного искусства;  портрет президента РФ; карта России;

Используемое оборудование: магнитофон, ноутбук, экран, мольберт, карта России.

Предварительная работа: заучивание пословиц, стихотворений; беседы о российской символике; рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративного - прикладного искусства.

Организационный момент

Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?

(Ответ детей: Россия.)

Воспитатель: Правильно, Россия. А какая она наша Россия?

(Ответ детей: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

Воспитатель: Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”?

(Ответ детей: Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

Стихотворение читает Тихонова Яна

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
- Спасибо, молодец.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.

(Ответ детей: Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь давайте подойдем к карте.

Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России. Я предлагаю отправиться в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель: Станция называется “Государственная”

Воспитатель: Назовите столицу России.

(Ответ детей: Москва.)

Воспитатель: А кто расскажет стихотворение о Москве?

Стихотворение читает Сидоров Николай.

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.

- Спасибо, молодец.

Воспитатель: Президентом нашей страны является…?

(Ответ детей: В.В.Путин).

Воспитатель: Назовите государственные символы России.

(Ответ детей: Герб, флаг, гимн.)

Воспитатель: Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Воспитатель: Молодцы! А кто расскажет стихотворение о флаге?

Стихотворение читает Пономарёва Яна

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

- Спасибо, молодец.

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

Воспитатель: Кто знает стихотворение про герб?

Стихотворение читает Гриднев Максим.

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный

- Спасибо, молодец..

Воспитатель: А что же такое гимн?

(Ответ детей: Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

Воспитатель: правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. (Прослушивание отрывка гимна.)

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.

Станция называется "Природная"

Воспитатель. Наша природа богата лесами. На севере нашей страны  находятся тундра и тайга. В тундре очень короткое лето. Почти всегда лежит снег. Деревья низкорослые. Растут очень медленно. (Показ слайда).

Далее южнее от лесотундры находится тайга. Тайга-это полоса диких труднопроходимых лесов.

В наших лесах растет много разных деревьев. Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Показ слайда).

(Ответ детей: Береза, дуб и т.д.)

Воспитатель: Но есть дерево, которое является символом России. Отгадайте, что это за дерево?

Загадка:

Стоит Алена-
Платок зеленый.
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза). (Показ слайда).

Воспитатель: Березку милую ,родную издавна считают символом России.

Воспитатель: А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.

– А наше путешествие продолжается.

Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи

Мы приехали на станцию “Историческая”

Стихотворение читает Тупикова Лида

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

- Спасибо, молодец.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

1. Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)

Воспитатель: Следующая загадка.

2. Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.

3. Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

4. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

5. Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.

- Итог:

  • Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что такое Родина? Как называется наша Родина? А мы с вами – жители России? Россияне. Какое дерево является символом  России? (Береза). Я хочу подарить вам раскраску березки. Пусть с вами всегда будет символ России – нашей Родины. Молодцы, очень хорошо поработали.

Конспект экспериментальная деятельность в подготовительной группе

Цель: углубление представлений дошкольников о неживой природе. 

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами и качеством песка методом экспериментирования,закрепить умения работать с посудой.
  2. Обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
  3. Развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость через разрешение проблемных ситуаций.
  4. Активизировать и обогащать словарный запас по теме занятия, развивать социальные навыки.

Методы и приемы: загадывание загадки, рассматривание, экспериментирование, показ способа действия, ситуативная беседа, вопросы детям, физкультурная минутка.

Материалы и оборудование: три стеклянных баночки (первая с сухим, вторая с влажным песком, третья с прозрачной водой), лопатки, пластины из оргстекла, магниты, лупы и карандаши на каждого ребёнка.

        Ход занятия

Воспитатель:         Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал……(песок).

Воспитатель: Дети, вы любите бегать по песку босиком?  (ответы детей: да).

Где его можно увидеть? (ответы детей: на берегу реки, моря, в песочнице на участке).

Ребята, а что можно делать с песком? (ответы детей: лепить куличики, строить замки, сыпать на песочную мельницу и т.д.)

Давайте сегодня с вами поэкспериментируем с песком. Узнаем,  какой он на ощупь и из чего он состоит. Готовы.

Проведем первый опыт: Для первого опыта нам понадобятся: пластина, лупа, магнит, песок. Посмотрите, у всех есть эти предметы?

Каждый ребенок обследует сухой песок: ощупывает его, насыпает его на пластины, рассматривает в лупу, опускает в песок магнит.

Воспитатель: Ребята, что вы увидели? какой песок? из чего он состоит? (ответы детей: песок состоит из частиц, они мелкие, их можно рассмотреть в лупу, а еще в песке можно найти мелкие частички металла – они притянулись к магниту).

        Воспитатель подводит итог: песок — это очень-очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла.

Воспитатель: Из чего состоит песок, мы увидели, а сейчас опытным путём мы узнаем, тонет песок или нет.

Проведем второй опыт: для второго опыта нам понадобится баночка с водой, сухой песок, лопатка. У вех они есть? Все готовы экспериментировать?

Каждый ребенок в банку с водой опускает горсть сухого песка, не размешивая.

Воспитатель: Ребята, что происходит в банках? (ответы детей: песок оседает вниз, на дно банки, а на воде, на поверхности воды пыль)

Воспитатель: А теперь возьмите лопатки и размешайте песок в банках. Что произошло? (ответы детей: вода окрасилась, а затем песок опустился на дно, а пыль осталась на поверхности).

        Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что песок тяжелый, он опускается на дно банки, а пыль легкая — она осталась на поверхности, при размешивании примеси песка окрасили воду; мокрый песок меняет цвет- становится темнее сухого.

Воспитатель: А сейчас самое время немного отдохнуть после таких опытов.

Что там чудится в тумане?         (Дети вытягивают руки вперёд.)

Волны плещут в океане.        (Дети машут руками, изображая волны.)

Это мачты кораблей.                 (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей!        (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,         (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке         (Наклоны.)

И сжимаем в кулаке.                 (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать, —

Надо чаще приседать.                 (Приседания.)

Наклоняемся с хлопком,

И с хлопком потом встаём.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка, хлопни громче всех!         (Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу,

распрямиться — хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо. (Поворот головы вправо и влево.)

Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед.)

Три, четыре — быстрей чуть-чуть!

Приподняться, подтянуться,         (Прогнулись, руки вверх.)

Глубоко потом вдохнуть.

Раз, два — назад прогнуться,

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире!         (Махи руками.)

Раз, два, три, четыре, пять!

Снова надо поскакать!                 (Прыжки на месте.)

Воспитатель:         Здесь нельзя кусаться, драться.

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

        Ребята, а чтобы жизнь вокруг была, из песка можно строить волшебные замки. Давайте мы с вами и построим. Из какого песка можно строить волшебные замки? (ответы детей: из мокрого)        .                                        Дети строят замки из мокрого песка (под музыкальное сопровождение).

Воспитатель (подводит итог занятия): Какие замечательные замки получились! А теперь давайте вспомним, что мы сегодня узнали  о песке. Вместе с детьми делает вывод, что песок — это мелкие камешки разного цвета, формы и размера; они тяжелые, тонут в воде; песочная пыль легкая — плавает на поверхности воды, если размешать ее, то она растворится и окрасит воду.

Конспект НОД в подготовительной группе «Опытно-экспериментальная деятельность»  (эксперименты с мукой).

 

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Образовательные задачи:

  • Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.
  • Познакомить со свойствами муки.
  • Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия  действий.

Развивающие задачи: 

  • Развивать познавательный интерес к экспериментированию,   умение делать вывод.
  • Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
  • Развивать   внимание, мышление, память.

Воспитывающие задачи.

  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

    Предварительная работа:
    Просмотр презентации «Зерновые культуры»
    Экскурсия в хлебный магазин, замешивание соленого теста
    .

Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, ингредиенты, зерновые культуры сито.

Демонстрационный материал: Заготовка для кроссворда. Картинки полей с зерновыми культурами. Выставка  мучных изделий Сахар, дрожжи. Пшеница, овёс очищенный и не очищенный.

Раздаточный материал: Плоская тарелка, лупа, ложка, кувшин с водой ,2 салфетки, глубокие мисочки — комплект на 2 детей.

Оборудование: Кофемолки (Ручная и электрическая).

Ход занятия.


Организационный момент.

Я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки – зашифрованное слово. И только, выполнив определенные задания, вы поможете мне узнать, что же в нем написано.

В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (М)
Во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (У)
В третьей клетке живет буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова. (К)
В четвертой клетке живет буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нем  на втором месте. (А)
– Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось!
(МУКА)

А для чего  нужна мука?
Ответы: -Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье
– Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия.

Практическая часть:

–  предлагаю изучить свойства муки.

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется)   –  Мука сыпучая.

Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.

Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать.

Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.

Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.
– Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождем.

Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.
(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.)

Откуда хлеб пришел? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – хлеборобы.

Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)
– Из какого зерна делают муку? (Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь. Гречиха). 
–  Правильно, ребята! Выращивают много 
зерновых культур и из них выпекают различные  изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон и др.),  кондитерские,  макаронные изделия.

У вас в тарелочках  лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка).
– Давайте сами попробуем сделать муку из овса и пшеницы, при помощи ручной и электрической кофемолок.
– Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась. (Ответы детей)
– А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)

А почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.

В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.

Недаром в народе говорят:
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда.
Худой обед, коли хлеба нет.

Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы и др.

Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,

С хлебом не играйте.
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, Друзья!

А сейчас давайте все вместе сделаем из соленого теста Колосок (тесто подготовленное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие в прошлое Воронежа"

Конспект по познаватеному развитию для детей подготовительной группы. Основная цель: познакомить детей с историей своего города, активизация связной речи, мышления и памяти....

Конспект занятия " Путешествие в прошлое куклы".

Цель: привлекать внимание  детей к народной игрушке- кукле....

Конспект занятия "Путешествие по стране цветных карандашей"

Конспект занятия "Путешествие по стране цветных карандашей"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"...

Конспект НООД "Путешествие в прошлое простого карандаша"

Конспект дает возможность познакомить детей с историей простых карандашей....