П Р О Г Р А М М А занятий вокальной группы «Ладушка»
учебно-методический материал (старшая группа)

Литвинова Инна Владимировна

Уважение к собственным корням – одно из необходимых условий самоуважения и личного достоинства человека. В. Васнецов говорил: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории». В этом отношении фольклор является идеально доступным для ребенка носителем основных морально-этических категорий. Изменился жизненный уклад - прервалась цепочка изустной передачи традиционного песенного искусства. Необходимо искать пути преодоления этого разрыва. Знакомство с региональным фольклором и  позволяет вплотную подойти к познанию  своей истории.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vok_kruzhok.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

 

П Р О Г Р А М М А

занятий вокальной группы

«Ладушка»

Руководитель: Литвинова Инна Владимировна.                                                                        

2018 г.

                                              Пояснительная записка.

     Уважение к собственным корням – одно из необходимых условий самоуважения и личного достоинства человека. В. Васнецов говорил: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории». В этом отношении фольклор является идеально доступным для ребенка носителем основных морально-этических категорий. Изменился жизненный уклад - прервалась цепочка изустной передачи традиционного песенного искусства. Необходимо искать пути преодоления этого разрыва. Знакомство с региональным фольклором и  позволяет вплотную подойти к познанию  своей истории.  Изучение фольклора продолжается до наших дней. Г.С. Виноградов считал, что детский фольклор – это область устных словесных произведений, исполняемых исключительно детьми. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт – ласковый говорок пестушек, потешек, вызывает радость у ребенка. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства – вот в чем приоритет фольклорных занятий.

     Фольклор включает в себя такие виды художественного народного творчества, как: словесный, музыкальный, хореографический, игровой, драматический фольклор. Многие отмечают положительное воздействие фольклора на нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей.

                              Вокально-хоровая подготовка

     Воспитание детей на народных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Народная песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к народной музыке, что дает возможность развивать его музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить  любовь к  народной музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших групп. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к народной песне.

Цель:

привить любовь к народной песне.  

научить правильно исполнять вокальные произведения.

Задачи:

  • На основе изучения  народных песен  расширить знания детей об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
  • Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
  • Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных народных песен, научить двухголосному исполнению.  
  • Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
  • Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

     Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

  • главными из которых является сольной и ансамблевое пение,
  • слушание различных жанров народной песни,
  • пластическое интонирование,
  • движения под музыку,
  • элементы театрализации.
  • Основы музыкальной грамоты

    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, народной поэзией, сценическим искусством, ритмикой.

    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение песенного материала, индивидуального стиля исполнения.

     Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения народных песен.

      Музыкальную основу программы составляют произведения русского народного фольклора для детей.  Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

     Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых народных праздников и мероприятий).

     Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

  Занятия проводятся для детей старшей и подготовительной группы два раза в неделю по 35 минут.

В качестве главных методов программы избраны:

  • Стилевой подход, заключающий в себе постепенное формирование у школьников осознанного восприятия вокального искусства;
  • Творческий подход - важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель практического воплощения творческой деятельности учащихся;
  • Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематики, музыкального и теоретического материала.

В работе объединения используются также и другие следующие методы:

-наглядно-слуховой – выразительное исполнение песен, произведений педагогом, показ иллюстраций, видеоматериалов;

-словесный - образный рассказ, беседа о новой песне, движениях, напоминания об их приемах;

-практический – упражнения (многократное повторение, варьирование знакомого материала)

Применяется также последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

  Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе учащихся или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности:

  1. Индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических проверок, а также путем наблюдения за поведением учащегося, его успехами.
  2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку;

   создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать,  и ограничивающей излишне самоуверенных; индивидуальные указания для некоторых детей наряду с общим указанием для всего коллектива.

Исполнение индивидуальных упражнений, распределение на подгруппы с тем, чтобы одни учащиеся выполняли  задание, а другие давали этому оценку.

      Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие способности воспитанников.

                            Планируемый результат:

  • наличие интереса к народной песне; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • умение исполнять  длительности и ритмические рисунки  
  • Проявление уважения и любви к народным традициям, к народной культуре

 

Учебно-тематический план:

п\п

Тема занятий

Общее к-во занятий

2.

Прослушивание голосов.

4

3.

Певческая установка. Дыхание.

4

4.

Навыки «цепного» дыхания.

4

5.

Унисон. Умение чисто интонировать в унисон.

4

6.

Вокальная позиция.

                         4

7.

Работа над звуковедением. Работа над фразировкой и выразительным исполнением.

4

8.

Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией.

4

9.

 Развитие навыков двухголосного исполнения. Работа над чистотой строя.

4

10.

Работа с солистами.

4

11.

Сводные репетиции.

4

12.

Основы музыкальной грамоты

4

13.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

4

14.

Развитие чувства ритма.

4

15.

Беседа о гигиене певческого голоса. Дыхательные упражнения.

4

16.

 Беседа о традициях, обрядах русского народа. Беседа о календарно-обрядовых праздниках.  

4

17.

Использование технических средств. Работа с микрофоном.

2

18.

Использование фонограммы (минус 1).

6

19.

Открытый урок для родителей.

4

20.

Выступление в концертах.

6

Всего:

                         72

Занятия с солистами:

№ п/п

Содержание занятий

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

2.

Знакомство с творчеством русского народа. Слушание песен.   Работа над  народной  манерой вокального исполнения.  

3.

Сценическое искусство. Знакомство с различными жанрами русской народной песни: потешками, прибаутками, пестушками, закличками и т. д.

4.

Знакомство с  колыбельными и плясовыми  песнями.

5.

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

6.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

7 .

Сценическая хореография.

8.

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

 Результаты диагностирования учащихся

Фамилия, имя учащихся 1,2,3 годов обучения

Ладовый компонент мелодического слуха

Слуховой компонент мелодического слуха

Чувство

ритма

1.

Высокий

Высокий

Высокий

2.

Низкий

Средний

Средний

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы

  1. Звукоизолированное помещение – кабинет музыки
  2. Материально-техническое оснащение (ТСО):  

фортепиано, музыкальный центр, телевизор, компьютер, проектор, сканер

  1. Музыкальные инструменты, микрофоны.
  2. Наличие музыкальной литературы для учащихся и педагога: методическая, учебная, познавательная.
  3. Наличие дидактического наглядного обеспечения:

карточки, схемы, плакаты, иллюстрации, атласы, раздаточные настольные       игры, тексты песен.

  1. Соблюдение техники безопасности.  
  2. Комплекс воспитательных мер.

6. Литература

  1. Литература для учителя:
  1.  А.Ф. Яфальян Теория и методика музыкального воспитания- Ростов Н/Д: Феникс, 2008г
  2. Ю.Б.Алиев. Настольная книга учителя – музыканта – М., «Владос» 2003 г
  3. М.С.Горюшкина. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации под общей редакцией Л. Я. Олиференко.- М.: Айрис – пресс, 2007.
  4. В.В. Емельянов.  Развитие голоса. Координация и тренинг. – Серия «Мир медицины». – СПб.: Издательство «Лань», 2000.
  5. Г. П. Стулова.  Развитие детского голоса в процессе обучению пения. М.: Прометей, 2002.
  6. А. П. Школяр. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие /  – М.: Академия, 2001.
  7. О. А. Ворожцова. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: 2002г.
  8.  Н.К. Беспятова. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. М: 2004г
  9.  М. Н. Щетинин. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.- М.: Метафора, 2006г.
  10.  Н. Добровольская. Что надо знать о детском голосе. – М: Академия, 2001г
  11.  Б. А. Сергеев. Программа по обучению пению. – Изд-во «Союз художников» Санкт- Петербург, 2003г
  12.  Д.Е.Огороднов. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- Киев, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий вокальной группы «Ладушка»

Воспитание детей на народных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Народная песня – это эффективная форма работы с детьми разл...

конспект занятия в младшей группе"Ладушки-ладушки"

Цель: Сформировать элементарные представления о русских народных традициях, посредством изучения народной песни ,рисования народной утвариЗадачи:1. Закрепить  содержание русской народной песни ; ...

Проектная деятельность в группе. Конспект На тему: экскурсия в медицинский кабинет детского сада детьми,второй ясельной группы « Ладушки ».

Познакомить детей с медицинским кабинетом детского сада, с работой медсестры, с некоторыми медицинскими инструментами и их назначением, воспитывать уважения к труду медсестры  детского сада....

Фотоотчет выступления детского вокального ансамбля "Ладушки" МБДОУ "Раздольненский детский сад № 5 "Сказка" на мероприятиях, посвященных 8 Марта в 2019т

Фотоотчет по выступлениям ансамбля "Ладушки" на мероприятиях, посвященных Международному женскому Дню 8 Марта в 2019г...

НОД в младшей группе "Ладушки, ладушки, едем в гости к бабушке"

Непрерывная образовательная деятельность с детьми младшей группы. Цель - формирование интереса к театрализованной деятельности, развитие речи детей младшего дошкольного возраста....

Планирование работы вокальной группы «СОЛНЫШКО» на 2020-2021г Старшая, подготовительная группы

Формирование гармоничной личности Формирование личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, – одна из а...