Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании
материал

Чепелёва Людмила Викторовна

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад общеразвивающего вида №29 ”Золотой ключик”

городского округа Ступино Московской области

Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании.

Проект «Я – Россиянин».

.

        Воспитатель:Чепелёва Л.В.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке

общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной не зная .как любили и берегли её предки . наши отцы и деды.

В последнее время в политической и экономической жизни России произошли сложные , противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники , появились новые ( День российского флага .День единства и т.д.)

В последе время в политической и экономической жизни России произошли

сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День российского флага, День единства и т.

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому целесообразно использовать инновационные технологии, такую как проект «Я – Россиянин». Метод способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей, а

самому педагогу повысить свою компетентность.

Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном посёлке, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, приобщение к культурным ценностям, посещению выставок, музеев. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма и нравственности.

Цель проекта

Создание условий для воспитания любви к близким людям, детскому саду, родному городу и стране, организации совместной, организованной образовательной деятельности, предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи проекта:

  •         Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами проектного метода.
  • Формировать у родителей активную жизненную позиции по вопросам

патриотического воспитания.

  •         Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране, гордость за принадлежность к гражданам России.
  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов

Российской Федерации – герба, гимна, флага.

  •         Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

  •         Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

Воспитывать у детей:

  •         стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
  • воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

Формировать у детей:

  •         чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • представление о России как о родной стране;
  •         умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

Развивать у детей:

  • представления о культуре, об образе жизни людей, населяющих родной посёлок.

Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство группы, семьи и социума.

Гипотеза:

  •         Педагоги имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
  • родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе

нравственно-патриотического воспитания детей;

  • дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
  •         создание оптимальных условий для развития нравственно-патриотических качеств дошкольников.

Участники проекта:

  • Педагоги
  • Воспитанники
  • Родители

Направления работы

  •         анализ существующей ситуации, возможных рисков при реализации проекта (создание анализа);
  • Создание оптимальных условий в группе для формирования

нравственно-патриотических качеств дошкольника;

  • воспитание нравственно-патриотических чувств;
  •         проведение обучающих семинаров, деловых игр, тренингов для участников проекта;

Методы исследования

  • проблемно-поисковые;
  • проектирования;
  • игровые ;
  • продуктивные методы;
  • анкетирование родителей, педагогов, детей;

Предполагаемый результат.

Дети испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом. Дети знают и называют домашний адрес, место работы родителей.

Дети оценивают значимость труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети выполняют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.

Знают место проживания: посёлок, край; предприятия родного посёлка и их значимость; символику района, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну посёлка и края; умеют находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия. Знают некоторые исторические факты из прошлого России, Московской области.

Знают свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети узнают флаг, герб, гимн России, флаг, герб Московской области.

Называют представителей национальностей, населяющих нашу область, других национальностей России. Уважают их культуру и традиции.

Знают природу Московской  области, её флору и фауну. Умеют любоваться природой, бережно относиться к ней.

Дети знают , что они являются жителями планеты Земля, 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции; климатические и природные условия родного края, называют животных, которые там живут и растения, которые растут там.

Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень развития детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах.

Основные направления:

  1. 1.Духовно-нравственное

Цель: осознание детьми в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве

определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  1. Историко-краеведческое

Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Проведение непосредственно образовательной деятельности в мини-музее. Проведение интегрированной ООД по патриотической тематике.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание

Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки событий и процессов в обществе и государстве 4.Социально-патриотическое

Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  1. Военно-патриотическое

Ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите.

Изучение истории родного края, традиций русского народа.

  1. Героико-патриотическое

Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

  1. Спортивно-патриотическое

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Организация работы с родителями в решении вопросов воспитания.

Основные направления работы с родителями. Информационно-просветительское:

  • информация об организации воспитательно-образовательного процесса
  • информация о достижениях детей группы и педагогов
  • индивидуальные консультации

  1. Организационно - деятельностное
  • творческие отчеты воспитателей.
  • проведение тематических праздников и совместных мероприятий

Возможные риски проекта и пути их преодоления:

  1. Недостаточное оснащение материально-технической базы мини-музея экспонатами
  2. Работа с социумом.
  3. Совместное оснащение с семьями воспитанников

Аннотация

Данный проект предполагает создание оптимальных условий в группе для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника.

Мы надеемся:

  • создать оптимальные условия для развития нравственно-патриотических качеств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
  • сформировать единое образовательное пространство для культурного, нравственного, патриотического развития детей, родителей и педагогов.

Деятельность в рамках проекта ставит своей целью создать условия в группе для развития нравственно-патриотических качеств у детей. Создать систему работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, любви и привязанности к семье, своему народу и изучению культурных традиций нашего края.

Воспитательно-образовательная работа с детьми предполагает формирование нравственно-патриотических качеств личности.

Ведущее место в системе нравственно-патриотического воспитания занимает работа с родителями.

Предполагается использование новых форм работы с семьями воспитанников, педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания и развития ребенка, совместные с родителями обучающие и развлекательные мероприятия,

включение родителей, как участников в воспитательно-образовательный процесс группы. Педагоги выступают как основное связующее звено между детьми и родителями.

Инновацией данного проекта является использование в работе таких методов и приемов, которые позволяют воспитателям, родителям и детям быть активными участниками образовательного процесса.

Первый этап – подготовительный Задачи первого этапа:

  • Проведение анализа состояния образовательного процесса в группе
  • Разработка проекта;
  • Разработка мини-проектов в деятельности группы;
  • Планирование работы на учебный год.

Второй этап проекта – формирующий Задачи второго этапа:

  • Мониторинг реализации проекта;
  • Внедрение метода проектов в работу группы;
  • Внедрение технологий личностно-ориентированного воспитания;
  •         Внедрение здоровьесберегающих, здоровьесохраняющих и информационных технологий;
  • Улучшение материально-технической базы группы;
  • Создание мини-музея .

Третий этап – итоговый Задачи третьего этапа:

  •         Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами;
  • Оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета,

планирование дальнейшей работы.

План реализации проекта Первый этап

Изучение теории и практики работы с детьми по вопросам нравственно-патриотического

воспитания.

Выбор программно-методического сопровождения инновационной деятельности. Определение внешних и внутренних связей.

Разработка перспективных планов работы с детьми. Родителями и педагогами.

Второй этап

Подбор мониторинговых методик. Пакет мониторинговых материалов

Практическая реализация перспективных планов работы с детьми, родителями и педагогами.

«Формирование познавательной активности дошкольников средствами ИКТ».

Создание мини-музея в группе;

«Приобщение детей к познавательной, художественно- творческой деятельности »;

«Народная игрушка, народная педагогика и её влияние на нравственно-патриотическое становление личности ребёнка».

Игры музейного содержания:

  • игры-развлечения "Откуда хлеб пришел ", "Мода из бабушкиного сундука";
  • игры путешествия: "Откуда родом бабушкин сундук".
  • интеллектуально - творческие игры: "Волшебный кружок", "Заседание клуба знатоков культуры";
  • игры эстетического содержания. Консультация для родителей Обновление развивающей среды Третий этап

Мониторинг реализации проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

в материале представлена проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества....

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...

Опыт работы "Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, ...

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современно...

Мастер – класс "Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании"

Мастер – класс: «Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании»...

Мастер – класс: «Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании».

Цель: повысить компетентность педагогов ДОО по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: 1.Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно - патриотическому восп...