Мастер – класс: «Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании».
методическая разработка
Цель: повысить компетентность педагогов ДОО по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: 1.Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно - патриотическому воспитанию. 2. Способствовать внедрению инновационных технологий в образовательный и воспитательный процесс через ознакомление родителей и детей с художественной литературой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс:
«Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании».
Воспитатель 1 кв. категории МКДОУ Мошковский детский сад №2 «Рябинка» Подгорная Вера Николаевна |
Мошково 2022
Мастер – класс: «Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании»
Цель: повысить компетентность педагогов ДОО по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
1.Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно - патриотическому воспитанию.
2. Способствовать внедрению инновационных технологий в образовательный и воспитательный процесс через ознакомление родителей и детей с художественной литературой.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада Вас приветствовать!
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
«Нет Земли лучше Родины своей,
Лучше, чем на Родине, нет людей» - говорится в народной пословице.
И это действительно так. Нам педагогам необходимо научится интересно подходить к теме патриотизма, чтобы этот интерес появился в наших детях. Сегодня я покажу Вам, дорогие мои коллеги, как я с детьми нашей группы играю в игры на тему: «Патриотизм».
Прежде чем начать играть с вами, я бы хотела сказать Вам: - «Вы все люди достойные, умные, но мудрецы говорят: - «Хочешь изменить мир – начни с себя».
Перед вами «Древо честности, древо жизни в моем городе». Я предлагаю сорвать с него по плоду и честно ответить хотя бы для себя на вопрос: «Когда в последний раз я…»
- испытывал гордость за свою страну;
- сделал что –то хорошее для своего родного края;
- испытывал гордость за свой народ;
- соблюдал обычаи своего народа;
- отстаивал честь своей Родины;
- был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;
- радовался и смеялся от души на своей Земле;
- посадил дерево.
Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своей страной и что, только от нас зависит процветание нашей страны.
Всем нам в нашей жизни освещает путь яркое солнце, всем нам дарит оно тепло. Родина нам –как солнце, она нам дарит свет, тепло и радость. Сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру.
Игра называется: «Солнце Родины».
Пред вами солнце, которое освещает нашу жизнь на нашей Земле. Давайте честно ответим на вопрос: «Что нам даёт наша Родина?». Ответы мы запишем на солнечных лучах. (бесплатное образование, медицина, мир, покой, работающую конституцию, охрану, независимость, право на отдых, свободу слова, право на труд, свободу вероисповедания, обеспечение старости, право избирать и т. д.)
А теперь на другом солнце, давайте напишем ответы на вопрос: «Что мы делаем для своей Родины»
Благодаря этой игре мы видим, как много мы просим от своей Родины, как много мы хотим получить от неё, и как мало мы даем взамен.
Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Моя Родина - Россия».
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Уметь слушать других.
3. Вырабатывать общее решение вопроса.
4. Соблюдать культуру речи и тактичность.
Ход игры:
Начинается Родина с памяти
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
А что такое Родина?
Тренинг на создание образа «Родина».
Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.
Откройте свои конверты и достаньте карточки, прочитайте текст и скажите название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.
Модель патриотического воспитания в современных условиях
Направления:
Экологическое
Историко-краеведческое
Культурное
- Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
- Каждый регион, город неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
- Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Станция № 1. Историко-краеведческая
1. Земля, где ты родился? (Родина).
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
3. Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).
4. Древнее название России? (Русь).
5. В каких частях света расположена Россия? (Россия расположена в частях Европы и Азии)
6. Какой праздник отмечается в России 12 июня (12 июня отмечается День рождения России)
7. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
8. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
9. Как называются граждане России? (Граждане России называются россияне).
10. Официальная эмблема государства? (Герб).
11. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
- единство;
- верность;
- силу;
- власть.
12. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
13. Что означают цвета Российского флага?
БЕЛЫЙ – Справедливость, Небо, Чистоту совести
СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу, Трудолюбие
КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир
14. Назовите столицу России. (Столица России — город Москва).
15. Как называется город, в котором вы живете? (Краснодар)
16. Назовите адрес детского сада? (Улица Дунайская, 64)
17. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
18. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
19. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).
- Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Память
Ордена
Честь
Россия
Родина
Станция №2 «Знатоки русской народной культуры» (Культурное направление)
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
1 команде нужно восстановить пословицы
1. Нет в мире краше ....... когда над ней крыша одна.
2. Глупа та птица, ....... а своё село всё на уме.
3. Если дружба велика, ....... чем с родной земли сойдет
4. Семья сильна, ....... хорошие дети растут.
5. Человек без Родины ....... будь и сыном своего народа.
6. В хорошей семье ....... что соловей без песни.
7. Будь не только сыном своего отца ....... Родины нашей.
8. Козак скорее умрет, ....... которой свое гнездо не мило.
9. Живёшь на стороне, ....... будет Родина крепка.
2 команде нужно вспомнить и дописать
1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)
2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)
3. Чужбина калина, Родина - … (малина)
4. Русский солдат не знает …..(преград)
5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)
7. Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет)
8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)
9. Родина – мать, а чужбина - …..(мачеха)
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. - Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Станция №3 "Экологическая"
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках.
Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан, дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь.
Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Ведущий:
- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Я горжусь своей страной, потому что… ?
И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
в материале представлена проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества....
Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств лич...
Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...
Опыт работы "Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, ...
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современно...
Мастер – класс "Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании"
Мастер – класс: «Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании»...