Значение народного фольклора в музыкальном развитии дошкольников
консультация
Музыкальный фольклор -явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:
- Народная песня.
- Народная хореография.
- Народные игры.
- Народные музыкальные инструменты
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников
Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"—народ, "лор"- учение. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о ребёнке. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки«, игры. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.
Близостью народного искусства детскому возрасту определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.
Включая в музыкальные занятия детский фольклор, можно привить любовь к народным традициям. Досуги, которые проводятся во второй половине дня , разнообразны по содержанию и форме. Многие игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок имеют фольклорную основу: например, театрализованное представление русской народной сказки «Репка»; Весенний праздник по мотивам русской сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад.
Музыкальный фольклор -явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:
- Народная песня.
- Народная хореография.
- Народные игры.
- Народные музыкальные инструменты.
Перечислим те народные музыкальные инструменты, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших аспектов народного творчества, приобщения их к «культуре предков», уходящей корнями вглубь веков.
1. Элементарные музыкальные инструменты:
Пищалка, жужжалка (фурчалка) .
2. Духовые инструменты:
Флейта, свирель, глиняные свистульки.
3. Струнные инструменты:
Балалайка, гусли.
4. Ударно – шумовые инструменты:
Трещотка, рубель, колотушка, ложки, бубенцы (браслет на руку, бубен, колокольчики на деревянной ручке (погремушки) .
Народные инструменты используются на занятиях, начиная со средней группы. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Народные игры используются на занятиях, на фольклорных праздниках.
Русские народные игры имеют многовековую
историю, они сохранились до наших дней из
глубокой старины, передаваясь
из поколения в поколение, вбирая в себя
лучшие национальные традиции.
Народные игры оказывают большое влияние
на воспитание характера, ума, воли, развивают интерес
к народному творчеству .
Народные танцы на занятиях используются с младшей группы.
Фольклорная музыка для детских танцев должна обладать рядом особенностей:
- музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей;
-доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.
- моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию).
Народная песня на занятиях
Детские песни которые используются в работе поделены на 4 группы:
1) песни диалогические;
2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
3) песни с припевом;
4) песни-перегудки.
Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом в сопровождении народных инструментов.
С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа.
Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении, учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза.
В нашем детском саду предметно –развивающая среда и интерьеры музыкального зала оформлены с целью привить детям любовь к народным традициям.
Использование музыкального фольклора на занятиях необходимо для формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора.
Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны
по степени близости к народным традициям:
посиделки, праздничные
утренники, тематические вечера,
театральные …и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение фольклора в музыкальном развитии детей с ОВЗ».
Консультация для родителей по применению фольклора в семье для музыкальногои гармоничного развития детей с ОВЗ....
Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников
Консультация для педагогов...
Презентация "Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольника
В презентации рассказано и показано влияние фольклора на развитие дошкольника. Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающа...
Значение народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.
Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературн...
Консультация "Значение народного фольклора для всестороннего развития детей раннего возраста"
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовно-нравственное развитие, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. ...
Доклад "Использование фольклора в музыкальном развитии дошкольников"
Фольклор не только знакомит с истоками русского народа, но является основой для формирования музыкального развития с самого рождения ребенка...