Значение народного фольклора в музыкальном развитии дошкольников
консультация

Перепелицына Елена Юрьевна

Музыкальный фольклор -явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

 - Народная песня.

 - Народная хореография.

 - Народные игры.

-  Народные музыкальные инструменты

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Консультация  для  воспитателей

           https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site_358/section_68/thumbs/14s_ULqVnWBN_1200x0_AybP2us9.jpg

Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"—народ, "лор"- учение.  Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о ребёнке.  Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки«, игры.  Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами  на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Близостью народного искусства  детскому возрасту определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.

Включая в музыкальные занятия  детский фольклор, можно привить любовь  к народным традициям. Досуги, которые проводятся во второй половине дня , разнообразны по содержанию и форме. Многие игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок  имеют фольклорную основу: например, театрализованное представление русской народной сказки «Репка»; Весенний праздник по мотивам русской сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад.

       Музыкальный фольклор -явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

 - Народная песня.

 - Народная хореография.

 - Народные игры.

 - Народные музыкальные инструменты.

Перечислим те народные музыкальные инструменты, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших аспектов народного творчества, приобщения их к «культуре предков», уходящей корнями вглубь веков.

 1. Элементарные музыкальные инструменты:

 Пищалка, жужжалка (фурчалка) . https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e07/0010271e-7ed9d109/hello_html_m22565c5b.jpg

 2. Духовые инструменты:                                      

 Флейта,  свирель, глиняные свистульки.

 3. Струнные инструменты:                                              

 Балалайка, гусли.

 4. Ударно – шумовые инструменты:

 Трещотка, рубель, колотушка, ложки, бубенцы (браслет на руку, бубен, колокольчики на деревянной ручке (погремушки) .

  Народные инструменты используются на занятиях, начиная со средней группы. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

         Народные игры используются на занятиях, на фольклорных праздниках.

Русские народные игры имеют многовековую https://dop.pskovedu.ru/file/download/dop/3255D14AD0DD0B83DE0E9F5CA1A3780A

историю, они сохранились до наших дней из                                                                                                          

глубокой   старины,  передаваясь

из поколения в поколение, вбирая в себя

лучшие  национальные традиции.

Народные игры  оказывают большое влияние

на воспитание характера, ума, воли, развивают  интерес

к народному творчеству   .                                    

         Народные танцы на занятиях  используются с младшей группы.

  Фольклорная  музыка для детских танцев   должна  обладать рядом особенностей:

 - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей;

 -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.

 - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию).

        Народная песня на занятиях

Детские песни которые  используются  в работе поделены на 4 группы:

1) песни диалогические;

2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);

3) песни с припевом;

4) песни-перегудки.

Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом в сопровождении народных инструментов.

С русскими народными песнями и мелодиями дети  начинают  знакомиться  уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа.

Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении, учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза.

В нашем детском саду предметно –развивающая среда  и интерьеры музыкального зала оформлены с целью привить детям любовь к народным традициям.           

         Использование музыкального  фольклора на занятиях необходимо для формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора.

Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны

по степени близости к народным традициям: https://bel.cultreg.ru/uploads/51138be9dca241bfa3a15217cce00b17.jpeg

посиделки, праздничные

утренники, тематические вечера,

театральные …и т.д.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение фольклора в музыкальном развитии детей с ОВЗ».

Консультация для родителей по применению фольклора в семье для музыкальногои гармоничного развития детей с ОВЗ....

Презентация "Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольника

В презентации рассказано и показано влияние фольклора на развитие дошкольника. Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающа...

Значение народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.

Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературн...

Консультация "Значение народного фольклора для всестороннего развития детей раннего возраста"

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовно-нравственное развитие, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. ...

Доклад "Использование фольклора в музыкальном развитии дошкольников"

Фольклор не только знакомит с истоками русского народа, но является основой для формирования музыкального развития с самого рождения ребенка...