«Значение фольклора в музыкальном развитии детей с ОВЗ».
консультация на тему
Консультация для родителей по применению фольклора в семье для музыкальногои гармоничного развития детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_folklora_v_razvitii_i_vospitanii_doshkolnikov_s_ovz.doc | 41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Значение фольклора в музыкальном развитии детей с ОВЗ».
«Детский фольклор является едва ли не
исключительно педагогическими надобностями народа»
Г.С.Виноградов.
Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка. Детский фольклор - сложная многоликая система произведений, включающая в себя:
- поэзию пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки,
сказки);
- детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые
произведения);
- потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, загадки, небывальщины);
- игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, игры - импровизации и др).
Ребенок в период детства проходит 3 важнейших этапа, названных в возрастной периодизацией:
- младенчество - от 0 до 1,5 лет;
- ранним возрастом -1,5-3 года;
- дошкольным возрастом -3-6 лет.
На каждом из них применяется своя фольклорная основа.
К сожалению, на сегодняшний день фольклор мало используется в воспитании детей в семье. Ни одно из современных авторских произведений не может быть так понятно и близко ребенку, как русская народная песня, исполненная матерью. Ведь для малыша в этот период важна эмоциональная близость с родным человеком, чувство защищенности. Народ - педагог, сложивший поэзию пестования, проявил удивительно глубокое понимание психического развития, проявляющееся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активному освоению речи, тяги к активным движениям.
На 2 этапе развития ребенка поэзия пестования продолжает радовать малыша и оставаться центральным средством воспитания. Здесь шире используются пестушки, потешки, как материал, стимулирующий развитие движений и словарь детей. К 3 годам малыш осваивает предметное окружение, учится самостоятельно есть и одеваться, использовать в быту ложку и чашку, мыло и гребешок, стремиться к активному общению с взрослыми. Эти годы должны дать ребенку эмоциональный опыт и опыт общения с игрушкой. И сегодня игра с куклой любима детьми. Колыбельная песня, потешка, пестушка могут занять в них достойное место.
3 этап - важнейший в развитии ребенка. Эти годы должны стать для ребенка «школой практической морали», дающей опыт взаимопомощи и сотрудничества. Решить эту не простую задачу поможет игра, а именно музыкальная игра. Фольклорная основа может помочь детям в конструировании новых игр. Заклички, приговорки хорошо использовать в играх календарного типа с подбрасыванием предметов вверх. Песни - дразнилки, хороводные игры способствуют развитию у детей выразительности речи и пластики движений в театрализованных играх. Загадки, небывальщины могут стать неотъемлемой частью игр-фантазий.
Базис личностной культуры формируется у ребенка к 3 годам. Поэтому так важно организовать в этот период встречи ребенка с песней, с книгой и игрой. И от того, будет или нет детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества, зависит вся дальнейшая участь маленького человека.
Музыкальная игра формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности. В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.
Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыки. Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Надо выбирать те игры, которые были бы понятны и близки ребенку.
Сказки - лучший образец народного творчества. В игре она просто незаменима. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием.
Игра - драматизация помогает детям полнее воспринять художественное произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе. Игра - драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренности к игре. В работе с детьми необходимо использовать русские народные костюмы. Отдельные элементы русских костюмов предлагать детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечениях (платочки, косынки, кокошники, ленточки, фартучки и т.д.) Для девочек необходимы: сарафан и блузка, лента и кокошник. Для мальчиков: рубаха-косоворотка, пояс из тесьмы и короткие шорты. Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, мы приобщаем детей к русскому народному искусству. Большую пользу приносит детям и выступления взрослых (пляска Д. Мороза под русскую народную мелодию, пляска скоморохов на празднике «Масленица» или «Ярмарка», участие в домашних постановках русских сказок и др.)
Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступление детских и взрослых танцевальных коллективов в русских костюмах. Это с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения русского народного танца, песен, а с другой - порождает у детей желание подражать.
Очень хорошо использовать слушание музыки, песен, сказок в аудизаписи. С большой радостью дети просматривают записи театральных постановок, игр-драматизаций, исполнение мелодий на детских музыкальных инструментах, песни, стихи, инсценировки, в которых сами принимают участие.
Большую эффективность в работе имеет разучивание плясок, музыкальных игр, игр - драматизаций под магнитофонную запись, так как это дает возможность непосредственного общения с детьми.
Сила и значение игр, сказок, драматизации, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей велика.
Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным спутником в работе детского сада и семьи.
Примерный материал для разучивания с детьми дома.
Потешка "Бычок"
"Бычок, бычок,
Смоляной бочек.
Бодучие рожки,
Резвые ножки..."
Играя с ребенком в такие игры, как "Сорока - белобока", "У медведя во бору", "Хитрая лиса", "Пташки" вы ближе познакомите его с жизнью диких животных их особенностях, а образный язык народного слова помогает детям открыть много нового в мире животных.
Например, в праздничные дни Нового года можно познакомить детей с колядками:
"Коляда - моляда,
Отворяй-ка ворота,
Подавай нам пирога,
И кувшин творога.
А не дашь творога,
Мы коровку за рога,
Мы коровку за бока,
Уведем за ворота..."
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения русского фольклора интересно знакомят детей с погодными явлениями и временами года.
Зимой играя в снежки разучите проговорку:
"Мороз, мороз,
Через дуб перерос.
Через дуб перерос,
Бабу снежную принес.
Бабу снежную принес,
Баба, бела - беляком ,
Получай-ка снега ком!"
Многие незнакомые слова заинтересуют детей, постарайтесь правильно ответить на их вопросы, тем самым расширить их кругозор.
Весной хорошо разучить с детьми разные заклички, где прослеживается связь природы с трудом человека.
"Ау, ау , аукаем,
Весну за-а-укиваем.
Март, март -
Солнцу рад.
Апрель, апрель -
Несет капель.
Май, май,
Ниву засевай."
И о летнем периоде есть много потешек, приговорок, которые знакомят с различными явлениями и учат бережно относится к природе.
Закличка
"Приходи, приходи летечко,
Приноси грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Солнышко в окошко."
Потешка
"Радуга - дуга
Пролей дождя -
Из ведра лагуна,
на леса, на луга.."
"Пчелки, пчелки,
В поле летите,
С поля летите,
Медок несите!"
о божьей коровке:
"Божья коровка,
Полети вверх ловко.
Принеси нам с неба,
Меда и хлеба!"
Для знакомства детей с животным миром используйте сказки: "Курочка - пеструшечка", "Смоляной бычок", "Лиса и заяц", "Лисичка сестричка и серый волк". На этих сказках у детей закрепляются и обогащаются знания о животных и птицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкально - дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей
Методическая разработка на тему: Роль музыкально - дидактических игр в детском саду...
Методическая разработка на тему: "Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей".
Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей. Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководи...
Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"
В практической деятельности для развития ритмических навыков детей необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого много...
Тема : « Роль музыкально - дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей.»
Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководитель или воспитатель учит детей воспринимать музыку и передавать в движении её содержание и о...
игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.
Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....
Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»
Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...