План самобразования
материал

Касимова Алиса Юрьевна

План самобразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_5_let_novyy.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

на 2020-2024 г.

воспитателя Касимовой Алисы Юрьевны

на тему:

«Развитие мелкой маторики детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Актуальность

Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для  общего психического развития ребенка. Ученым доказано что в головном мозге человека центры, отвечающие за движение пальцев рук и речи, расположены очень близко и поэтому речевое развитие напрямую зависит от тренированности пальцев. В то же время ,развитая речь помогает социализации детей, установлению связи с окружающими людьми ,выстраиванию взаимоотношений друг с другом. Работа по развитию мелкой маторики  и координации движений руки должна вестись с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук .В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов,  требующих точности движений,  но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением(как при правильном держании кисти или карандаша)создаются условия для развития мелкой маторики.

Применение нетрадиционных техник-это использование материалов, инструментов, способов рисования ,которые не являются общепринятым Нетрадиционные техники рисования- это способы создания произведения искусства ,в котором гармонирует все и цвет, и линия, и сюжет .Данные техники хороши тем ,что они доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата  и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают ее более интересной ,и увлекательной.

Пояснительная записка

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  •  тычок жесткой полусухой кистью.
  •  печать поролоном;
  •  печать пробками;
  •  восковые мелки + акварель;
  •  свеча + акварель;
  •  отпечатки листьев;
  •  рисунки из ладошки;
  •  рисование ватными палочками;
  •  с помощью ватных дисков;
  • кляксография с трубочкой.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Цель: Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования,повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу.

 Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике, изучение методик и технологий в интернет ресурсах.

- Создать благоприятные условия для развития мелкой маторики у детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

- Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

- Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук детей через занятия рисования, продуктивной деятельностью.

- Развивать умения и навыки в игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

- Разработать перспективный план работы.

- Составить поэтапный план работы.

- Составить собственные методические разработки в ходе работы над темой.

- Создать учебную программу.

- Достигнуть положительных результатов работы по теме.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

- наблюдения с детьми;

- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

- показ способов действия;

- игровые приемы;

- совместный анализ выполненной работы.

Ожидаемые результаты:

- повышение педагогической компетентности

- определение тактики и стратегии совершенствования образовательного процесса образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в современных условиях в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

- у детей повысится уровень художественных способностей;

- дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;

- Освоят технику нетрадиционного рисования.

Этапы работы по самообразованию 2020 - 2024 годы

№ п/п

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практическая

деятельность

1.

Подготовительный.

Аналитико-

диагностический этап

2020-2021 уч. г.

1. Изучение нормативных документов в педагогической деятельности Закон об образовании РФ.

2. Изучение профессиональных стандартов, конвенции о правах ребёнка.

3. Изучение образовательных технологий  по изо: техника «Квиллинг», декупаж.

4. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования:

- www.metod-kopilka.ru

- www.maam.ru

1. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования (для младшего дошкольного возраста).

2. Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды.

3.Подбор методического оснащения (конспекты, презентации, проекты  и др.)

4. Пополнение методической копилки (поделок, рисунков).

2.

Основной. Практический этап.

2021-2023 уч. г.

1. Определение целей и задач по теме: «Нетрадиционная техника рисования».

2. Прогнозирование результатов.

3. Применение на практике.

4.Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий в экспериментальной группе, отслеживание результатов работы).

5. Подведение итогов.

6. Внедрение опыта работы в работу ДОУ.

7.Формирование методического комплекса по выбранной теме.

8. Разработка перспективного плана по  выбранной теме для старшего дошкольного возраста.

9. Корректировка работы.

Исследовательская работа (продолжение работы в экспериментальной группе).

10.  Консультация для педагогов ДОО"Нетрадиционная техника рисования и ее роль в развитии  мелкой маторики дошкольного возраста».

11.  Авторская методическая разработка «Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

12. Семинар-практикум для педагогов района «Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

1. Выставки детских работ ,для родителей, с использованием нетрадиционной техникой рисования.

2. Разработка картотеки упражнений для развития мелкой моторики (альбом образцов из салфеток).

3. Составить картотеку заданий и игр для развития мелкой моторики рук.

4. Проведение мастер  – класса для родителей на тему:

 « Нетрадиционная техника рисования».

5. Оформление наглядно-иллюстративного материала для занятия ИЗО по возрасту детей.

6.  Выставки детских рисунков для родителей.

7. Мастер  – класс для родителей на тему:

«Торцевание».

3.

Заключительный этап. Обобщение.

2023-2024 уч. г.

1. Распространение опыта своей работы.

2. Внесение корректировок в перспективный план по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования.

3. Разработка авторской  программы «Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования ».

4. Отчёт по теме самообразованию на итоговом педсовете.

1.Подведение итогов.

2. Оформить творческую лабораторию: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

3. Показ открытых занятий родителям и педагогам.

4. Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов, публикация статьи на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

Список используемой литературы:

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

3. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г. №11

4. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя  группа. – Москва, 2010.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая  группа. – Москва, 2009.

7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – Москва, 2009.

8. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

9. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников». Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.                                                 1. 10 А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития», 2004 г.                                                                                             11. Екатерина Румянцева, «Аппликация» (Простые ладошки), Айрис – Пресс. Москва 2011 г.

12. Р.Г. Казакова. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

13. Ирина Хананова, «Солёное тесто» (Фантазии из муки и соли). Аст – Пресс, Москва 2007 г.                                                                                     14. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду» (Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолёте, и в машине времени). Занятия в ИЗО студии. Карапуз «Сфера» 2008 г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самобразованию

Тема: Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возрастаЦель: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчестваЗадачи: Выявить значение устного ...

План работы по самобразованию

План работы по самообразованию...

План самобразования педагога-психолога

В данном материале представлен план самообразования педагога-психолога ДОУ...

План самобразования на тему: «Оригами-терапия, как здоровьесберегающая технология в работе с детьми ТНР».

Арт-терапевтическое воздействие на развитие мелкой моторики с помощью оригами является одним из эффективных методов. Сложение бумажных фигурок является одним из самых активных занятий для развития тон...