Образовательная программа кружка «Королева иголочка»
материал (старшая группа)
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_koroleva_igolochka.docx | 359.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161
Образовательная программа кружка
«Королева иголочка»
(дополнительное образование)
Для детей дошкольного возраста
от 5 до 7 лет
Педагог дополнительного образования:
Савельева Татьяна Алексеевна
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Цель
4. Задачи
5. Продолжительность реализации программы
6. Формы и методы работы
7. Режим занятий
8. Материалы и оборудование
9. Ожидаемые результаты
10. Перспективный план
11. Учебно-тематический план
12. Краткое описание тем
13. Список литературы
Пояснительная записка
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
В. А. Сухомлинский
Чем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь. Вышивка — одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, является важным средством всестороннего развития ребёнка, развития творческого потенциала детей. Освоение техники вышивания, приобщение к народному искусству, формирование волевых качеств, развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук — это один из показателей готовности ребёнка к школе. Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Актуальность
Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.
Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
Актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Цель:
- Формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на ткани;
- развитие художественно-эстетического творчества;
- ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка умений и навыков их практического использования.
Задачи:
- вызвать интерес к вышивке, пробудить желание самому научиться вышивать;
Обучающие:
- расширять словарь детей (нитки: мулине, шерсть, канва, пяльцы, схема, цветовая гамма и др.);
- закреплять цвета и оттенки;
- познакомить с основными приемами вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия);
-знакомство с понятием «стежок», «шов». Овладеть технологией шва «Вперед иголку», «Полу-крест», «Крестик», «Вперед иголку в два приема», «Звездочка»;
- овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы;
- познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке;
- учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
- учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ;
- формировать умение выполнять последовательную цепочку действий.
Развивающие:
-развивать умение доводить работу до конца;
- развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно- двигательную координацию;
- навыки ручной умелости;
- творческое мышление, воображение, фантазию, внимание;
- интерес к русскому народному творчеству;
- стремление ребенка к самостоятельности;
- творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;
-формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей;
-формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;
- воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам;
-формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.
Форма организации детей: групповая
Продолжительность образовательного процесса: 1 учебный год
Время проведения: 1 раз в неделю по 30 минут
Формы работы с детьми:
Игра
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Интегративная деятельность
Проблемная ситуация
Методы работы с детьми:
Словесные
Наглядные
Практические.
Материалы и оборудование:
1. Картон
2. Нитки мулине, шерстяные
3. Иглы вышивальные
4. Игольницы
5. Ножницы с тупыми концами
7. Пяльцы пластмассовые
6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов
8. Карандаши простые, фломастеры
9. Копировальная бумага
10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см
11. Канва
Ожидаемые результаты:
В ходе работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- узнают и научатся выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- смогут планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- научатся разрезать ткань по нанесенным меткам;
- делать бахрому на салфетке;
- закреплять ткань в пяльцах;
- вдевать нитку в иголку;
- завязывать узелок;
- шить швами “вперед иголку”, “строчка”;
- использовать пооперационные карты;
- пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- овладеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
- смогут экономно расходовать материалы;
- бережно обращаться с инструментами;
- поддерживать порядок на рабочем месте;
- использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом индивидуальные творческие способности в вышивании.
Перспективный план
Месяц, неделя | Тема, | Задачи | Оборудование и материалы |
Октябрь 1 неделя | Знакомство с народными промыслами | «Путешествие в страну рукоделия». Познакомить детей с народными промыслами. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей, вызвать желание вышивать. Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов. | Образцы вышивки, наборы игл и ниток для вышивания. |
2 неделя | Техника безопасности | Беседа по технике безопасности. Закрепить правила пользования ножницами. Познакомить с правилами пользования иголкой. Нарисовать альбом правил знаний о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами. | Наборы игл, ножницы, игольница, напёрсток. Карандаши, рисунки, бумага. |
3 неделя | Шнуровка | Работа со шнуровкой. Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость. | Шнурки, картон с отверстиями. |
4 неделя | Выявить знания и умения детей (вдевания нитки в иголку, завязывание узелка). | Нитки, иголки, ткань. | |
Ноябрь 1 неделя | Ткань | «Знакомство с тканью». Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. | Ткани разные по фактуре |
2 неделя | Иголочка | «Волшебная иголочка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок. | Иголки, нитки, ножницы |
3 неделя | Разные дорожки | «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. |
4 неделя | Разные дорожки | «Разные дорожки». Вышивка извилистой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки. |
Декабрь 1 неделя | Круги | «Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки |
2 неделя | Снеговик | Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, белая ткань, нитки. |
3 неделя | Снеговик | Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками, учить вышивке по кругу. Учить завязывать узелок, набивая получившийся шарик синтепоном, оформить лицо. | Иголки, ножницы, игольница, белая ткань, нитки, синтепон. |
Январь 2 неделя | Цветные полоски | «Цветные полоски». Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки. |
3 неделя | Цветные полоски | продолжение | |
4 неделя | Веселые пуговички | «Пришивание пуговиц с двумя отверстиями». Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва. | Разные пуговицы с двумя отверстиями, нитки, ткань в форме цветочка, ножницы. |
Февраль 1неделя | Дорожки | «Дорожки». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки |
2 неделя | Дорожки | продолжение | |
3 неделя | Радуга | «Волшебная радуга». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая. |
4 неделя | Радуга | продолжение | |
Март 1неделя19 | Подарок маме | «Подарок маме». Учить располагать изображения на листе. Продолжать учить вышивать швом «тамбурный». Воспитывать любовь и уважение к маме. | Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками. |
2 неделя | Подарок маме | продолжение | |
3 неделя | Дорожки | «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «гобеленовый (полукрестик)» двумя нитками. | Иголки, ножницы, игольница, нитки мулине, картон с дырками. |
4 неделя | Дорожки | «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «крестиком» двумя нитками. | Иголки, ножницы, игольница, нитки мулине, картон с дырками. |
Апрель 1неделя | Дорожки | «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «крестиком» двумя нитками по канве. | Иголки, ножницы, игольница, пяльцы, нитки мулине, канва. |
2 неделя | Ваза | Вышивка вазочки по силуэту. Продолжать учить вышивать крестиком. | Иголки, ножницы, игольница, пяльцы, нитки мулине, канва. |
3 неделя | Ваза | Вышивка вазочки по силуэту. Продолжать учить вышивать крестиком. | Иголки, ножницы, игольница, пяльцы, нитки мулине, канва. |
4 неделя | Цветочек | Вышивку вазочки дополнить цветочком по силуэту. Продолжать учить вышивать крестиком. | Иголки, ножницы, игольница, пяльцы, нитки мулине, канва. |
Май 1неделя | Вышивание по замыслу | Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «крестиком», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, пяльцы, канва, игольница. |
2 неделя | Вышивание по замыслу | продолжение | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, пяльцы, канва, игольница |
3 неделя | Вышивание по замыслу | продолжение | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, пяльцы, канва, игольница |
4 неделя | Наша выставка | «Наша выставка» – выставка детских работ. Показать результаты работ, чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать нить по цвету, порадовать родителей своими успехами. | Детские работы. |
Учебно – тематический план
№ раздела и темы | Название разделов и тем | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
Октябрь | «Путешествие в страну рукоделия». | 2 | 2 | 4 |
Ноябрь | «Знакомство с тканью и иголкой». | 2 | 2 | 4 |
Декабрь | «Вышивка по кругу». | 3 | 3 | |
Январь | «Цветные полоски». «Пришивание пуговицы» | 3 | 3 | |
Февраль | Шов «Тамбурный» | 1 | 3 | 4 |
Март | Шов «Гобеленовый», «Крестиком» | 1 | 3 | 4 |
Апрель | Шов «Крестиком» | 4 | 4 | |
Май | Шов «Крестиком» | 4 | 4 | |
6 | 24 | 30 |
1 занятие
Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.
2 занятие
Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
3 занятие
Работа со шнуровкой. Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.
4 занятие
Выявить знания и умения детей (вдевания нитки в иголку, завязывание узелка.
5 занятие
«Знакомство с тканью». Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус.
6 занятие
«Волшебная иголочка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.
7 занятие
«Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками.
8 занятие
«Разные дорожки». Вышивка извилистой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу.
9-11 занятие
«Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками, учить вышивке по кругу. Учить завязывать узелок, набивая получившийся шарик синтепоном, оформить лицо.
12-13 занятие
«Цветные полоски». Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
14 занятие
«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями». Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва.
15-16 занятие
«Дорожки». Учить детей вышивать швом «тамбурный».
Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
17-18 занятие
«Волшебная радуга». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
19-20 занятие
«Подарок маме». Учить располагать изображения на листе. Продолжать учить вышивать швом «тамбурный». Воспитывать любовь и уважение к маме.
21-23 занятие
«Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «гобеленовый (полукрестик)», «крестиком» двумя нитками.
24 -25 занятие
Вышивка вазочки по силуэту. Продолжать учить вышивать крестиком
26 занятие
Вышивку вазочки дополнить цветочком по силуэту. Продолжать учить вышивать крестиком
27-29 занятие
Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «крестиком», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук.
30 занятие
«Наша выставка» – выставка детских работ.
Показать результаты работ, чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать нить по цвету, порадовать родителей своими успехами.
Список литературы:
1. Торгашова В.Н. Рисуем нитью. 2005.
2. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001. - №20.- с.44-74.
3. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.
4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб: Детство-Пресс, 2003. -160с.
5. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо, 1997. - 96с.
6. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. - Ярославль: Академия развития, 1998. -287с.
7. И. В. Новикова, И. В. Новикова. Обучение вышивке в детском саду Академия Развития, Харвест, Харвест, Академия Развития, 2010 г.
8. Иванова А.А. Вышивка ажуром, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа кружка "Волшебная иголочка"
План-программа работы кружка "Волшебная иголочка" работа с детьми 5-7 лет разработана на 1 год....
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)
Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...
Программа кружка " Волшебная иголочка"
Программа расчитана для детей д/сада, старшая и подготовительная группа -2года....
Календарно-тематическое планирование кружка "Королева-игла"
Тематическое планирование кружка "Королева-игла"...
Программа кружка" Королева иголочка"
Занятия в кружке рукоделия позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного твор...
Наши работы по кружку "Королева- волшебная иголочка"
Фотоотчет для родителей....
Конспект НОД Кружка Королева Кисточка Букет сирени в нетрадиционной технике-рисование мятой бумагой.
Конспект НОД Кружка Королева Кисточка Букет сирени в нетрадиционной технике-рисование мятой бумагой. Конспект может быть интересен воспитателям и преподавателям дополнительного образования.Он содержит...