ДО по познавательному развитию "Любознайка"
рабочая программа (старшая группа)

Ковалева Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2020.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   «ЛЮБОЗНАЙКА»

для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.

На 2020-2021 учебный год

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

 «Детский сад №56 «Загадка»

города Смоленска

                                                                                                            Выполнили                                  

воспитатели:

Ковалева Т.Г.

Штанченко О.Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

     1.2 Цели и задачи реализации программы

1.3 Промежуточные планируемые результаты по всем образовательным областям.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

2.2 Особенности планирования образовательного процесса

Примерное календарно-тематическое  планирование

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Условия организации образовательного процесса

Режим дня в подготовительной группе (6-7 лет).

3.2 Список используемой литературы.

  1. Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Данная рабочая программа по дополнительному образованию является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной  и познавательной  деятельности детей.

Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Значимость.

Дети по своей природе исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ,  классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

1.2 Целевые ориентиры

В результате освоения содержания программы по дополнительному  образованию по познавательному развитию «Любознайка» предполагается:

  • формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений;
  • формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства воздуха;
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства песка;
  • формирование умения опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;
  • формирование умения делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

1.3 Промежуточные планируемые результаты

Социально – коммуникативное развитие:

  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.

Познавательное развитие:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.

Речевое развитие.

  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Обогащение активного словаря.
  •  Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции.
  • Развитие речевого творчества.

Художественно – эстетическое развитие.

  • Восприятие музыки.
  • Развитие продуктивной деятельности детей.

Физическое развитие.

  • Правильное формирование крупной и мелкой моторик.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

2. Содержательный раздел

2.2 Примерное календарно –тематическое планирование на 2020-2021 гг.

месяц

тема

задачи

Предварительная

работа

Оборудование

Работа с родителями

Сен

тябрь

1.Воздушный океан: ветер, свойства воздуха, чистый и грязный воздух

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его сост. Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека.

Октя

брь

1. Почему осенью листья желтеют?

2. Живой кусочек

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом)

Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Наблюдение на прогулке (листопад, разноцветные листья). Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Чтение художественной литературы:

М. Ивенсен

«Падают листья».

Рассматривание овощей. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы об овощах.

Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график. Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Плоская емкость с водой, корнеплоды: морковь, свекла; алгоритм проведения опыта, рабочий лист

Прогулка в парк, лес. Участие в совместных мероприятиях – выставка в группе «Поделки из природного материала»

ноябрь

1.Пласт

масса и металл их свойства и качества

2. Древесина и бумага, их свойства и качества.

Учить детей распознавать предметы из пластмассы и металла. Побуждать детей определять их качества.

Воспитывать интерес к современным материалам.

Формировать представления детей о бумаге и древесине, о разных их видах, качествах и свойствах бумаги и древесины истории  создания. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

На прогулке показываю детям небольшой опыт с пластмассой - маленькую пластмассовую пластинку и нагреваю её над спиртовкой. Пластмассовая пластинка плавится, горит, сильно пахнет.

Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом.

Показ мультфильма «Фиксики». Изготовление бумаги»

Различные

по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат), вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала.

Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа.

Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.

 Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец; термос с горячей водой, кружка.

Составить альбом- коллекцию «Виды бумаги».

декабрь

1.Нужен ли растениям снег зимой?

2. Лед и снег- тоже вода

Помочь детям выявить роль снега в жизни растений.

Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.

Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.

Прививать бережное отношение к воде.

Просмотр презентации «Зима», «Откуда в снеге грязь?». Дидактическая игра «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы И. Белоусов «Первый снежок», И. Никитин «Жгуч мороз да трескуч».

2 емкости с водой.

Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки.

Совмест

ные прогулки родителей с детьми. Предло

жить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в погоде и природе.

январь

1неделя.

Ткани , их свойста и качества

2неделя.

Стекло,его свойства и качества

Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки.

Составить альбом- коллекцию «Виды тканей».

февраль

1неделя

Почему лампочка светит?

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

2 неделя

Солнечные зайчики и теневой театр

Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки.

Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения.

Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.

Беседа об электричестве и электростанциях.

Батарейки плоские, лампочки для карманного фонарика, соединительные провода, выключатели, схема соединения электрической цепи, схемы правил безопасности при использовании электричества в быту.

Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка).

Лампа, экран, фигурки теневого театра.

Предло

жить изготовить фигурки для теневого театра

март

1. Песок и глина

2.

Знакомст

во с камнями

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23

Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. 

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. 

апрель

1.Этот загадочный космос

2. Кругово

рот  воды в природе

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации.

Просмотр презентации «Что такое весна?», «Вода». Просмотр познавательного мультфильма «Круговорот воды в природе».

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка.

Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран.

Предло

жить родителям  участие в выставке совмест

ных рисунков

О космосе.

Предло

жить родителям совершить с детьми совместные прогулки в парк, на водоем. Провести наблюде

ния за измене

ниями в природе.

май

1.«Неизвестные семена»

2. Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы.

Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Просмотр презентации «Подсолнух». Чтение худ. Литературы А. Платежков «Неизвестый цветок», А. Кюппер «Маленький садовник».

Просмотр презентации микрокосмос. Наблюдение в природе. Д/и «Кто как двигается», «Кто где спрятался».

Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок.

Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми, ноутбук, проектор.

Предло

жить родителям вместе с детьми подгото

вить семена и посадить цветы на клумбе около детского сада.

Совмест

ные прогулки с детьми в природу, наблюде

ние за насекомы

ми

3.Образовательный раздел

3.1 Условия и формы реализации программы

 Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Важнейшие образовательные ориентиры:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;

• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;

• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;

• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

Режим освоения программы дополнительного образования.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет (включительно), согласно расписанию занятия проводятся педагогами группы 1 и 3 пятницу месяца во второй половине дня. В соответствие с возрастными особенностями не более 30 минут.

3.2  Список используемой литературы  :

  1. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и эксперименов в детском саду» «Творческий центр» Москва 2004г.
  2.  Печерога А.В. «Развивающие игры для дошкольников» (2-7 лет) «Веко» Москва 2008г.
  3. А.Н. Ионова «Играем, гуляем, развиваем» (от1года до 7 лет). Экзамен»Москва 2010г.
  4. Л.Н. Менщиков «Экспериментальная деятельность детей» (4-6 лет) «Учитель» Волгоград 2009г. 
  5. О.А. Новиковская«Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2008г.
  6. Хелен-Идом, Кейт-Вудворд«Домашняя лаборатория» (опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами) «Махаон»
  7. М.Н. Сигимова «Познание мира растений» (4-7 лет) «Учитель» Волгоград 2009г.
  8. Л.К. Санкина «Познание предметного мира» (5-7 лет) «Учитель» Волгоград 2009г
  9. А.А.  Машкова«Ребёнок и окружающий мир: занятия на прогулке» (старшая группа) «Корифей» Волгоград 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...