ДО по познавательному развитию "Любознайка"
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2020.docx | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЮБОЗНАЙКА»
для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.
На 2020-2021 учебный год
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Детский сад №56 «Загадка»
города Смоленска
Выполнили
воспитатели:
Ковалева Т.Г.
Штанченко О.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации программы
1.3 Промежуточные планируемые результаты по всем образовательным областям.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников
2.2 Особенности планирования образовательного процесса
Примерное календарно-тематическое планирование
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Условия организации образовательного процесса
Режим дня в подготовительной группе (6-7 лет).
3.2 Список используемой литературы.
- Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Данная рабочая программа по дополнительному образованию является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной и познавательной деятельности детей.
Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Значимость.
Дети по своей природе исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
1.2 Целевые ориентиры
В результате освоения содержания программы по дополнительному образованию по познавательному развитию «Любознайка» предполагается:
- формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений;
- формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
- формирование умения опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
- формирование умения опытным путем доказывать свойства воздуха;
- формирование умения опытным путем доказывать свойства песка;
- формирование умения опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;
- формирование умения делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
1.3 Промежуточные планируемые результаты
Социально – коммуникативное развитие:
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
Познавательное развитие:
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции.
- Развитие речевого творчества.
Художественно – эстетическое развитие.
- Восприятие музыки.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
Физическое развитие.
- Правильное формирование крупной и мелкой моторик.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
2. Содержательный раздел
2.2 Примерное календарно –тематическое планирование на 2020-2021 гг.
месяц | тема | задачи | Предварительная работа | Оборудование | Работа с родителями |
Сен тябрь | 1.Воздушный океан: ветер, свойства воздуха, чистый и грязный воздух | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его сост. Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. | |||
Октя брь | 1. Почему осенью листья желтеют? 2. Живой кусочек | Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом) Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. | Наблюдение на прогулке (листопад, разноцветные листья). Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Чтение художественной литературы: М. Ивенсен «Падают листья». Рассматривание овощей. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы об овощах. | Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график. Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики. Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы Плоская емкость с водой, корнеплоды: морковь, свекла; алгоритм проведения опыта, рабочий лист | Прогулка в парк, лес. Участие в совместных мероприятиях – выставка в группе «Поделки из природного материала» |
ноябрь | 1.Пласт масса и металл их свойства и качества 2. Древесина и бумага, их свойства и качества. | Учить детей распознавать предметы из пластмассы и металла. Побуждать детей определять их качества. Воспитывать интерес к современным материалам. Формировать представления детей о бумаге и древесине, о разных их видах, качествах и свойствах бумаги и древесины истории создания. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | На прогулке показываю детям небольшой опыт с пластмассой - маленькую пластмассовую пластинку и нагреваю её над спиртовкой. Пластмассовая пластинка плавится, горит, сильно пахнет. Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом. Показ мультфильма «Фиксики». Изготовление бумаги» | Различные по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат), вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала. Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа. Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги. Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец; термос с горячей водой, кружка. | Составить альбом- коллекцию «Виды бумаги». |
декабрь | 1.Нужен ли растениям снег зимой? 2. Лед и снег- тоже вода | Помочь детям выявить роль снега в жизни растений. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Прививать бережное отношение к воде. | Просмотр презентации «Зима», «Откуда в снеге грязь?». Дидактическая игра «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы И. Белоусов «Первый снежок», И. Никитин «Жгуч мороз да трескуч». | 2 емкости с водой. Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки. | Совмест ные прогулки родителей с детьми. Предло жить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в погоде и природе. |
январь | 1неделя. Ткани , их свойста и качества 2неделя. Стекло,его свойства и качества | Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). | Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки. | Составить альбом- коллекцию «Виды тканей». | |
февраль | 1неделя Почему лампочка светит? Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» 2 неделя Солнечные зайчики и теневой театр | Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки. Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения. Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. Продолжать знакомиться со свойствами света и тени. | Беседа об электричестве и электростанциях. | Батарейки плоские, лампочки для карманного фонарика, соединительные провода, выключатели, схема соединения электрической цепи, схемы правил безопасности при использовании электричества в быту. Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка). Лампа, экран, фигурки теневого театра. | Предло жить изготовить фигурки для теневого театра |
март | 1. Песок и глина 2. Знакомст во с камнями | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. | Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23 | Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы. Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. | Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. |
апрель | 1.Этот загадочный космос 2. Кругово рот воды в природе | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации. | Просмотр презентации «Что такое весна?», «Вода». Просмотр познавательного мультфильма «Круговорот воды в природе». | Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка. Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран. | Предло жить родителям участие в выставке совмест ных рисунков О космосе. Предло жить родителям совершить с детьми совместные прогулки в парк, на водоем. Провести наблюде ния за измене ниями в природе. |
май | 1.«Неизвестные семена» 2. Почему комар пищит, а шмель жужжит? | Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. | Просмотр презентации «Подсолнух». Чтение худ. Литературы А. Платежков «Неизвестый цветок», А. Кюппер «Маленький садовник». Просмотр презентации микрокосмос. Наблюдение в природе. Д/и «Кто как двигается», «Кто где спрятался». | Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми, ноутбук, проектор. | Предло жить родителям вместе с детьми подгото вить семена и посадить цветы на клумбе около детского сада. Совмест ные прогулки с детьми в природу, наблюде ние за насекомы ми |
3.Образовательный раздел
3.1 Условия и формы реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Режим освоения программы дополнительного образования.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет (включительно), согласно расписанию занятия проводятся педагогами группы 1 и 3 пятницу месяца во второй половине дня. В соответствие с возрастными особенностями не более 30 минут.
3.2 Список используемой литературы :
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и эксперименов в детском саду» «Творческий центр» Москва 2004г.
- Печерога А.В. «Развивающие игры для дошкольников» (2-7 лет) «Веко» Москва 2008г.
- А.Н. Ионова «Играем, гуляем, развиваем» (от1года до 7 лет). Экзамен»Москва 2010г.
- Л.Н. Менщиков «Экспериментальная деятельность детей» (4-6 лет) «Учитель» Волгоград 2009г.
- О.А. Новиковская«Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2008г.
- Хелен-Идом, Кейт-Вудворд«Домашняя лаборатория» (опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами) «Махаон»
- М.Н. Сигимова «Познание мира растений» (4-7 лет) «Учитель» Волгоград 2009г.
- Л.К. Санкина «Познание предметного мира» (5-7 лет) «Учитель» Волгоград 2009г
- А.А. Машкова«Ребёнок и окружающий мир: занятия на прогулке» (старшая группа) «Корифей» Волгоград 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.
В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду
материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные
ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...