Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка
проект (младшая группа)

Елена  Викторовна Корчуева

Сенсорное воспитание - важнейшее средство полноценного развития ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensorika.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Полное наименование проекта

«Мир сенсорики»

Тип  проекта

познавательно-игровой ; информационный; творческий;

Продолжительность

долгосрочный  (с октября 2018г. по апрель 2019г.)

Автор проекта

Корчуева Елена Викторовна, воспитатель

Участники проекта 

По составу участников: групповой, парный.

По содержанию:

интегративный (познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, социально-коммуникативное).

Актуальность (проблема)

китайская мудрость «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. От сенсорного развития ребёнка зависит его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, от чего могут быть искажения в написании букв, в построении рисунка, возможны неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда и неточности в воспроизведении образцов движений на занятиях по физической культуре. Значение сенсорного развития в раннем возрасте огромно. Именно этот период наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры, созданной человечеством. Мы оцениваем его словами русского писателя Л. Н. Толстого: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Есть мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

      Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – игровой, продуктивной, конструктивной, музыкально-художественной и т. д. Ребёнок дошкольного возраста учится различать и называть цвета, их оттенки; усваивает пространственные ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа и др., которыми руководствуется в жизненных ситуациях; различает форму предметов, их величину, сравнивает предметы между собой. Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от  уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.В данном проекте представлена  система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель проекта

Сформировать представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;

Задачи проекта

- знакомить и закреплять знания детей о русских народных сказках;

- воспитывать познавательный интерес, любознательность;

- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

- формировать интерес детей к дидактическим играм;

- формировать умение у детей в установлении сходства и различия между предметами;

-способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

-совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития сенсорных эталонов;

- подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет;

Ожидаемые конечные результаты (предполагаемые результаты)

Для детей: 

В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.

Для педагогов:

Подобраны дидактические игры на развитие сенсорных эталонов, оснащение предметно-развивающей среды дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития. Повышена компетентность педагога по данной теме.

Для родителей:

Повышение педагогической культуры родителей в вопросе развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений. Участие родителей в реализации рабочей программы на учебный год становится активнее.

Продукт проектной деятельности

- презентация на тему: «Мир сенсорики»;

- создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию;

- оформление фотовыставки; 

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1;

2. Важова С. А. Сенсорное  воспитание в младшей группе //Воспитатель ДОУ 2008г №11;

3. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

4.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2011г.

5. социальная сеть работников образования http://nsportal.ru;

6. международный  образовательный портал http://www.maam.ru.

 Этапы реализации проекта

  1. Организационный этап.

-постановка проблемы;

-подбор и изучение литературы по проблеме;

-определение целей и задач работы над темой;

-планирование работы по самообразованию.

     2. Практический этап.

-теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

-практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

      3. Заключительный этап;

-подведение итогов;

-оформление результатов работы по реализации проекта;

-представление материалов;

-использование опыта самим педагогом в процессе

дальнейшей работы.

Презентация проекта

Презентация проекта «Мир сенсорики»

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

Дата

Мероприятие

Форма проведения

Октябрь

 «Листопад»

«Собери по цвету»

«Яблочки для Ёжика»

«Витаминки в баночке»

Дидактическая игра

Дидактическая игра

лепка

Ноябрь

 «Дорожка для колобка»

«Веселый Колобок»

«Катиться не катиться»

«Мой весёлый колобок»

«Собери по цвету»

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Лепка

Дидактическая игра

Декабрь

«Весёлый кубик»

«Занимательные коробки»

            «Собери по цвету»

«Окошки для теремка»

«Нарядные бусы для ёлки»

НОД

дидактическая игра

дидактическая игра

рисование

дидактическая игра

Январь

«Весёлый треугольник»

 

«Собери ёлочку»

«Заплатки для платочков»

«Найди такую же Ёлочку»

НОД

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Февраль

«Узкая и широкая дорога»

«Найди игрушку»

«Цветные снеговики»

«Найди такую же руковичку»

НОД

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Март

«Бусы для мамы»

 «Пирамидка»

«Пирамидка»

«Матрёшка»

Дидактическая игра

Рисование

дидактическая игра

дидактическая игра

Апрель

«Весёлые карандаши»

«На что похоже?»

«Чудесный мешочек»

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями  при реализации проекта

Дата

Мероприятия

Форма работы

Сентябрь

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

«Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Анкетирование

консультация

Октябрь

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

«Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста»

консультация

консультация

Ноябрь

«Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего»

«Игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста»

консультация

мастер-класс

Декабрь

««Как знакомить детей с сенсорными эталонами »

консультация

Январь

« Мы играем дома с мамой»

фотовыставка

Февраль

«Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей»

консультация

Март

«Сенсорные игры для развития речи детей раннего  дошкольного возраста»

Мастер-класс

Апрель

«В мире сенсорики»

Памятка для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребёнка.

В возрасте 3-лет расширяется использование всевозможнях мелких предметов и небольших образных игрушек..........

Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное...

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка....

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребёнка"

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребёнка"...

Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребёнка

Сенсорное воспитание, как средствоумственного развития ребёнка...

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.

Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровь...