«Использование мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников»
проект (старшая группа)
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Ясная, правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_rayonnaya_nauchno.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
| I Районная научно-исследовательская конференция педагогов «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» |
Полное название темы работы | «Использование мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников» |
Номинация (образовательная область) | Речевое развитие |
Фамилия имя | Кравченко Марина Алексеевна |
Образовательное учреждение | МАДОУ «Приморский детский сад» |
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный, сентябрь - ноябрь
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители, воспитатель.
Возраст детей: 5-7 лет.
Актуальность и важность данной проблемы
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Ясная, правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных методиках, так как запоминается лучше:
То, что хорошо представлено;
То, что хорошо осознано;
То, с чем мы действуем, производим определенные операции;
То, что удалось связать, увязать, привязать (связка – основа мнемотехники).
Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Очень хорошо использовать мнемотехнику в работе по формированию у детей связной речи:
-для обогащения словарного запаса,
-при обучении составлению описательных рассказов,
-при обучении пересказу,
-при отгадывании и загадывании загадок,
-при заучивании стихотворений.
Цель проекта
Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.
Задачи проекта
Образовательные:
- Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок.
Развивающие:
- Развивать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли с помощью мнемотехники; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь;
- Формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- Порадоваться вместе с детьми успехам, результатам деятельности.
Ожидаемые результаты проекта
Дети:
1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.
2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.
3.Улучшение показателей связности, последовательности , развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи.
4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира.
5.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).
Родители:
1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ
2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания
3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи
4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми
5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.
Этапы работы
I Подготовительный этап
- Постановка проблемы и цели.
- Подбор методической, дидактической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта
-Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
- Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
- Прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой.
- Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала.
- Участие в анкетировании родителей.
II Основной этап
1. Разработка конспектов в соответствии.
2. Организация консультаций.
3.Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
4. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.
5. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
III Заключительный этап.
Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций Обогащение знаний детей, педагога и родителей через разнообразные формы работы.
Практическая часть проекта
1. Занятия: Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой»;
«Как звери к зиме готовятся?»;
«Путешествие по сказке «Маша и медведь»;
Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства бумаги»
2. Рисование мнемотаблиц на тему: «Рисуем скороговорки».
3. Пересказ и драматизация сказки «Маша и медведь» с опорой на мнемотаблицу.
4. Отгадывание загадок по мнемотаблицам.
5 Заучивание стихов и скороговорок с помощью мнемосхем и мнемотаблиц.
6. Составление описательных рассказов об игрушках с опорой на готовую мнемотаблицу.
7. Показ настольного театра по сказке «Заюшкина избушка» по мнемотаблице.
8. Дидактическая игра «Угадай, о ком говорю?»
9. Работа по мнемотаблицам «Осень», «Расскажи о грибах»
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды
1. Изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
2. Театрализованная деятельность (театр би – ба - бо, настольный театр).
3. Рассматривание иллюстраций сказок в различных книгах
4. Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».
5. Рассказывание сказок по готовым схемам «Заюшкина избушка», «Гуси - лебеди», «Три медведя», «Заяц – хвастун»
6. Использование алгоритмов в повседневной деятельности.
Взаимодействие с родителями
1. Изготовление схем – алгоритмов, картотек, мнемотаблиц для обучения пересказу сказок, отгадывания загадок, разучиванию стихотворений.
2. Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»
3. Родительское собрание и мастер – класс «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Методы и приемы, используемые в работе с детьми.
Словесные | Практические | Наглядные |
Чтение сказок, фольклора. | Игры-драматизации; Разыгрывание этюдов; Пересказ сказок. Составление мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц. | Показ иллюстраций, картинок, игрушек. Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов. Оформление выставок. Использование разных видов театров: би -ба -бо, настольный. |
Последовательность работы, которую я применяла при заучивании стихотворений:
1. Показываю детям мнемотаблицу. Сообщаю, что сегодня мы будем учить стихотворение.
2. Предлагаю детям рассмотреть мнемотаблицу и предположить, о ком (или о чем) мы будем сегодня заучивать стихотворение.
3. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Вопросы по содержанию стихотворения.
5. Выяснить непонятные для детей слова.
6. Прочитать еще раз выразительно стихотворение, побуждая детей с помощью мнемотаблицы договаривать фразы.
7. Предложить рассказать детям стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Такой алгоритм работы над заучиванием стихотворения активизирует внимание детей, зрительное восприятие, мышление (дети самостоятельно предполагают содержание стихотворения).
Таким образом, с помощью мнемотехники трудный процесс для многих детей, как заучивание стихотворений, превращается в веселый и увлекательный процесс. В свободное время дошкольники самостоятельно подходят к мнемотаблице и повторяют стихотворение. В результате на заучивание стихотворений уходит гораздо меньше времени и усилий, как со стороны дошкольников, так и со стороны воспитателя..
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. с элементами мнемотехники: «Соедини пару» (на развитие ассоциативной памяти, «Кто больше знает» (за минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета, «Найди общее» (тарелка-яблоко), «Продолжи ряд», «Чего не стало», «Обстановка в комнате».
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, я использовала элементы мнемотехники во всех видах организованной деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в совместной, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях. Дети с удовольствием работали с опорными схемами, алгоритмами. После заучивания отрывков стихотворений, сказок дети с опорой на схемы разыгрывали разные сюжеты, используя для этого театральные атрибуты. Параллельно с этой работой нужны речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Работа должна предполагать активность детей во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательной, музыкально-художественной.
Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Родители поддержали идею проекта, приняли участие в наполнении развивающей среды в группе.
Таким образом, реализация проекта дала положительный результат не только в речевом, познавательном, художественно - эстетическом, но и в социальном развитии детей.
Список использованной литературы
1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
2. Широких Т.Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004.
3. Акимова Г. Память-на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: « У-Фактория», 2006.
4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
5. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009.
Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ
Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....
Мнемотехника в развитии связной речи старших дошкольников.
Обмен опытом с коллегами....
Презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников"
Обучение детей правильному звукопроизношению.Развивать у детей сообразительность,умение сравнивать ,выделять существенные признаки.Развивать у детей психические процессы: мышление.внимание,воображение...
«Использование мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников» Приложение
Очень хорошо использовать мнемотехнику в работе по формированию у детей связной речи:-для обогащения словарного запаса,-при обучении составлению описательных рассказов,-при обучении переска...
Проект Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников
Мнемотехника это эффективное средство для развития СВЯЗНОЙ речи у дошкольников...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным, позволяя успешно формировать связные высказывания у детей....
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)
В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей через использование приёмов мнемотехники....