«Использование мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников»
проект (старшая группа)

Кравченко Марина Алексеевна

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Ясная, правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_rayonnaya_nauchno.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

I Районная научно-исследовательская конференция педагогов «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Полное название темы работы

«Использование мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников»

Номинация  (образовательная область)

Речевое развитие

Фамилия имя
автора

Кравченко Марина Алексеевна

Образовательное учреждение

МАДОУ «Приморский детский сад»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: среднесрочный, сентябрь - ноябрь

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы,  родители, воспитатель.

Возраст детей: 5-7 лет.

Актуальность и важность данной проблемы

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Ясная, правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных методиках, так как запоминается лучше:

То, что хорошо представлено;

То, что хорошо осознано;

То, с чем мы действуем, производим определенные операции;

То, что удалось связать, увязать, привязать (связка – основа мнемотехники).

Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Очень хорошо  использовать мнемотехнику в работе по формированию у детей связной речи:

-для обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению описательных рассказов,

-при обучении пересказу,

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихотворений.

Цель проекта

Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста  с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

Задачи проекта

Образовательные:

- Формировать  умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок.

Развивающие:

- Развивать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли с помощью мнемотехники; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь;

- Формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

- Порадоваться вместе с детьми успехам, результатам деятельности.

Ожидаемые результаты проекта

Дети:

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3.Улучшение показателей связности, последовательности , развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи.

4.Расширение знаний о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира.

5.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

Родители:

1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ

2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания

3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

Этапы работы

I Подготовительный этап

- Постановка проблемы и цели.

- Подбор методической, дидактической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

- Составление перспективного плана работы по проведению проекта

-Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц,  опорных картинок, алгоритмов.

- Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

- Прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой.

- Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала.

- Участие в анкетировании родителей.

II Основной этап

1. Разработка  конспектов в соответствии.  

2. Организация консультаций.

3.Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

4. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.

5. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

III Заключительный этап.

Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций Обогащение знаний детей, педагога и родителей через разнообразные формы работы.

Практическая часть проекта

1. Занятия: Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой»;

«Как звери к зиме готовятся?»;

«Путешествие по сказке «Маша и медведь»;

Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства бумаги»

2. Рисование мнемотаблиц на тему: «Рисуем скороговорки».

3. Пересказ и драматизация сказки «Маша и медведь» с опорой на мнемотаблицу.

4. Отгадывание загадок по мнемотаблицам.

5 Заучивание стихов и скороговорок с помощью мнемосхем и мнемотаблиц.

6. Составление описательных рассказов об игрушках с опорой на готовую мнемотаблицу.

7. Показ настольного театра по сказке «Заюшкина избушка» по мнемотаблице.

8. Дидактическая игра «Угадай, о ком говорю?»

9. Работа по мнемотаблицам «Осень», «Расскажи о грибах»

Самостоятельная деятельность  детей  в условиях развивающей среды

1. Изобразительная деятельность по сказкам (рисование,   раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

2. Театрализованная деятельность (театр би – ба - бо, настольный театр).

3. Рассматривание иллюстраций сказок в различных книгах

4. Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

5. Рассказывание сказок по готовым схемам «Заюшкина избушка», «Гуси - лебеди», «Три медведя», «Заяц – хвастун»

6. Использование алгоритмов в повседневной деятельности.

Взаимодействие  с родителями

1. Изготовление схем – алгоритмов, картотек, мнемотаблиц для обучения пересказу сказок, отгадывания загадок, разучиванию стихотворений.

2. Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»

3. Родительское собрание и мастер – класс «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Методы и приемы, используемые в  работе с детьми.

Словесные

Практические

Наглядные

Чтение сказок, фольклора.
Беседы по содержанию.

Игры-драматизации;
Дидактические – игры;

Разыгрывание этюдов;
Заучивание пословиц и поговорок.
Заучивание стихотворений.

Пересказ сказок.

Составление мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.

Оформление выставок.

Использование разных видов театров: би -ба -бо, настольный.

Последовательность работы, которую я применяла при заучивании стихотворений:

1. Показываю детям  мнемотаблицу. Сообщаю, что сегодня мы будем учить стихотворение.

2. Предлагаю детям рассмотреть мнемотаблицу и предположить, о ком (или о чем) мы будем сегодня заучивать стихотворение.

3. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4. Вопросы по содержанию стихотворения.

5. Выяснить непонятные для детей слова.

6. Прочитать еще раз выразительно стихотворение, побуждая детей с помощью мнемотаблицы договаривать фразы.

7. Предложить рассказать детям стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Такой алгоритм работы над заучиванием стихотворения активизирует внимание детей, зрительное восприятие, мышление (дети самостоятельно предполагают содержание стихотворения).

Таким образом, с помощью мнемотехники трудный процесс для многих детей, как заучивание стихотворений, превращается в веселый и увлекательный процесс. В свободное время дошкольники самостоятельно подходят к мнемотаблице и повторяют стихотворение. В результате на заучивание стихотворений уходит гораздо меньше времени и усилий, как со стороны дошкольников, так и со стороны воспитателя..

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. с элементами мнемотехники: «Соедини пару» (на развитие ассоциативной памяти,  «Кто больше знает» (за минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета,  «Найди общее» (тарелка-яблоко), «Продолжи ряд», «Чего не стало», «Обстановка в комнате».

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, я использовала  элементы мнемотехники во всех видах организованной деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в совместной, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях. Дети с удовольствием работали с опорными схемами, алгоритмами. После заучивания отрывков стихотворений, сказок дети с опорой на схемы разыгрывали  разные  сюжеты, используя для этого   театральные атрибуты. Параллельно с этой работой нужны речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Работа должна предполагать  активность детей во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательной, музыкально-художественной.

Интеграционный подход позволяет  развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

Родители поддержали идею проекта, приняли участие в наполнении развивающей среды в группе.

Таким образом, реализация проекта  дала положительный результат не только в речевом, познавательном, художественно - эстетическом, но и в социальном развитии детей.

Список использованной литературы

1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.

2.  Широких Т.Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004.

3. Акимова Г. Память-на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: « У-Фактория», 2006.

4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

5. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009.

Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....

Презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников"

Обучение детей правильному звукопроизношению.Развивать у детей сообразительность,умение сравнивать ,выделять существенные признаки.Развивать у детей психические процессы: мышление.внимание,воображение...

«Использование мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников» Приложение

Очень хорошо  использовать мнемотехнику в работе по формированию у детей связной речи:-для обогащения словарного запаса,-при обучении составлению описательных рассказов,-при обучении переска...

Проект Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника это эффективное средство для развития СВЯЗНОЙ  речи у дошкольников...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным, позволяя успешно формировать связные высказывания у детей....

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....