Тематический контроль старшего воспитателя ДОУ по разделу "Речевое развитие"
материал

Программа, справка, приказы по тематическому контролю "Речевое развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа тематического контроля

«Состояние работы по разделу «Речевое развитие»

Сроки  проведения: с 12.02.2020 г. по 19.02.2020 г.

Исполнители: заведующий Клочкова Ю.Е., ст.воспитатель  Музурова Н.Н., учитель-логопед Тугашева К.Ю.

Цель контроля: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

Предмет контроля:

  • Оценка профессионального мастерства воспитателя
  • Выявление уровня развития детей
  • Оценка создания условий в группе
  • Оценка планирования работы
  • Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме

Оценочный инструментарий:

  1. Карта изучения профессионального мастерства воспитателя и изучение ЗУН детей вовремя НОД с детьми.
  2. Карта изучения планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию речи и речевому общению.
  3. Карта анализа взаимодействия с родителями.
  4. Карта анализа предметно-развивающей среды.
  5. Индивидуальная карта воспитателя (оценка уровня педмастерства) по всем разделам тематического контроля.

 Подведение итогов контроля:

Ознакомление педагогов с аналитической справкой по  итогам тематического контроля на педагогическом совете.

Заведующий МБДОУ «Д/с №20 «Петушок» __________ Клочкова Ю.Е.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 20 «ПЕТУШОК» г. АЛЬМЕТЬЕВСКА»

ӘЛМӘТ ШӘҺӘРЕ «20-НЧЕ КАТКАШ ТӨРТӘГЕ БАЛАЛАР БАКЧАСЫ «ӘТӘЧКӘЙ» МӘКТӘПКӘЧӘ БЕЛЕМ БИРҮ МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ УЧРЕЖДЕНИЯСЕ»

ПРИКАЗ

   «31» января  2020 г.                                                                                                                                   № 23

«Об организации и проведении тематической

проверки «Состояние работы по разделу «Речевое развитие»

     В соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Д/с №20 «Петушок» на 2019 - 2020 учебный год, в целях анализа эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснения  причин и факторов, определяющих качество, педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Осуществить тематическую проверку «Состояние работы по разделу «Речевое развитие» с 12.02.2020 г. по 19.02.2020 г. во второй младшей, подготовительной к школе  логопедической группах и группе для детей с ЗПР.

2.Утвердить состав экспертной комиссии:

Клочкова Ю.Е. – заведующий, председатель комиссии

Музурова Н.Н. - старший воспитатель, член комиссии

Тугашева К.Ю. – воспитатель, член комиссии

3. Старшему воспитателю Музуровой Н.Н.:

  • разработать  программу тематической проверки  до 03.02.20 г.
  • составить готовую справку по результатам проверки  до 20.02.20 г. и ознакомить педагогов на педагогическом совете №4.
  • представить проект приказа по итогам тематического контроля до 20.02.2020 г.

4. Контроль исполнения данного приказа оставляю за собой.

Заведующий  МБДОУ № 20     _____________   Ю.Е.Клочкова

Исп. Музурова Н.Н.

Тел. 32-59-28

с приказом ознакомлены:

«__»__________202__г.       ______________ Афанасьева Светлана Геннадьевна      

«__»__________202__г.       ______________ Балабанова Наталья Владимировна

«__»__________202__г.       ______________ Музурова Наиля Назыфовна

 «__»__________202__г.       ______________ Симакова Валентина Матвеевна

«__»__________202__г.       ______________ Салмина Вера Алексеевна

«__»__________202__г.       ______________ Габдуллина Альфия Бернатовна

«__»__________202__г.       ______________ Собирова Светлана Викторовна

«__»__________202__г.       ______________ Шаягзамова Эльмира Халитовна

«__»__________202__г.       ______________ Алиева Алина Рустамовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 20 «ПЕТУШОК» г. АЛЬМЕТЬЕВСКА»

ӘЛМӘТ ШӘҺӘРЕ «20-НЧЕ КАТКАШ ТӨРТӘГЕ БАЛАЛАР БАКЧАСЫ «ӘТӘЧКӘЙ» МӘКТӘПКӘЧӘ БЕЛЕМ БИРҮ МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ УЧРЕЖДЕНИЯСЕ»

ПРИКАЗ

   «20» февраля  2020 г.                                                                                                                                   № 28

 «Об итогах проведения тематической проверки «Состояние работы по разделу «Речевое развитие»

Тематическая проверка «Состояние работы по разделу «Речевое развитие» проводилась согласно годовому плану  работы детского сада на 2019-2020 учебный год, во исполнение приказа  №23  от 31.01.2020 г. с 12.02.2020 г. по 19.02.2020 г.

Заведующим, старшим воспитателем, учителем-логопедом была определена эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснения  причин и факторов, определяющих качество, педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

Проверка показала, что работа воспитателей по развитию речи детей находится на необходимом уровне. Наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны (ЗКР, интонационной выразительности речи). Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками. Воспитатели понимают значимость  речевого общения во всестороннем развитии ребёнка. Организуется ежедневное чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов, игр на развитие речи дошкольников.

На основании вышеизложенного

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Считать работу воспитателей по развитию речи детей на необходимом уровне.
  2. Продолжить работу по годовой задаче в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми.

Срок постоянно 

Ответственные: воспитатели

  1. Во всех группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

Срок постоянно 

Ответственные: воспитатели

  1. Ввести традицию «Книжкины именины».

Срок постоянно 

Ответственные: воспитатели

  1. Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению. Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).

Срок постоянно 

Ответственные: воспитатели

  1. Приказ о проведении тематической проверки  от 31.01.2020 г. №23 снять с  контроля.

  1. Контроль исполнения  данного приказа оставляю за собой.

Заведующий  МБДОУ № 20     _____________   Ю.Е.Клочкова

Исп. Музурова Н.Н.

Тел. 32-59-28

с приказом ознакомлены:

«__»__________202__г.       ______________ Афанасьева Светлана Геннадьевна      

«__»__________202__г.       ______________ Балабанова Наталья Владимировна

«__»__________202__г.       ______________ Музурова Наиля Назыфовна

«__»__________202__г.       ______________ Симакова Валентина Матвеевна

«__»__________202__г.       ______________ Салмина Вера Алексеевна

«__»__________202__г.       ______________ Габдуллина Альфия Бернатовна

«__»__________202__г.       ______________ Собирова Светлана Викторовна

«__»__________202__г.       ______________ Шаягзамова Эльмира Халитовна

«__»__________202__г.       ______________ Алиева Алина Рустамовна

СПРАВКА

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

«Состояние работы по разделу «Речевое развитие»

Согласно годовому плану  работы детского сада на 2019-2020 учебный год, во исполнение приказа  №23  от 31.01.2020 г., в 4 группах: подготовительная к школе (воспитатели Симакова В.М., Салмина В.А.), вторая младшая (воспитатели Собирова С.В., Габдуллина А.Б.), логопедическая подготовительная к школе (воспитатели Афанасьева С.Г., Балабанова Н.В.), компенсирующая ЗПР (воспитатели Шаягзамова Э.Х., Алиева А.Р.) проведена проверка по анализу эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснения  причин и факторов, определяющих качество, педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

Срок контроля: с 12.02.2020 г. по 19.02.2020 г.

Состав комиссии: Клочкова Ю.Е. – заведующий,

Музурова Н.Н. – старший воспитатель,

Тугашева К.Ю. – учитель-логопед

Цель контроля: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

Тематическая проверка проходила по следующим направлениям:

  • Оценка профессионального мастерства воспитателя
  • Выявление уровня развития детей
  • Оценка создания условий в группе
  • Оценка планирования работы
  • Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме

 1. Изучение профессионального мастерства воспитателя. 

Педагоги детского сада стремились развивать у детей устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний; воспитывали бережное отношение к книгам и играм. Старались создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.

Прошли открытые занятия во всех группах по развитию речи с внедрением деятельностного метода. Яркими и интересными стали занятия по развитию речи для детей в подготовительной к школе группе на тему «Декоративно-прикладное искусство», «Мой любимый детский сад», образовательную ситуацию ОО «Познавательное развитие» «Книги  Джанни Родари».

Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей. Так Корней Чуковский приравнивал хорошую литературу для детей к доброкачественному питанию детской души, столь же необходимому для становления человека, как обычная пища — для физиологического развития. Воспитатель логопедической группы Балабанова Н.В. провела игру-викторину по сказкам К.И. Чуковского. С помощью игры познакомила детей с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского. Подготовила детям видео-материал, презентации по творчеству К.И.Чуковкого. Дети угадывали героев сказок по рисункам и иллюстрациям, отгадывали отрывки из произведений К.И. Чуковского.  

Для ребят второй младшей группы стала незабываемой встреча с русской матрешкой   - которую организовала воспитатель Собирова С.В. Во время занятия, матрешка вместе с детьми рисовала. Дети живо реагировали на происходящее, сопереживали и веселились вместе с матрешкой. 

2. Изучение ЗУН детей вовремя образовательной деятельности.

  Занятии, проведённые во всех группах детского сада, показали, что речь большинства детей соответствует уровню программных требований, индивидуальным особенностям детей с ОВЗ. Следует отметить, что значительно повысился уровень связной речи в логопедической  группе по сравнению с началом учебного года. Дошкольники общеразвивающих групп имеют достаточный активный словарь, который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми. Дети подготовительной к школе группы используют в речи распространённые предложения, могут употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые синтаксические единицы речи, владеют элементарными нормами и правилами устного высказывания, стараются соблюдать правила речевого этикета. Это хорошо заметно при выполнении детьми заданий по пересказу художественного произведения. Открытое занятие в подготовительной группе показало, что дети не только знают много произведений автора, но и могут назвать  и узнать произведения.

Стоит также отметить необходимый уровень речевого развития у детей второй младшей группы.  Дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом диалоге, используют в речи под руководством педагога разные формы художественного слова (стихи, загадки, сказки). Умеют отвечать на вопросы воспитателя. Несмотря на адаптационные трудности, дети многому научились, что было хорошо заметно на занятиях. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Некоторые малыши уже умеют употреблять в речи простые предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

      Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны (ЗКР, интонационной выразительности речи). Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками. С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования: обращать внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение взрослого и ребёнка.

3. Анализ взаимодействия с родителями.

Для родителей были проведены консультации «Какие книги нужно читать малышу», «Роль книги в развитии ребенка», «Играем в театр!».

Прошли открытые занятия на которых присутствовали родители. После проведения открытых мероприятий воспитатели получили положительные отзывы от родителей.

Учитель-логопед  провела практикум для родителей логопедической группы «Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры».

На момент проверки во всех группах, в «Уголках для родителей», были оформлены папки-раскладушки с консультациями по проблеме «Развиваем речь с помощью игр». Особенно хочется отметить воспитателей логопедической  группы. Они подошла грамотно к оформлению папки, выдержав все необходимые требования при создании наглядной информации для родителей.

 

4. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию речи и речевому общению.

  Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод. Воспитатели понимают значимость  речевого общения во всестороннем развитии ребёнка. Организуется ежедневное чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов, игр на развитие речи дошкольников.

В связи с этим педагоги планируют речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов, но не систематически. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке.

В младшей группе потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.

Однако всем воспитателям следует обратить внимание на систему планирования. К сожалению, не планируются другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к художественной литературе (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).

5. Анализ развивающей среды прошел в форме смотра книжного уголка с элементами речевого развития»

Согласно годовому плану, был проведен тематический контроль с анализом предметно-развивающей среды «Уголок развития речи». Просмотр проходил во всех группах.

Каждый уголок оценивался по выполнению требований к содержанию книжного уголка, с разделом по речевому развитию с индивидуальными и возрастными особенностями детей.

В ходе анализа были сделаны незначительные замечания и рекомендации:

Во всех группах книжные уголки с разделом по речевому развитию размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т.д.).

Воспитатели каждой группы организовали свои уголки так, что ребенок может посмотреть (почитать) книгу, поиграть в игры.

Возрастная группа

Положительные моменты

Отрицательные моменты

Младший возраст

- представлены книги, игры с которыми детей знакомят на занятиях;

- представлены разножанровые книги (сказки, стихи, рассказы);

- представлена тематика по ознакомлению с творчеством А.Барто.

- представлена книжки-самоделки, дидактические игры.

Не оформлены правила работы с книгой в виде запрещающих знаков

Старший дошкольный возраст

- в помещении группы создали зону эстетического восприятия, которая включает в себя библиотеку детской книги; ознакомление с искусством «Полочка красоты», картина с репродукцией известных художников

- представлена тематика по ознакомлению с творчеством писателя

- отражена в уголке книги взаимосвязь занятия по художественной литературе и развитию речи;

-представлены новые тематические папки

В библиотеке не имеется каталог книг по темам;

Не предусмотрено место для «Книжкиной больницы»;

 Не обозначены соответствующими знаками для ориентировки детей;

Не оформлены  правила работы с книгой в соответствии с возрастом детей

Рекомендации:

 1. Во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, игр, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно родителями и детьми. 

2. Во всех группах тематику занятий по развитию речи систематически отображать в уголке книги.

3. Ввести традицию «Книжкины именины».

Выводы и рекомендации:

  1. Считать работу воспитателей по развитию речи детей на необходимом уровне.
  2. Продолжить работу по годовой задаче в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми.

Срок постоянно 

Ответственные: воспитатели

  1. Во всех группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

Срок постоянно 

Ответственные: воспитатели

  1. Ввести традицию «Книжкины именины».

Срок постоянно 

Ответственные: воспитатели

  1. Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению. Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).

Срок постоянно 

Ответственные: воспитатели

Заведующий МБДОУ «Д/с № 20»Петушок» __________ Клочкова Ю.Е.

Старший воспитатель ________ Музурова Н.Н.

С результатом проверки ознакомлены:

«__»__________202__г.       ______________ Балабанова Наталья Владимировна

 «__»__________202__г.       ______________ Афанасьева Светлана Геннадьевна

«__»__________202__г.       ______________ Симакова Валентина Матвеевна

«__»__________202__г.       ______________ Салмина Вера Алексеевна

«__»__________202__г.       ______________ Габдуллина Альфия Бернатовна

«__»__________202__г.       ______________ Собирова Светлана Викторовна

«__»__________202__г.       ______________ Шаягзамова Эльмира Халитовна

«__»__________202__г.       ______________ Алиева Алина Рустамовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня».

Тематический контрольявляется одной из форм контроля, применяемого в методической работе  ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченны...

Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ».

Полная разработка тематического контроля в ДОУ на тему: "Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ"...

Содержание контроля старшего воспитателя

Содержание контроля старшего воспитателя в детском саду....

Тематический контроль "Создание условий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

В ходе тематического контроля предметно-развивающая среда отслеживалась по следующим критериям:Эстетичность предметно-развивающей средыБезопасность всех компонентов средыТворческий подход к оформлению...

Контроль старшего воспитателя за деятельностью педагогов по внедрению УМК

В материале представлен контроль за деятельностью педагогов по внедрению УМК: приказ о проведении проверки, справка, итоговый приказ и карты наблюдения....

Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы

В данной статье представлены виды контроля, применяемые в ДОУ и  несколько вариантов разработок ведения контроля: за состоянием участков; за содержанием работы по укреплению здоровья детей; за со...

Карты контроля старшего воспитателя за деятельностью педагогов.

В помощь старшим воспитателям, карты контроля за деятельность воспитателей ....