Дидактическая игра " Чудо - куб"
методическая разработка (старшая группа)

Воропаева Ольга Владимировна

Авторское пособие по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskoe_posobie_po_razvitiyu_rechi_2.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие по развитию речи «Чудо-куб»

описание  образовательной деятельности

с  дидактическим пособием

Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Самым эффективным методом воспитательно-образовательной работы является игра. В процессе игры ребенок свободно выражает свои представления, мысли и чувства.

Одной из методических разработок является дидактическое пособие «Чудо-куб». Данное пособие используется в непосредственно-образовательной деятельности, при решении задач индивидуального развития и в самостоятельной деятельности. Предлагаемые задания могут применяться с детьми от 3 до 7 лет, имеющими речевые нарушения. Пособие рассчитано для воспитателей, логопедов, родителей для работы в домашних условиях. Содержит следующие аспекты:

Расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря.

Совершенствование пространственно-временных представлений.

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.

Основные достоинства пособия:

• доступность материала для восприятия дошкольниками;

• мобильность;

Целевые ориентиры.

- расширить словарный запас детей,

-развить произвольное внимание, зрительное восприятие, логическое мышление.

- воспитать навыки безопасного поведения во время индивидуальной и совместной деятельности.

- развить фонематический слух, навыки речевого общения с окружающими;

- развить навыки самоконтроля при работе в паре, в системе «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок»;

- сформировать саморегуляцию собственных действий, становление самостоятельности, развитие координации, моторных навыков пальцев рук;

- развить внимание и зрительную координацию, сформировать пространственную ориентировку.

Данное пособие рассчитано для игры с подгруппой детей до 6 человек под руководством воспитателя и самостоятельного использования детьми.

Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных и т. д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Дидактическое пособие мобильное и легкое в использовании. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в коррекционной работе, в различных видах детской деятельности и в зависимости от поставленных задач может использоваться в разных возрастных группах.

Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.

На гранях куба находятся игры, направленные на развитие фонематического слуха детей:

1.«Определи первый звук в слове». Цель: формирование умения определять первый звук в слове.

2.«Где находится звук в слове». Цель: упражнение детей в определении звука в слове (в начале, середине, конце).

3.«Раздели слово». Цель: формирование умения делить слова на слоги.

Игры, в которые можно играть с помощью дидактического пособия формируют лексико-грамматический строй дошкольников:

1.«Назови одним словом». Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий.

2.«Подбери по цвету». Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.

3.«Чего не стало?». Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания.

Использование дидактического пособия способствует развитию связной речи у детей. Для этого можно использовать следующие игры:

1.«Составление предложений». Цель: развитие связной речи, логического мышления.

2.«Где что находится». Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

В работе с дидактическим пособием я также использую игры и задания по формированию познавательных процессов:

1.«Что лишнее?». Цель: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.

3.«Что изменилось?». Цель: активизирование в речи детей предлогов. 

Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным и наглядно-образным, основное содержание уделяется игре, интересу к собственной продуктивной деятельности детей. Основной формой работы, с детьми дошкольного возраста ведущий видом деятельности является игра.

Данная разработка позволяет в игровой форме организовать образовательный процесс в соответствие с индивидуальными потребностями ребенка.

Поэтому весь представленный материал основан на лексико – тематическом принципе в игровой форме. Данное пособие ориентировано на развитие высших психических функций (речь, внимание, память, воображение), мелкой моторики, расширение кругозора, ознакомление с художественной литературой. Весь материал составлен с учетом возрастных требований, что дает детям возможность выбора, развивает самостоятельность при выполнении задания. Воспитанник может сам выбрать наиболее интересную тему в соответствии своим потребностям. Педагог только помогает, объясняет и направляет воспитанника. При использовании данного пособия планируется применять следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Правила используется с целью повышения мотивационной активности детей во время индивидуальной и подгрупповой работы. На гранях кубах находятся липучки и задания которые лежат в конвертах, ребёнок бросает куб и выполняет задание в конверте, который сам выбрал для игры. В конвертах все задания представлены виде наглядных моделей и схем: так знак «?» предлагает ребёнку, ответить на какой вопрос отвечает предмет, изображённый на картинке «кто?» или «что?», одушевлённый он или нет. Следующие грани куба предлагают детям: разделить слово на слоги, определить место заданного звука в слове, составить звуковую схему данного слова, составить предложение и просто произнести слово правильно.

Для  НОД нужно продумать игровую мотивацию. Каждая образовательная деятельность должно содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности поэтому используется пособие «Чудо куб»

Сколько увлекательных занятий можно организовать с помощью этого развивающего дидактического пособия!  Особенно актуально использование данного пособия в коррекционно-развивающей  работе с ребенком как дома, так и в детском саду, с учетом индивидуальных возможностей ребенка, его «зоны актуального» и «ближайшего» развития.

                                                                                        Воропаева О. В.

Подпись педагога                                                                _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Чудо дерево» (для первой младшей группы).

Дидактическая игра «Чудо дерево»(для первой младшей группы)....

Дидактическая игра "Чудо дерево"

Методическое пособие предназначено для детей 5-6 лет. Ознакомление с дорожными знаками....

Дидактическая игра "Чудо-бабочки"

Дидактическая игра "Чудо-бабочки" разработана для детей младшего дошкольного возраста.  Данная игра как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики. Кроме того,  она будет способствов...

Многофункциональная дидактическая игра "Чудо-дерево"

Цель игры : развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:• Учить определять количество звуков и слогов в словах;• Расширить и активизировать...

Дидактическая игра «Чудо - куколки»

Данная игра многофункциональна , она даёт возможность:  развивать воображение, мышление, речь, внимание, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, зрительное , осязательное  восприят...

Дидактическая игра "Чудо - гусеничка"

Дидактическая игра "Чудо - гусеничка" может использоваться для индивидуальных и диагностических занятий с детьми от 2 до 4 лет. С усложнением для детей 5 - 6 лет. Пользуясь этим пособием педагоги могу...