Проект: «Здравствуй, Зимушка-зима!».
проект
Данный проект содержит алгоритм эффективного использования метода проектов в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Представленный проект по теме: «Здравстыуй, Зимушка - зима!» предназначен для реализации в работе с детьми старшей группы детского сада. Данный проект поможет детям осознать уникальность этого времени года и окажет помощь в воспитании экологически грамотного поведения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimushka-_zima.docx | 256.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад № 70 «Журавлик»
Познавательно-исследовательский, творческий.
Тема: «Здравствуй, Зимушка- зима!».
Цель проекта.
Расширение представлений о зимних природных явлениях, научить отражать в работах характерные особенности зимы.
Сформировать в сознании детей знания целостной картины мира о зиме, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
Результат проекта :
Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
владеют расширенным словарным запасом;
имеют представление о природе родного края;
Знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
выставка творческих работ детей;
Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
разработаны рекомендации для родителей;
оформлена выставка работ «Родители+дети»;
повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Актуальность проекта.
Тема проекта способствует формированию у дошкольников целостного представления о зиме; общению ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Продолжительность: краткосрочный с 12.12.2016 – 31.12.2017
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели
Предварительная работа:
Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Создание развивающей среды.
Подбор художественной литературы по теме.
Конструирование из шишек «Зимний лес».
Художественно- эстетическая деятельность. Рисование «Еловая веточка», аппликация «Собери гирлянду», игры- рисование палочками на снегу «Елочка», «Снежинка»; лепка «Моя семья – встречает Новый год», подготовка материала для аппликации «Письмо Деду Морозу».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин новогодних игрушек», «Семья встречает Новый год».
Речевое развитие. Беседа - рассказ о истории возникновения праздника «Нового года».
Беседа – рассказ «Зимние забавы». «Где живет Дед Мороз?», «Что такое новый год?», «Хвойные деревья».
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Новый год у ворот».
Составление рассказов по схеме «Почему мне нравится зима?»
Составление и отгадывание загадок на тему: «Зимушки - зимы».
Дидактические, словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Собери елочку», «Четвертый лишний», «Составь узор», «Найди ошибки».
Игра – драматизация «Снег идет, снег идет»
Игровое упражнение «Елочка в лесу»
Речевое развитие. Стихи, пословицы поговорки, рассказы о зиме, о Новом годе. Чтение сказок «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Баба – Яга». Вечер стихов «Елочка красавица – всем ребятам нравится». Театр «У елочки в гостях».
Подвижная игра. «Снежинки и ветер», «Волшебные фигуры», «Два Мороза», «Заморожу».
Труд Трудовая Беседа и практические приемы «Чем можно помочь деревьям и кустарникам».
На прогулке чистка участка снега в помощь дворнику. Обсыпать основания деревьев, кустарников снегом. Привлекать детей к изготовлению новогодних открыток совместно с родителями.
Дыхательная гимнастика «Ветерок», «Сдуй снежинку» и т. д.
Беседы и чтение художественной литературы о опасных дорожных ситуациях «Осторожно – гололед!», «Безопасность детей во время новогодних праздников»
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию и оформлению группы к новому году.
2. Участие родителей вместе с детьми в конкурсе «Новогодняя открытка»
3. Участие родителей в создании костюмов для мальчиков «Гномы», пополнение предметно – развивающей среды (по сюжетно – ролевой игре «Магазин игрушек», книжного уголка (стихотворения, рассказы о зиме, «О новом годе», сказки «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Снегурочка» и т. д.).
4. Привлечь к участию родителей в голосовании конкурса «Новогодняя открытка»
5. Подготовка консультации для родителей: папка – передвижка «Зима»
Основной этап
Художественное- эстетическое развитие.
1. Выставка детских работ «Письма Деду Морозу».
2. Выставка – конкурс детских работ совместно с родителями «Новогодняя открытка»
Речевое развитие.
1. Составление письма «Деду морозу»
2. «Приметы зимы»,
3. «Кому нужна зима»,
4. «Если бы не было зимой снега…».
5. Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
Работа с родителями
«Суперстоловая для птиц". Изготовление кормушек для птиц. Изготовление поделок на конкурс «Новогодние чудеса». Оформление прогулочного участка на улице. Оформление папки-передвижки для родителей «Безопасное поведение детей в зимнее время года», « Прогулки зимой», «Зимние травмы», «Гололед», «Зимний рацион питания для детей».
Заключительный этап
Обработка результатов по реализации проекта.
Конкурс гирлянд «Лучшее новогоднее украшение»
Выставка рисунков «Зимушка-зима», аппликаций и поделок.
Новогодний утренник «Золушка»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»
Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»
Конкурс семейных новогодних поделок «АРТ-елка»
Организация выставок детских работ
Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц
Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Зимние забавы»
Продукт проекта
• Коллективная работа детей «Елочка красавица»
• Аппликация «Письмо Дедушке Морозу».
• Рисунки детей «Еловая веточка»
Необходимые условия реализации проекта:
Заинтересованность родителей и детей.
Методические разработки.
Методы проекта:
НОД.
Беседы.
Наблюдения.
Досуг.
Игры.
Исследовательская деятельность.
Литература.
1. «Материал к занятиям по развитию речи», Т. И. Подрезова, Айрис-Пресс 2010г.
2. «Развитие речи детей 6 – 7 лет», О. С. Ушакова Е. М. Струнина издательство Вентана – Граф, 2009. – 288 с.
3. «Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста», С. Н. Теплюк, Москва - Владос, 2008г.
4. ОБЖ подготовительная группа. Разработки занятий II ч./М. А. Фисенко – ИТД «Корифей», 2007. – 80 с.
5. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет /Арефьева Л. Н. – ТЦ: Сфера, 2005. – 118 с
6. Ознакомление с окружающим миром 6 – 7 лет/ И. А. Морозова, М. А. Пушкарева- Мозаика – Синтез – 2007. 176 с.
7. «Праздники в детском саду», М. А. Михайлова, 2007г.
8. Интернет ресурсы
Непрерывно образовательная деятельность
Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы".
Программные задачи: Упражнять детей в диалогической речи, Постановка вопросомв к фрагментам картины, Составление рассказов-миниатюр из 3-4 предложений по представлению детей. Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.
Оборудование: Картина «Зимние забавы».
Ход занятия.
Звучит музыка, воспитатель загадывает загадку:
Кто – угадай-ка
Белая хозяйка?
Тряхнет перинкой –
Над миром пушинки. (зима).
Воспитатель: Дети, а почему вы решили, что эта загадка про зиму? (отве-ты детей).
А вы любите зиму? (ответы детей).
А почему вы любите зиму? (ответы детей).
А что можно делать зимой? (ответы детей).
Воспитатель: Зима – чудесное время года, многие писатели, поэты воспевали зимнюю красоту, Послушайте, какое красивое стихотворение о зиме написал великий русский поэт А. С. Пушкин.
Ребенок читает: Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать-
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь на морозе горит!
Воспитатель: Очень красивое стихотворение, Многие художники писали картины о зиме. Посмотрите, я принесла картину. Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по этой картине. Как можно назвать картину? (ответы детей). Вы придумали хорошее название, но правильно эта картина называется «Зимние забавы». Какое время года художник изобразил на этой картине? (ответы детей). А почему вы думаете, что зима? (ответы детей). Кого вы видите на картине? Как одеты дети? (ответы детей). Почему нельзя надевать шубы, валенки, когда катаешься на коньках, лыжах? (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика:
Падал снег на порог
Кот слепил себе пирог
А пока лепил и пек
Ручейком пирог утек
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.
Воспитатель: Давайте, придумаем рассказ по этой картине, Я придумала, а вы послушайте.
«В солнечный, зимний денек, дети пришли к реке, чтобы покататься на санках с горки. Дети весело катаются с горки. Сережа и Алеша катаются на лыжах. В далеке на замершей реке, дети катаются на коньках. В этот день всем было очень весело».
Дети, а кто из вас хочет рассказать свой рассказ по картине «Зимние забавы».
Примерные рассказы детей:
Дети пришли кататься на санках с горки. На реке дети весело катаются на коньках. Два мальчика приготовились съехать на лыжах с горки.
Дети катаются на санках с горки. Два мальчика упали с санок, им очень весело, На реке замерз лед, дети катаются на коньках.
Ясным, зимним днем, дети решили покататься на лыжах и коньках. Старшие дети катаются на лыжах и коньках. Малыши весело катаются на санках.
Воспитатель: Молодцы, дети, вы придумали интересные рассказы по кар-тине. А вот Лера вам вместе с папой придумали стихотворение, которое относится к зимним забавам.
Ребенок читает стихотворение:
«Зимние забавы».
Хорошо зимою снежной
Нам на лыжах с горки мчаться,
А с горы высокой, скользкой
Нам на саночках кататься.
Речку лед сковал прозрачный,
На коньках по льду скользим мы
И тогда уж всем нам ясно
Почему мы любим зиму!
Воспитатель: Хорошее стихотворение вы придумали с папой.
Итог занятия: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили. (ответы детей). Что вы учились делать? (составлять рассказы по картине «Зимние забавы»).
Все вы молодцы.
Конспект НОД «Зимний лес»
Цель: расширять представления детей о зимнем пейзаже, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
•Образовательные:
- упорядочить и закрепить накопленные детьми представления о зиме;
•Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к
объектам природы.
- воспитывать аккуратность во время работы;
•Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру природы;
- развивать внимание, память;
- развивать словарный запас детей;
- развивать мелкую моторику и координацию движения рук.
Предварительная работа с детьми:
рассматривание картин «Зимняя картина», «Чародейка – Зима разукрасила лес»;
чтение художественной литературы, стихов, загадок;
наблюдение за зимней природой на прогулке;
Двигательная физ. минутка «Зима»
Дидактическая игра «Животные нашего края»
Рисование «Деревья в снегу»
Беседа о зиме. Загадки о зиме.
Презентация «Дикие животные зимой»,
Материальное обеспечение:
экран, проектор, аудиозапись “Зимняя мелодия”, синий картон, трафарет, простой карандаш, клей ПВА, кисточка, крупы (манная, гречка, рис) салфетки для рук, синие листы А4 с нарисованными деревьями, ножницы, ватные диски.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
1. Включение детей в образовательную деятельность.
Дети смотрят в окно, воспитатель предлагает путешествие в зимний лес.
2.Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку».
3.Звучит аудиозапись “Зимняя мелодия”. Дети идут к экрану, имитируя ходьбу по сугробам.
4. Слайд №1 – зимний лес – беседа о зиме.
5.Слайд №2 – деревья в снегу (елка, береза, сосна)
6.Слайд №3 – метель, вьюга – видео
7.Слайд №4 – снегопад – стих
8.Слайд №5 – зимний лес, каких животных можно встретить в нашем лесу. Отгадывают загадки, появляются картинки – животные нашего леса (заяц, лиса, волк, белка, лось).
9.Слайд №6 – интерактивная игра «Найди зайца»
10. Возвращение в детский сад.
11.Массаж рук - "Зимняя разогревалочка"
12.Решение проблемной ситуации: Как можно передать красоту зимнего дерева?
13. Продуктивная деятельность. Воспитатель предлагает воспитанникам одеть деревья в белые, великолепные наряды, используя разнообразный материал: ватные диски, крупы (гречка, рис, манка).
14. Рефлексия (доброжелательная оценка всех работ, закрепление техники исполнения, используемых материалов)
Ход НОД:
Дети стоят возле окна.
Воспитатель: Дети посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Да, на улице сейчас зима, А какие изменения происходят в природе зимой? (Мнения детей)
– Правильно, выпадает снег, покрываются льдом реки, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.
Зима принесла нам холод, снег, ветер. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горки. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?
Дети: Да
Воспитатель: Зимой в лесу холодно, давайте теплее оденемся.
(Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку»).
Обуваем ножки в новые сапожки,
Шапку на головку и завяжем ловко,
На руки перчатки, в добрый путь ребятки.
(Дети имитируют процесс одевания).
Воспитатель: Ребятки, снег в лесу глубокий, давайте будем высоко поднимать ножки, чтобы снег не попал в валенки.
Звучит аудиозапись “Зимняя мелодия”.
Мы шагаем по сугробам, (Дети идут, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, и в лесу мы оказались.
(Дети идут к экрану, высоко поднимая ноги. Подходят к экрану, садятся на коврик, на подушечки - пуфики.)
Слайд №1 – зимний лес -
Воспитатель: Ребята мы с вами находимся в сказочном лесу, и именно здесь происходит много чудес! Снег покрыл всю землю мягким покрывалом. Какой снег?
Дети: Он пушистый, беленький и рыхлый. Деревья надели на себя зимние шапки. Зима укрыла лес пушистым снегом.
Воспитатель: Зима спешит, хлопочет: укутала в снега
Все кочки и пенечки, скамейки и стога.
Белеют рукавицы на веточках берез,
Чтоб им не простудиться, чтоб выдержать мороз.
Зимний лес тих и спокоен. В лесу свежий воздух и бодрящий мороз. Чем пахнет в зимнем лесу? (Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой.) (вдох – выдох). Посмотрите, какой сегодня замечательный, прекрасный, морозный день! Вам холодно? Давайте возьмёмся за руки и передадим тепло друг другу. Пойдемте дальше. Слайд №2 «Елки»
Воспитатель: А вы знаете, как называются деревья, которые растут в нашем лесу?
– Да, правильно, это ель, березы, сосны. Снежинок очень много, их сосчитать невозможно, столько много, что засыпало толстым слоем снега деревья. В это время нельзя тревожить деревья, ветки замерзают и становятся ломкими
Воспитатель: Вы только посмотрите по сторонам!
Чародейкою зимою околдован лес стоит.
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Воспитатель:
Что – то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.
Слайд №3 «Метель, вьюга» – видео
Посмотрите, какая метель, вьюга поднялась в лесу.
Всё белым-бело от пуха! Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает, стонет, охает, поёт!
Снег в сугробы навивает, погулять нам не даёт!
(звучит аудиозапись вьюга, словарная работа вьюга, метель, снегопад)
Давайте погреемся немного.(выполняют движения)
Ла – ла – ла – наступили холода - дети хлопают в ладоши
Ул – ул – ул – холодный ветер дул - дуют на ладоши
Тели – тели – тели – весь день метели - вращение согнутых в локтях рук
Слайд №4 «Снегопад» - анимация
Белые снежинки падают с небес!
Под луною полной зимний тихий лес
Запорошен снегом - весь под ним исчез.
Воспитатель: Как называется это природное явление?
Дети: Снегопад.
Слайд№5 «Лес зимой»
Воспитатель: Ребята, каких животных можно встретить в нашем лесу? Ребята, а мы ведь никого не встретили в лесу. Что – то мы никого не видим? Ой, кажется, я кого-то вижу. Отгадайте загадку.
1.Маленький, беленький,
По лесу прыг-прыг,
По снежку тык-тык.
Это кто? (Зайчик)
Правильно. Ой, да вот же зайчик сидит, только ушки торчат.
- Ребята, а зайчик какой? (Шубка белая, хвост короткий)
Почему у него зимой шубка белая, вы не знаете? (Потому что он прячется от врагов в снегу).
Воспитатель: Давайте, спросим у зайчика где все звери?
Заяц : После метели все звери куда - то попрятались, никого нет в лесу.
Воспитатель: А как мы можем их увидеть?
Заяц: Отгадайте загадки, они и вернутся.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку
2.Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней (после правильного ответа появляется лиса)
Воспитатель: Ребята, а как лиса зимует в лесу?
Дети: Ходит она тихонько, не слышно. Питается мышами. Лиса слышит хорошо и поэтому слышит мышек под снегом. От холода ей помогает спасаться её тёплая пушистая, густая шубка.
Воспитатель: Ой, ребята,
3.Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)
Воспитатель: А как белка приготовилась к зиме?
Дети: поменяла шубку, запаслась шишками, грибами.
4.Чей тоскливый вой
Слышится зимой? (волк)
5.В лесу он точно проживает,
Любой ребенок вмиг узнает.
Он сильный, и рогатый, и большой,
Рога огромные такие,
Как ветви прочные, большие.
И угадать, конечно, удалось,
А ну-ка дети, это…ЛОСЬ!(появляется лось)
Слайд №6 «Заяц»
Воспитатель: Ребята, а заяц совсем нас не боится!
Заяц : Ребята! Я хочу поиграть с вами прятки!
Воспитатель: Наши дети очень любят в прятки! Хотите поиграть? Надо быть очень внимательным, ведь зайка как снег, его тяжело найти в снегу.
Слайд №7 игра «Найди зайца»
Воспитатель: – Ребята, наша прогулка завершилась.
А сейчас…
Крепко за руки беритесь,
И за мною становитесь.
В детский сад уже пора,
До свиданья лес! Пока!
III. Игра-имитация
Воспитатель: Ребята, а вы не замерзли. Что – то мои руки не согрелись. Погреемся ребята?
Если замерзают руки, начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть
(Дети медленно растирают одну ладонь о другую)
Сначала ладошки, совсем как ледышки,
Потом как лягушки, потом как подушки
(Дети растирают ладони всё быстрее и быстрее)
Согрелись ладошки, горят и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня, вот, потрогайте меня!
(Вытягивают вперёд раскрытые ладони.)
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?
А хотелось бы вам подарить красоту зимнего леса вашим мамам и папам? Как можно передать красоту зимнего дерева? Какие деревья мы видели в лесу?
У вас на столах есть трафареты деревьев. Я предлагаю вам одеть деревья в белые, великолепные наряды. Для этого можно использовать ватные диски и необычный материал, это крупы. Выберите, из какого материала вы будете покрывать свои деревья.
Для работы с ватными дисками вам потребуются ножницы, кисточки и клей.
Для работы с крупами кисточки и клей.
– А теперь все садимся за стол.
Панно из круп «Зимнее дерево»
Частичный показ последовательности выполнения работы с объяснением.
Воспитатель: Посмотрите, какое замечательное панно у нас получилось.
Рефлексия (доброжелательная оценка всех работ, закрепление техники исполнения, используемых материалов)
Наблюдения, опыты и эксперименты.
Наблюдения
Д/и “Какой?”
Художественное слово. Г. Ладонщиков
Белым снегом все покрыло: И деревья и дома, Свищет ветер легкокрылый: Здравствуй, зимушка-зима!
Опыт. Зачерпнуть белым блюдцем свежевыпавший снег, поставить блюдце в теплое место. Что произошло со снегом? (Растает, на дне блюдца образуется лужица грязной воды. Значит, снег был грязный.) Предложить детям подумать, что “пачкает” свежевыпавший снег? Почему после снегопада легко дышится? (К летящим снежинкам прилипают пылинки и другие грязные частички из воздуха. В результате воздух очищается, а снег загрязняется.)
Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду при ярком свете. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду, в пасмурный день не блестит.
Рассмотреть на свежевыпавшем снегу следы (птичьи, собачьи, кошачьи, детские и т. д.)
Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый, тяжелый, влажный.
Подумать и провести опыт. Один ребенок лепит снежок в варежках, другой – голыми руками. Кто вылепит снежок быстрее? Почему?
Наст – ледяная корка на снегу. Появляется после оттепели. Под его тяжестью ломаются ветки деревьев.
Птицы, спящие под сугробами, ранятся, разбивая крепкую корку льда.
Рассматривание снежинок на рукаве и в лупу в теплую и морозную погоду. Рассказать, что все снежинки разные. Предложить детям зарисовать их, вернувшись с прогулки.
Народные приметы:
“Если ночью был иней, днем снег не выпадет”,
“Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели”.
Проверить, верны ли приметы.
Если после оттепели ударит мороз, то на дорогах образуется тонкая ледяная корочка – гололед (голый лед – работа со словом). При гололеде очень скользкая дорога и трудно ходить.
Рассмотреть лед на луже. Какой он? (холодный, прозрачный, твердый, крепкий, хрупкий, скользкий).
Загадка: “Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно”
Окрасить с детьми воду гуашью разных цветов, вынести на мороз. Потом показать детям, что вода превратилась в лед (твердый, скользкий, холодный). Развесить цветные льдинки на участке, послушать, как они звенят на ветру, блестят на солнце.
Наблюдение за ветром. Какой сегодня ветер? Как его можно назвать? (ветер? ветерок? ветрище?)
Как мы узнали, что дует ветер? В какую сторону он дует?
Наблюдение за поземкой. Объяснить детям слово
(вьюга, во время которой дует низовой ветер), спросить, что делает поземка.
Наблюдение за небом.
Д/и “Какое небо?”
Спросить детей, почему мы не видим солнца? Что дальше, тучи или солнце?
Рассмотреть темное зимнее небо. Что мы на нем видим в ясную погоду?
Загадка.
Угли пылают, Совком не достать, Ночью их видно, А днем не видать. (Звезды и небо)
Примета. “Звезды ярко блещут – к морозу”.
Наблюдение за тучами.
Загадка.
Если летом мы плывем, Мы с собой дожди несем. Если мы плывем зимою, Мы снега несем с собою.
Наблюдение за облаками. Что они делают? Какие?
Словесная игра “ Угадай, на что похожи?”
Пословицы и поговорки о зиме.
Как зима не злится, а весне покорится.
Зима без снега — лето без хлеба.
Год кончается, а зима начинается.
Снегирь прилетит — о зиме известит.
Зимой морозы, а летом грозы.
Зима — не лето, в шубу одета.
Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
Два друга — мороз да вьюга.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Снег глубок — год хорош.
Живет и такой год, что на день семь погод.
Зима спросит, что твое лето приносит.
Осень богата хлебом, а зима снегом.
Зимний денек — воробьиный скок.
На Новый год день прибавился на заячий скок.
Готовь зимой телегу, а летом сани.
Береги нос в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
По повадкам животных и птиц можно предугадать погоду на короткие сроки:
Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.
Собака свертывается и лежит калачиком – на холод.
Собака катается на снегу – к метели.
Кошка мордочку прячет – на мороз.
Кошка лежит посреди комнаты, откинув хвост – к теплу.
Если гусь или петух стоят на одной ноге – будет мороз.
Птица хохлится к непогоде.
Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.
Много паутин – к холодной зиме.
Теплая осень – к долгой зиме.
Лист не чисто опадает – к строгой зиме.
Дружный отлет птиц – к ранней зиме.
Первый снежок показался – настоящий через месяц отозвался.
Холод от него идёт. Ну конечно это…( лёд)
Приложение
Детские загадки о зиме.
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем: (зима).
Падают снежинки,
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам пришла ... ! (Зима)
Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.
(Зима.)
С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается? ( зима )
Наступает
Белый сон...
Всё покроет
Белым он -
И деревья,
И кусты,
И деревни,
И мосты.
Каждый город,
Каждый дом
Спит
Под белым
Полотном.
(Зима )
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем: (зима).
В. Стручков
Дождались меня салазки!
Всё вокруг бело как в сказке.
И в лесу и на дворе
Все деревья в серебре.
Белоснежные дома
В гости к нам пришла (Зима.)
Заковала лужи в лёд.
Бьёт и зверя – птицу влёт.
Зябнут вишенки в саду.
Да не сладко коль приду.
(Зима.)
У Хозяйки сто забот
Накопилося за год.
Пришла, взмахнула рукавом
И стало всё белым - бело.
Лежат снега по всей округе,
А в рукаве метели-вьюги.
Для всех рассыпала снега.
Дома как белые стога.
Чернеет лес и гладь реки
Уже изрезали коньки.
(Зима.)
Пришла вслед за туманами.
Туманами - обманами.
Только было сыро - блёкло,
А уже в узорах стёкла.
И окутал шумный град
Леденящий, стойкий хлад.
(Зима.)
Хлопнула в ладоши -
Все поля в пороше.
Молвила словечко -
Зазвенела речка.
На дома надела шапки
Птицам зябко, греют лапки.
(Зима.)
Скачет с Севера Царица,
Золотой туман клубится.
Погоняет трёх Коней,
А метелицы за ней.
(Зима.)
Дышит хладом.
Гордится нарядом
Из пушистого снега -
Ледяная нега.
(Зима.)
Г. Таравкова
На дворе трещит мороз,
Он кусает больно нос,
Снег на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Праздник Новый Год идёт,
Детям радости несёт,
Угадайте время года,
Что с холодною погодой,
День короткий,ночью тьма,
На дворе стоит ...(Зима.)
Ю. Алешин
Твёрдый снег и держит нас,
Можно бегать… Крепок (наст).
Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).
Пурга... и днём от тучи тёмка,
И змейкой стелется (поземка).
А. Алферова
Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится.
(Вьюга)
Н. Родивилина
По ночам людей пугает,
Зверем страшным завывает,
Вихрем кружит на пути -
Ни проехать, ни пройти.
Очень путники боятся
В снежной буре оказаться:
Не увидишь в ней друг-друга.
Что же это? Это...(вьюга
В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…(мороз)!
Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер...
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний ... (Мороз)
Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках?
(Мороз.)
По земле колдун идёт,
Бородой седой трясёт.
Как на воду он дохнёт,
Превращается вся в лёд.
А когда злодей летает,
Всё живое замерзает.
(Мороз)
Мы бежали лыжный кросс.
Кто хватает нас за нос
И румянит щёки
Гонит на уроки.
(Мороз.)
В. Стручков
Если дома я в тепле
Он рисует на стекле.
Если выйду погулять
Начинает приставать
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый (Мороз.)
Ходит Дед, трещат деревья
Птицы снялись на кочевья.
Звери в шубы прячут нос.
Грозен Дедушка (Мороз.)
Кусает словно пёс.
На стекле пушистый хвост.
(Мороз.)
Стеклянный Кот
По лужам идёт.
Стеклянит лужи
Дыханьем Стужи.
(Мороз.)
Узорами пишет,
А грамоты не разумеет.
(Мороз.)
Звонкий мастер Холодей
Вымостил всю реку
Без пилы и без гвоздей
В помощь человеку.
(Мороз.)
З. Полежаева
На холсте окнА зимой
Пишет мёрзлою водой,
Кистью водит невидимкой,
Нам даря свои картинки.
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
(Снег)
Хлопок с неба повалил
Землю зябкую укрыл.
(Снег)
Ю. Алешин
Выпал с неба чистый мел -
Городок наш посветлел.
У зимы пока разбег
Утром встал, растаял (Снег)
В. Стручков
Из дырявого Мешка
Наземь падает Мука.
Ладошкой сжал мучицу
Получил - водицу.
(Снег)
Мягкий, летучий
Улёгся кучей.
Дворник бородатый
Гребёт лопатой.
(Снег)
Зимой лежит.
Весной бежит.
(Снег)
Упала Вата на поля
Вся белёшенька земля.
(Снег)
Плывут Тучи бородаты.
Борода из ваты.
Зимою ваты
Полно у хаты.
В руки взял - расстаяла.
Мокрый след оставила.
От ваты ничегошки
Мокрые ладошки.
(Снег)
Белое Одеяло
На город упало.
Стоят дома и замки
Полные гордой осанки
В белых шапках.
Цветочные клумбы -
В белых охапках!
(Снег)
Белые Заплаты
Падают у хаты.
У берёзы, у сосны
И лежат там до весны.
(Снег)
Лежит Шуба
Всем люба.
(Снег)
Вся земля укрыта Ватой
Урожаев жди богатых.
(Снег)
И. Дарнина
Словно бабочка кружится
И на землю спать ложится.
Он холодный и пушистый,
А на солнышке искристый.
Г. Таравкова
Он на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Но едва лучи пригреют,
Он заплачет, потемнеет
И бегут ручьи в разбег,
Это тает зимний...(Снег)
Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.
(Лед)
На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда?
(Лед)
Лежит Хрусталь
Зимний Царь.
(Лед)
Ю. Алешин
Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем (лед).
Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный (лед).
Г. Таравкова
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это-...(Лёд.)
С. Мельников
Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это…( лёд)
Приложение
Стихи о зиме.
Живой снежок» (Е. Тараховская)
Кто-то стукнул к нам в окно
Тихо еле, еле…
За окном темно-темно
От пурги метели.
«Кто там? - я спросить хотел
И кого вам надо?»
Вдруг снежок к нам залетел
В форточку из сада.
Оказалось, он живой,
С крыльями и головой!
Сел он к маме на плечо -
Запушённый, белый.
Догадались мы, о чём
Песенку запел он:
«Я влетел сюда не зря!
Приютите снегиря!»
*** Н. Некрасов
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
*** (С. Есенин)
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Чудо из чудес (В. Шипунова)
За окошком тёмным
Чудо из чудес -
Белые снежинки
Падают с небес!
Под луною полной
Зимний тихий лес
Запорошен снегом -
Весь под ним исчез.
Лучики и звёзды
В тонких паутинках - ночью новогодней
Падают снежинки.
Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)
Всё белым-бело от пуха!
Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха
Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает,
Стонет, охает, поёт!
Снег в сугробы навивает,
Погулять нам не
Приложение
Опыты.
Опыт №1. Почему снег мягкий?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:
Светло-пушистая Дорогой бурною
Снежинка белая, Легко проносится,
Какая чистая, Не в высь лазурную,-
Какая смелая! На землю просится…
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
На основе наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта. Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично.
Опыт №2. Где лучики?
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать
опыт №3. Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.
Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы. Подносы для снеговых фигурок.
Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народную потешку:
Снег пушистый лёг на ветки,
У крыльца играют детки:
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
Здесь уместно напомнить детям, в каких жилищах живут народы Севера (Иглу – дом из снега).
Опыт №5. Ледяной дом.
Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.
Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.
Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.
Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.
Опыт №6. Замерзание жидкостей.
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Опыт №6. Ледяной секретик
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И всё на свете в инее –
То белое, то синее.
Опыт №7. Откуда берётся иней?
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Приложение
Телестудия «Зимушка-зима»
Выступление редакции программы “Клуб путешественников”
А зима наша очень разная – она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная да с солнцем. В ней есть что-то молодое, веселое. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Снег скользкий, легкий и красивый. Санки летят по снегу, коньки скользят по льду – дух захватывает. Хорошо зимой! Ребята, что же это такое?
Что-то веет ветерок, холодом пахнуло,
Словно зимушка – зима рукавом махнула.
Полетели с высоты белые пушинки.
На деревья, на кусты сыплются… (Снежинки.)
Дети читают стихотворение.
Мы белые снежинки, летим, летим, летим, дорожки и тропинки
Снежком запорошим. Вот эта тучка серая, она была нам дом,
С нее мы опустились и здесь мы отдохнем.
Звучит музыка “Вальс”.
Девочки танцуют танец “Снежинок”.
Ведущий: Снежинки белые, пушистые, откуда вы?
– От волшебницы-зимы.
– Что же сама-то не идет?
– От детей подмоги ждет.
– Что же они должны сделать?
– Помочь Зиме разодеть природу в невидимые наряды.
Все рассматривают фотоальбом с зимними пейзажами.
Дети читают:
Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой подвязалась сосна.
На полянах все бело, снег в сугробы намело…
Что ж Зима-то не идет, свою песню не поет?
Зима: Я иду, иду, иду. Укрываю, что могу.
Ребята:
Величава Зима – называть тебя хочется не по имени просто,
А по имени – отчеству. Ой, Зима, ты Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна. Утро кажется розовым,
Снег под синими елями. Ветер с веток березовых
Сыплет хлопьями на головы. Ой, Зима, ты – Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна!
Зима: Ребята, сегодня вы узнаете много удивительного о природе, Но прежде отгадайте загадки:
- Летит орлица по синему небу – крылья распластала,
солнышко застлала. (Туча.) - Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает.
и бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.) - Он всюду – в поле и в саду, но в дом не попадет.
И никуда я не пойду, покуда он идет. (Дождь.)
Сейчас поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам передают синоптики. А как еще можно узнать об изменениях погоды?
Выступление редакции программы “Прогноз погоды”.
– Знаете ли вы, ребята, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Обратимся к русскому народному календарю. На Руси с древнейших времен люди внимательно наблюдали за изменениями погоды и складывали народные поговорки и приметы, многие из которых дошли до наших дней.
- Если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется, если на сухую – скоро сойдет.
- Если зима снежная – лето дождливое.
Если зимой вьюги – летом ненастье. - Зимой много инея – летом много росы.
- Если в начале зимы шел сильный снег, то в начале лета пойдет сильный дождь.
- Снежный буран днем предвещает мороз ночью.
- Снежные хлопья становятся крупными – будет оттепель.
- Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
- Глухой лай собак зимой предвещает снег.
- Если стекла начинают потеть при двойных рамах, морозы усилятся.
По повадкам животных и птиц можно предугадать погоду на короткие сроки:
- Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.
- Собака свертывается и лежит калачиком – на холод.
- Собака катается на снегу – к метели.
- Кошка мордочку прячет – на мороз.
- Кошка лежит посреди комнаты, откинув хвост – к теплу.
- Если гусь или петух стоят на одной ноге – будет мороз.
- Птица хохлится к непогоде.
- Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.
- Много паутин – к холодной зиме.
- Теплая осень – к долгой зиме.
- Лист не чисто опадает – к строгой зиме.
- Дружный отлет птиц – к ранней зиме.
- Первый снежок показался – настоящий через месяц отозвался.
Идет представление “Фенологического дерева” – зимние явления в природе.
- Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица.
- В белом бархате деревня – и заборы, и деревья.
А как ветер нападет, этот бархат опадет. - Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. - Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
Назовите зимние месяцы.
Каждый месяц имеет свой характер, который проявляется в изменении природы и выражается в названии месяца. Большинство народных названий месяцев очень метки и точны. Декабрь – “студень” или “лютень”, февраль – “кривые дороги”, “ богорей” (за то, что часты оттепели, плохо ездить на санях, отсюда и “кривые дороги”), январь – “сечень” (рассекает зиму на две части).
Зима: Приглашаю вас, ребята, к себе в гости.
Игра-разминка “Снег”.
На еловых лапах – снег, снег,
Пни в пушистых шляпах, снег, снег.
Заискрилось поле, снег, снег.
Белое раздолье, снег, снег.
По лугам, полянам, снег, снег.
На катке стеклянном – снег, снег.
И летит, кружится снег, снег.
Нам румянит лица снег, снег.
Перед вами лесная поляна, нас встречает лесной сторож. Как вы думаете, кто это? (Снеговик). Проводим игру “Кто быстрее вылепит снеговика”.
Вы слепили их так ловко, вместо носа тут морковка.
Уголечки вместо глаз, шляпой служит старый таз.
Выступление редакции программы “Диалоги о животных”.
Представляют выставку книг “Как зимуют дикие животные” и книжки – раскладушки: “Как зимует белка”, “Как зимует ежик”, “Как зимует лягушка”.
Как же звери и птицы проводят зиму? Одни впадают в сон: медведи, барсук, хомяки, ежи. Все, кто засыпает, впадает в спячку и к осени увеличивают запас жира. Все оседлые звери и птицы увеличивают меховой и перьевой покров. Белки, мыши, полевки и другие устраивают теплые зимние дома. Лоси, косули, зайцы, волки, лисицы, тетерева, глухари, куропатки находят дома в толще снега. Одни птицы улетают на юг, другие откочевывают на зиму в более южные районы. А какие же птицы зимуют у нас?
Приглашаем принять участие в викторине.
Викторина
- Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле, кле, клее – поет со свистом. (Клест.)
- Пусть я птичка – невеличка, у меня, друзья, привычка – как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь.)
- Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
- Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
- У какой птицы в лесу есть кузница? (У дятла.).
- Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
- У какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.)
- Почему клесты выводят птенцов зимой? (Много корма.)
- Что помогает клестам добывать корм?
- Почему дятел летом питается насекомыми, а зимой – семенами хвойных растений? (Зимой дятел кузнец, а летом – врач.)
Выступление редакции программы “Здоровье”.
– Как вы думаете, ребята, почему одни люди болеют часто и тяжело. А другие редко? Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все ни почем? (Они закаляются.)
Сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель? В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело, второй секрет – хороший характер, третий секрет – правильное питание и режим дня, четвертый секрет – ежедневный физический труд.
– Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
– В зимнее время необходимо особенно заботиться о своем здоровье: Закалять свой организм, правильно питаться, употреблять витамины, заниматься спортом, правильно подбирать одежду для прогулок и занятий спортом.
Послушайте советы:
- Постарайтесь не лениться: каждый раз перед едой, прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.
- И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам и, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам.
- Свежим воздухом дышите по возможности всегда, на прогулки в лес ходите, он вам силы даст друзья!
- Чистить зубы надо пастой. Друг зубов – зубная паста.
- Чтобы зубы были крепкими, грызи морковку с репкою.
- Чтобы зубы не болели, вместо пряников, конфет ешьте яблоки, морковку – вам, ребята, наш совет.
- Мы открыли вам секреты как здоровье сохранить, выполняйте все советы и легко вам будет жить.
Редакциям были предложены задания с целью проверки уровня знаний по теме проекта.
Редакция программы “Здоровье”
- Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?
- Как необходимо одеваться зимой? Чем отличается одежда для прогулок и одежда для занятий спортом?
- Какими видами спорта можно заниматься зимой?
- Назовите способы и правила зимнего закаливания.
- Какие народные средства профилактики и лечения простуды вы знаете?
Редакция программы “Клуб путешественников”
- Какой вы увидели почву в зимнее время года?
- Как выглядят водоемы зимой, в чем экологическая роль ледяного покрова? Перечислите водоемы нашего города.
- Назовите изменения, происходящие в жизни растений в зимнее время года: какими мы видим хвойные и лиственные растения зимой, почему лиственные растения на зиму сбрасывают листву?
- Опишите зимний лес. Чем отличается его состояние от другого времени года?
- Какие меры безопасности нужно соблюдать зимой на водоемах?
Редакция программы “Прогноз погоды”
- О каких месяцах так говорят и почему: году – начало, зиме – середина; зиму замыкает – новому сезону дорожку прокладывает.
- Назовите главные признаки наступления зимы в природе.
- Определите, какая будет весна по состоянию природы в зимнее время по народным приметам: Если в феврале сильные морозы – весна будет (ранняя). Длинные февральские сосульки сулят весну (долгую). Начало февраля погожее – и весну жди (раннюю и пригожую). Теплый февраль приносит весну (холодную). Февраль богат снегом, апрель (водою).
ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ ! Птицам холодно зимой, Птицам голодно порой. Вы, ребята поспешите, Их бедняжек подкормите. Крошки, семечки и сало Вот чего им не хватало. Ягоды рябины, орехи и пшено, В кормушки положите, Сделайте добро! Сохранить природу, мы можем без труда, Повесим лишь кормушки у своего окна. Ведь все на свете птицы Нам с тобой друзья! Подкормите птиц зимой, они нуждаются в нашей помощи!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Здравствуй Зимушка зима!"
Тип проекта: познавательно- творческий, практико- ориентированный, групповой.Продолжительность проекта: краткосрочный ( 1 месяц).Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, музыкаль...
Проект "Здравствуй Зимушка-зима" в средней группе
Проект «Здравствуй зимушка -зима» краткосрочный, групповой.Сроки проведения 2-3 неделиВозраст участников проекта – 4-5лет.Тип проекта – смешанный.Проект предназначен для воспитателей, детей и их...
Проект "Здравствуй, зимушка-зима, просим милости к нам!"
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Актуальность проекта заключается в том, чтобы научи...
ПРОЕКТ«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА -ЗИМА!»( для детей 2 младшей группы)
ПРОЕКТ«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА -ЗИМА!»( для детей 2 младшей группы)...
Краткосрочный проект: «Здравствуй, Зимушка-зима!»
Информационно-практический ориентированный проект, краткосрочный, групповой.Цель: Расширение представлений детей о зиме....
проект Здравствуй Зимушка зима
проект...
проект "Здравствуй зимушка - зима"
проект "Здравствуй зимушка - зима"...