«Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Существует несколько функций сказки:
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях;
- пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
- помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности;
- помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Лукьяновой и других авторов доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
В процессе работы мы определили цель: формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Поставили следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;
- Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок;
- Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей;
- Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.
Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), вобравшие в себя вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, а также младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.
Реализация второй задачи предполагает создание системы работы со сказкой экономического содержания, нами были определены следующие этапы работы со сказкой:
1 этап – определялись вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).
2 этап – дети знакомятся со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.
3 этап – дети осваивают «экономическое содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
4 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.
— Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
— Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
— Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
— Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по саморазвитию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Проект по саморазвитию в старшей группе....
Самообразование по теме "Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)»
Представлен индивидуальный план по самообразованию...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При разработке представленной системы учитываются как этапы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, так и особенности руководства сюжетно-дидактическими играми ...
Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по формированиюэкономических представлений у детей...
План по самообразованию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »
План по самообразованию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »...
Сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...