Проектная деятельность в ДОУ как эффективный метод вовлечения родителей в образовательный процесс"
учебно-методический материал
Доклад на Всероссийской педагогической конференции "Повышение качества образования: от традиционных методик к инновациям"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_doklad.docx | 23.19 КБ |
sertifikat.pdf | 883.94 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Доклад на Всероссийскую педагогическую конференцию
«Повышение качества образования: от традиционных методик
к инновациям»
на тему:
«Проектная деятельность в ДОУ как эффективный метод вовлечения родителей в образовательный процесс».
Подготовила:
Воспитатель
Кариева Зульфия Рашитовна
Реутов, 2020г.
В работе современного педагога дошкольной образовательной организации важно найти вектор постоянного повышения качества образовательного процесса в соответствии с запросами современного общества. Важно понимать, что для полноценного образования и развития детей дошкольного возраста необходимо не только использовать педагогический потенциал, но и привлекать родителей, поскольку они являются первыми педагогами для воспитанников. Одним из самых оптимальных методов вовлечения родителей в образовательную деятельность является метод проектов. В итоге решаются сразу максимальное количество педагогических задач:
1. Амплификация развития детей
2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность
3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопрсах образования детей-дошкольников
4. Создание единого образовательного пространства «Детский сад-семья»
5. Укрепление детско-родительских отношений
6. Укрепление партнерства ДОУ с родителями.
Метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических знаний. Это обучение через деятельность.
Разработка проекта подчиняется определенному алгоритму:
Алгоритм разработки проекта
| Задачи | Этапы |
Начальный (целеполагание) | Определение проблемы (темы) | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. |
Выполнение проекта | Выполнение проекта. | Работа над проектом, его оформление. |
Защита проекта | Подготовка к защите. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). | Подведение итогов. Определение задач для новых проектов. |
Виды проектов могут быть разными, в зависимости от того, какие цели преследует педагог, а так же в соответствии с образовательными запросами детей и родителей.
Виды проектов
- Познавательно-исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Например, «Природа – наш дом», «Как люди делают запасы», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте познакомимся», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
- Познавательно-творческие: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду», «Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В гостях у сказки».
- Информационно-практико-ориентированные (дети вместе с родителями собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.).
- Нормативные (проекты по созданию норм поведения):
- запрещающие,
- позитивно нормирующие,
- нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника
По количеству участников:
- Межгрупповые («Времена года», «Мир животных и птиц»).
- Групповые («Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»).
- Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).
По продолжительности:
- краткосрочные (от 1 дня до 2 недель),
- средней продолжительности (до 1 мес.)
- долгосрочные (до полугода-года).
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию.
Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.
При создании проекта обычно придерживаюсь следующего плана:
- ставлю перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
- намечаю план реализации проекта (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждаю план с семьями либо индивидуально, либо в родительском чате;
- выявляю активных родителей-участников реализации проекта
- обращаюсь с предложением об участии в проекте к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляем план-схему проведения проекта;
- собираю информацию, материал;
- внедряю проект в образовательную деятельность и провожу запланированные мероприятия
- даю «домашние задания» родителям;
- поощряю самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организую презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), совместно с родителями изготавливаем продукт проекта (видеоролик, стенгазету, коллаж, выставку и пр.)
- распространяю свой опыт (на педсовете, на сайте, педагогических чтениях).
Если педагог решает реализовать с долгосрочный проект, то важно периодически анализировать результаты проекта и оптимизировать его по необходимости. Проектная деятельность дошкольников не всегда следует плану, важно учитывать интересы детей, даже если они не совпадают с планами педагога.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс»....
Музыкальная викторина как эффективная форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.
Данная статья посвящена, как вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Предварительная консультация для родителей , чтобы выполнить домашнее задание.Совместные конкурсы взрослых и воспитанников...
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
В наш ХХI век, когда все меняется за считанный период времени, появляются новые разработки во всех сферах нашей жизни (технологии, игры, правила), все нужно успеть постичь, чтобы не отстать от совреме...
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
Участвуя в реализации проекта, родители, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными уча...
Проектная деятельность как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада
Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение....
ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Работа с родителями важная, неотъемлемая часть работы воспитателя....
- Мне нравится (1)