Открытое занятие по исследовательской деятельности
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия "В прошлое карандаша"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshloe_prostogo_karandasha.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в подготовительной группе

«Путешествие в прошлое простого карандаша»

Цель:

Познакомить детей со свойствами природных материалов: графит, дерево.

Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом.

Приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.

Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи.

Образовательные:

 Формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления.

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования.

Закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты в карте наблюдений.

Развивающие:

Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Развивать творческую активность и побуждать детей к самостоятельному придумыванию символов.

Развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: графит.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность.

Воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Ход занятия.

Дети и воспитатель встают в круг.

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание и любознательность.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Палочки волшебные в руки я беру

Ими нарисую я все, что захочу.

Домик,  речку и грибочки,

Солнце, небо и цветочки.

Нравятся мне палочки, палочки такие.

Сверху деревянные, а внутри цветные.

 Ребята, вы правильно догадались, это цветные карандаши. Сегодня, я принесла вам карандаши. Посмотрите, какие они. (Дети рассматривают, называют какого цвета карандаши лежат в коробке).

 Воспитатель обращает внимание детей на простой карандаш.

Ребята, а какой карандаш у меня? (простой). Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке?

(потому что в коробке живут только цветные карандаши, а он не цветной, а простой).

Ребята, а вы знаете, что история цветных карандашей начинается с простого карандаша. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое карандаша.

Динамическая пауза.

По дороге мы идет. Мы идем с карандашом.

Если встретятся овраги, мы овраги обойдет.

Если встретятся коряги, под корягой проползем.

И по камушкам пойдем, ручеек мы перейдем.

Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.

Ребята, посмотрите, куда привел нас карандаш? В какое время? (ответы детей) Это древний мир и живут здесь древние люди.

Воспитатель предлагает детям присесть возле костра. Дети рассматривают наскальные рисунки.

Воспитатель беседует с детьми.

Интересно, почему карандаш привел нас именно в это время?

Скажите, древние люди рисовали? Где они рисовали? Что изображали в своих рисунках? Чем рисовали древние люди? (воспитатель выслушивает ответы детей). Действительно, древние люди любили рисовать. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. А рисовали они углем.

Ребята, а вы хотите сами попробовать создать свои «наскальные» рисунки. Возле костра лежат обгоревшие ветки, возьмите их и изобразите то, что бы вы хотели нарисовать. (Дети рисуют углем на «скалах» (стене)).

Ребята, карандаш приглашает нас в путь. Давайте отправимся дальше.

Динамическая пауза:

Мы идем цветущими лугами.

Из цветов букеты соберем.

Где-то за высокими горами,

Где-то за далекими лесами,

 Где-то за глубокими морями,

Что-то интересное найдем.

Воспитатель обращает внимание детей на картину – Пастух пасет овец.

Как вы думаете, ребята, почему карандаш привел нас именно сюда?

Оказывается, давным-давно, в Англии, пастухи пасли овец и увидели на земле какое-то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.

Назвали это вещество – ГРАФИТ. В дальнейшем стало понятно, что графитом можно рисовать и писать.

Пользоваться графитом было неудобно, он сильно пачкал руки. Тогда люди стали задумывается, как сделать так, чтобы руки не пачкались?  Ребята, а вы как думаете? (ответы детей). Молодцы, вы предложили много разных вариантов. А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров, отправиться в мастерскую и самим изготовить «рубашку» для графита. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли так.

Практическая работа.

Перед детьми на столе лежит различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного. Дети выбирают материал и выполняют работу.

Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, получились необычные предметы. Как вы думаете, на что они похожи? (ответы детей) Действительно, все эти предметы стали похожи на карандаш, только очень необычный. Вот такими карандашами рисовали наши предки в 16 веке. А вот так выглядит современный карандаш. (Воспитатель предлагает каждому ребенку простой карандаш). Давайте поиграем с карандашом.

Пальчиковая гимнастика:

(самомассаж пальцев и ладоней с помощью карандаша)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Ребята, сейчас я предлагаю вам стать настоящими исследователями и узнать, какими свойствами обладает карандаш. Дети надевают халаты и проходят в лабораторию и занимают свои рабочие места.

Дети совместно с воспитателем проводят игры и эксперименты с карандашом. (символическая аналогия – ТРИЗ: дети фиксируют выводы на карте наблюдения, при помощи придуманных ими символов).

Опыт 1.

Из чего состоит карандаш? (детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе. Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля).

Опыт 2.

Твердый и мягкий карандаш.

Опыт 3.

Рисунки, сделанные карандашом  легко стираются.

Опыт 4.

Свойство карандаша уменьшаться. (дети точат карандаш точилкой).

Опыт 5.

Карандаш может быть острым и тупым.

Опыт 6.

Прочность карандаша.

Вывод:

Воспитатель задает детям вопрос: Какие новые свойства карандаша вы выявили? Дети отвечают, опираясь на результаты карты-наблюдений.

Ребята, карандаш хочет с вами поиграть в игру «Догонялки» (гимнастика для глаз «Догони взглядом карандаш»).

Мы выяснили, что карандаш обладает разными свойствами. Чтобы карандаш был более практичным и удобным, люди постоянно усовершенствуют его.

Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали сделать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили ластик. Появились цветные карандаши. Люди стали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретен механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются еще и восковые карандаши.

А сейчас, нам пора возвращаться назад в детский сад:

Вправо, влево повернулись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие познавательно - исследовательской деятельности (ФЭМП) гр.№9 д/с № 202 г. Н. Тагил

Это комплексное занятие направленное на  по формирование математических представлений о составе числа 8. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать, с...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ». ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ Д/С № 3 ПАТУТИНА АННА АЛЕКСЕЕВНА

Тема: «ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ». Цель: в процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о воздухе. Задачи: развивать познавательно-исследовательскую и...

Открытое занятие «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: Вес и величина»

Задачи: «Познавательное развитие»развивать интерес к опытам;закрепить исследовательские навыки, умение проводить сбор информации;учить детей фиксировать информацию графически;учить опытным...

Открытое занятие познавательно-исследовательская деятельность "Мыльные секреты"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Эрдниевская СОШ им.Э.М.Кектеева»  План-конспект занятия по познавательно-исследовательской  деятельности в с...

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности «Исследование Космоса»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи: 1. Развитие практических умений через организа...