Отчет о реализации плана по самообразованию
материал (подготовительная группа)

Хасанова Зилина Юнусовна

Представлен отчет по реализации плана по самообразованию. По результатам проведённого проекта сделала вывод, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность; этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Проектная деятельность способствовало развитию познавательного интереса и любознательности дошкольников, повышению их интеллектуального потенциала; сформировалась познавательная мотивация, самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности. Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя. Повысилось качество работы с детьми через использование различных видов деятельности. Использование проектной деятельности в своей работе заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Отчет о реализации плана по самообразованию по теме «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» 

 Воспитатель Хасановой З. Ю.

   Введение

       Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. (Л С. Выготский)

       Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

     Актуальность

      Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуально по целому ряду причин: ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. И в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Я считаю, что подобное умение необходимо воспитывать с детства. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.     

       Метод проекта в современной педагогике используется как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

     Метод проектирования — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

     Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

  • видоизменение и совершенствование развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО;
  • использование инновационных технологий в образовательной работе;
  • адекватное вовлечение семей в образовательный процесс;
  • многофункциональное взаимодействие с социумом.

      Выдвинутые предпосылки обусловили выбор темы моего работы:

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».

       Определившись с темой, я поставила перед собой цель: формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектной деятельности.

      Для достижения цели поставила следующие задачи:

  • создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
  • создание условий для свободного исследования и экспериментирования;
  • расширять представления детей об окружающем мире;
  • научить планированию, поиску и умению делать выводы;
  • развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
  • развивать связную речь детей; обогащать словарный запас;
  • формировать умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
  • вовлекать родителей в совместную проектную деятельность; гармонизация детско-родительских отношений.

  Я согласна с идеями отечественных ученых: Е. Г. Кагарова, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко М. В. Крупениной, которые считают, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении. Так же соглашусь, с Е. Г. Кагаровым, который считал, что: исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня; проект должен осуществляться поэтапно; проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

      Опираясь на опыт М. В. Крупениной, я считаю, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

      Этапы проектного метода по М. В. Крупениной: это постановка задачи; разработка самого проекта принятого задания; непосредственно трудовая деятельность и учет проделанной работы.

       По мнению Н. Е. Вераксы, одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Я считаю, что познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил воспитатель.

Теоретическая база

     С введением ФГОС ДО образование в дошкольном учреждении теперь рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка.

   Учитывая, что показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность, я постаралась построить и организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.

     На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Применительно к детскому саду проект — это специально организованный воспитателем и самостоятельно

выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе

образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель

(замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дети дошкольного возраста по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому, я обучаю их необходимым умениям и навыкам. Проектно – исследовательский метод в обучении дошкольников, является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в школе.

       Применила в своей работе по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста следующие принципы:

  • научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-

обоснованными и практически апробированными методиками; содержание

работы соответствует основным положениям возрастной психологии и

дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике

дошкольного образования;

  • доступности: предполагает построение процесса обучения воспитанников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме; новое содержание увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
  • наглядности: предполагает использование различных видов наглядности;
  • активного обучения, который предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов

обучения воспитанников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества;

  • систематичности, последовательности и постепенности: единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития познавательной деятельности воспитанников;
  • целостности: комплексный принцип построения непрерывности, который предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
  • интеграции: обеспечивает объединение пяти образовательных областей, при котором формируется целостное видение картины окружающего мира.
  • регионализма: предполагает подбор наглядных, доступных для ребенка объектов с учетом историко-географических и этнографических особенностей региона.

    Ожидаемый результат: считаю, что использование проектной деятельности приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность и творческая активность перейдут на качественно новый уровень.

   Мои направления в работе: работа с детьми; привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности с детьми и взаимодействие с педагогами.

    Свою проектную деятельность я начала использовать с детьми старшего дошкольного возраста Дети принимают проблему, уточняют цель, способны самостоятельно выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Очень важно, увлечься самому тем, чем в данный момент занят ребенок, увлечься искренне, с полной отдачей; принять его интересы, желания, цели и углубить их. В старшем дошкольном возрасте активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально –волевая, интеллектуальная. На этом этапе я старалась развивать и поддерживать творческую активность детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её.

        В начале работы по использованию проектной деятельности, я провела анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. В дальнейшем разработала план движения к цели проекта: провела родительское собрание «Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников», где проинформировала родителей о изученных проблемах детей. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Подготовила ряд консультаций: «Роль исследовательской деятельности в познавательном развитии детей», «Игры на кухне» и др. Были оформлены памятки «Проектные технологии и их применение» и др. Затем при организации проектной деятельности использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

     За время работы разработала и оформила проекты: 

  • экологически практико- ориентированного проекта «Юные защитники природы»;
  • «Великая Отечественная война глазами детей»;
  • «Мастерская Дедушки Мороза»;
  • «Математический Знайка»;
  • «Мой любимый город»;
  • «Моя Азбука»;
  • «Что рассказал нам портфель»

        Были разработаны и проведены серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Для повышения познавательной активности детей использовала различные формы и методы: наблюдение, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации, проведение акций. Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей были оформлены в форме тематических выставок  «Внимание – дорога!», «Осенние фантазии»,  «Югра - моя земля», «Зима  волшебница», «Мои новогодние каникулы», «Правила дорожной безопасности», «Мы  защитники Отечества», «Опасные ситуации, как предупредить травматизм» и др., где у детей помимо других социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу общего труда. Большую роль отводила использованию таких форм работы, как праздники и развлечения: праздники «День знаний», «Наши мамы»; досуги «Дорожная безопасность – наша работа», «Осенины», «Новогодний бал»; мероприятия по знакомству с традициями праздника «Масленица», праздник «Этих дней не смолкнет слава».

       Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения, каждому дошкольнику проявить индивидуальность и творчество.   Воспитанники принимали участие в различных конкурсах: игровой конкурс «ЧИП», «Чудеса своими руками», викторин «Зелёный лес», «Птицы Югры», «Правила безопасности», «Юный мыслитель»; городской конкурс «Лучшая новогодняя игрушка»; «Русь мастеровая»; городской экологический конкурс «Юный любитель природы»; городской конкурс «Наш Город» .

     Активными помощниками в работе над проектами стали родители. Они создали альбом «Буква моего имени», принимали участие в Игротеке (совместные игры с детьми по вечерам в каждую пятницу). Были организованы в ДОУ выставки совместного творчества детей и родителей.

    Защитой проектов стали праздники, где дети показали свои знания по изученной теме, а у родителей сформировался интерес к совместной дальнейшей проектной деятельности.

Результативность 

     По результатам проведённого проекта сделала вывод, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность; этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Проектная деятельность способствовало развитию познавательного интереса и любознательности дошкольников, повышению их интеллектуального потенциала; сформировалась познавательная мотивация, самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности. Существенно изменились межличностные отношения дошкольников, дети приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту воспитанников. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в и речевом развитии детей. У детей речь стала богаче, пополнился словарный запас.

      Наблюдаются изменения и в отношениях между детьми и родителями. Родители осознали, что они значимая часть педагогического процесса, Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием; укрепились детско-родительские отношения; создалась атмосфера общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и взрослых. Установлены партнёрские отношения родителей (законных представителей) и педагогов в совместной организации. Работа над проектами сблизила родителей. Они стали активнее участвовать в жизни группы, интересоваться работой детского сада. Повысилась их компетентность в развитии познавательной активности детей. У родителей сформировалось представление о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и надеюсь, дальнейших проектов. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.

      Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя. Повысилось качество работы с детьми через использование различных видов деятельности. Использование проектной деятельности в своей работе заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми. 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о реализации плана взаимодействия с социумом МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок» за 2015 –2016 гг.

Отчет о реализации плана взаимодействия с социумом  МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»  за 2015 –2016 гг....

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

Реализация Плана по самообразованию на 2020-2021

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОО, так как детский сад ...

Реализация плана по самообразованию по теме «Психомоторное развитие старшего дошкольника средствами игр и упражнений».

Реализация плана по самообразованию по теме«Психомоторное развитие старшего дошкольникасредствами игр и упражнений»....

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год  по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у  детей дошкольного возраста...