Реализация плана по самообразованию по теме «Психомоторное развитие старшего дошкольника средствами игр и упражнений».
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Реализация плана по самообразованию по теме

«Психомоторное развитие старшего дошкольника

средствами игр и упражнений».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_plana_po_samoobrazovaniyu.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»

Реализация плана по самообразованию по теме

«Психомоторное развитие старшего дошкольника

средствами игр и упражнений».

Старший воспитатель:

Свиль Марина Ивановна

2022г.

Г.Смоленск

 

Я представляю отчет по теме самообразования «Психомоторное развитие старшего дошкольника средствами игр и упражнений».

В течение 12 лет я работаю со старшими дошкольниками в детском саду только в логопедических группах и обратила внимание на необходимость формирования базисных процессов у детей с серьёзными речевыми нарушениями. Многие исследователи считают, что речевые недоразвития  взаимосвязаны с определённым уровнем  психомоторного развития ребёнка. Этим и был обусловлен выбор моей темы по самообразованию. Ею я занимаюсь четвёртый год.

               Психомоторное развитие представляет собой сложный процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе (по Е.М.Мастюковой). В основе психомоторного развития (по утверждению Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б.) лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием разных факторов окружающей среды.

        Но если генотипические особенности центральной нервной системы у ребенка с какими-либо речевыми нарушениями постоянны, то внешнее воздействие является изменяемым. Следовательно, существует возможность изменения окружающей среды ребенка, ведущей к коррекции этих нарушений.        

           Научным ориентиром моей работы с детьми   стали теоретические положения о:

  1. взаимосвязи физического и психического в онтогенезе,
  2. значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка;
  3. учете сензитивных периодов в развитии;
  4. деятельном подходе в развитии.

                         (Л.С. Выготский,  А.Н. Леонтьев,  Л.Р. Лурия)

         Поскольку старший дошкольник - это ребенок, которого надо подготовить к школе, то, прежде всего, необходимо помочь ему сформировать базисные процессы и включить их в более сложные виды деятельности.

Академик РАО, профессор М.М.Безруких указывает на те трудности, которые испытывают дошкольники, придя в школу:

-различение звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам, т.е. умение осуществлять звуковой анализ;

-умение выделять сходные и различающиеся элементы различных объектов, т.е. осуществлять зрительный анализ;

-чёткое различение пространственных отношений между объектами  («зеркальность» письма, орфографические ошибки, трудности при обучении счёту);

-умение дифференцировать степень напряжения мелкой мускулатуры руки для формирования двигательного навыка письма;

-умение анализировать и копировать образец;

-умение подчинять свои действия заданной системе требований.

          В современной системе образования возникли противоречия:

- между необходимостью развивать физическую, познавательную и эмоциональную сферы ребенка и несформированностью базисных  психомоторных  процессов старшего дошкольника;

- между преобладанием в дошкольном учреждении объяснительно-иллюстративного способа обучения и необходимостью осуществлять творческо-поисковый характер деятельности.

      Цель моей работы - сделать систему игр и упражнений  по развитию психомоторики ребенка старшего дошкольного возраста для формирования готовности  к школе.

     Задачи:

1.Разработать  систему упражнений, позволяющих повысить уровень психомоторного развития  детей старшего дошкольного возраста.

2. Создание условий для развития психомоторики ребенка.

3.Совершенствование общих речевых навыков: постановка правильного речевого дыхания, становление артикуляции гласных и согласных звуков, соотнесение звука и буквы, знакомство с буквами.

              Используя достижения современной науки и материалы исследований педагогов-психологов, я составила таблицу, показывающую систему использования специальных упражнений по развитию психомоторики старшего дошкольника. На начальном этапе работы проводится диагностика психомоторного развития. Отслеживаются:

-Параметры психомоторного развития:

 1. Формирование комплекса сенсомоторных координаций.

2.  Развитие комплексов двигательных действий.

3.Формирование телесной идентификации и произвольной регуляции движений.

4. Развитие моторного компонента речи.

5. Развитие навыков графических движений.

6.Развитие способности к воображению.

7.Сформированпость эмоциональной открытости.

8.Уровень социально-коммуникативных умений и развития групповой сплоченности.

9.  Формирование ориентационно-пространствениой схемы тела.

10. Развитие  образного представления.

11.Развитие способностей ребенка понимать эмоциональное состояние свое и других детей.

12.Формирование умения использовать различные вербальные и невербальные способы общения.  

 13.Формирование умения строить свое поведение в соответствии с групповыми нормами и правилами.

 -Методики, использование которых приводит к наилучшему результату;

- Уровни развития психомоторных умений и способностей дошкольников:

  • Ориентировка в пространстве тела
  • Ориентировка в окружающем пространстве
  • Умение реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией
  • Умение выполнять творческое движение
  • Владение мышцами руки
  • Умение осознавать выполняемые действия

Задачи по развитию у ребенка психомоторики:

- развитие ассоциативных связей: воли (удержание протяженности линии), воображения (вариативность способов и средств изодеятельности), памяти (удержание графического изображения, узнавание по контуру), словесно-логического мышления (графически-логическое мышление, ритмизованная строка, ритмические закономерности);

- формирование  мотивационной, познавательной активности;

- расширение представлений детей об окружающем мире.

Технология.

Система работы предполагает:

- выявление уровня психомоторного развития детей;

- определение и применение системы упражнений по повышению уровня психомоторного развития:

* телесно-ориентированные упражнения,

* развитие слуховых функций,

* развитие зрительных функций,

* развитие моторики,

* развитие координации и чувства ритма (совершенствование системы «глаз-рука);

- совершенствование общих речевых навыков.

          Первоначальная деятельность была  направлена на  развитие у детей способности ориентироваться на собственном теле, в окружающем пространстве; на развитие целостности восприятия и памяти. Большая работа ведется на восстановление единого ритма, на развитие координации речи и руки.  В дальнейшем добавляются упражнения на развитие чувства ритма и речевой моторики, на постановку правильного речевого дыхания и артикуляции, начинает развиваться чувство групповой сплоченности. В процессе работы много делается по:

-активизации сенсомоторной памяти и развитии образной моторики.

- созданию единого ритма

-развитие сенсомоторики

-работа над артикуляцией

-развитие воли (удержание протяженности линии)

- развитие чувства групповой сплоченности

Подобран материал:

- игры и упражнения для развития сенсомоторики;

- пальчиковые игры;

- упражнения на постановку дыхания;

- графические диктанты;

- видео-, аудиоматериалы, мультфильмы и диафильмы;

- подборка росчерков и штриховок;

- иллюстративный материал и худ. Литература по темам;

- собраны игрушки и пособия, передающие характерные особенности моторики, внешности животных и насекомых, морских обитателей (разные по своим сенсорным качествам).

      Разработана система занятий и подготовлены конспекты.

 Система работы помогает  правильно распределить познавательный материал, что сказывается на качестве психомоторного развития детей.                                    Проведённая мною диагностика позволяет говорить о положительных результатах развития  детей, с которыми проводится целенаправленная работа по психомоторному развитию. Уже в октябре-ноябре улучшаются показатели  по здоровью детей, посещаемость достигает 90-94%, в январе- 96-98 %, а к концу года 100%.

 К концу года улучшаются показатели по графически-логическим навыкам и умениям, все дети узнают геометрические формы в предметах окружающего пространства,  на высоком уровне удерживается графическое изображение и протяженность линии. К концу года все дети свободно ориентируются на собственном теле, вокруг себя, на листе бумаги; умеют двигаться в заданном направлении. Можно говорить о достаточном уровне развития коммуникативных способностей (владение вербальными и невербальными способами общения).

Диагностические таблицы  представлены в презентации.

               Я считаю, что об успешном психомоторном  развитии ребенка можно говорить, если выполняются следующие условия:

- у ребёнка сформирована способность удерживать образ  за линией (элементы букв, слова);

- ребёнок удерживает протяженность линии (совпадение моторики и сознания, система «глаз-рука»);

- умение ребёнка ориентироваться в любых плоскостных ограничениях (квадрат, верхняя и нижняя линии строки, середина строки);

-владение ребёнком множеством средств изодеятельности позволяет графическому качеству изображённого им,  не зависеть от средств изображения;

- развиты разные виды активности (умственная, познавательная, интеллектуальная);

- сформирована мотивация;

- сформированы операции словесно-логического мышления.

           Продолжая работать в ключе этой проблемы, считаю необходимым для себя постановку и решение следующих задач:

- создание методических рекомендаций по развитию графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста;

- подбор специальных игр и упражнений по психомоторному развитию пятилетних детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога Тема «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами танца»

Тема «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами танца» Цель  занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выд...

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...

План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в игровой деятельности»

План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в игровой деятельности»...

Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников

В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....

Рекомендации родителям. Игры и упражнения для психомоторного развития старших дошкольников

Для полноценного развития ребенку  важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи. Вы можете включить в свое общение игры и  игровые упражнения, в которых решаются...

План по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры».

Вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств, главная задача в развитии в детях чувства любви к своей малой Родине, а затем и к стране, воспитание личностей. Дошкольникам доступно чувст...