Реализация плана по самообразованию по теме «Психомоторное развитие старшего дошкольника средствами игр и упражнений».
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Реализация плана по самообразованию по теме
«Психомоторное развитие старшего дошкольника
средствами игр и упражнений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_plana_po_samoobrazovaniyu.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»
Реализация плана по самообразованию по теме
«Психомоторное развитие старшего дошкольника
средствами игр и упражнений».
Старший воспитатель:
Свиль Марина Ивановна
2022г.
Г.Смоленск
Я представляю отчет по теме самообразования «Психомоторное развитие старшего дошкольника средствами игр и упражнений».
В течение 12 лет я работаю со старшими дошкольниками в детском саду только в логопедических группах и обратила внимание на необходимость формирования базисных процессов у детей с серьёзными речевыми нарушениями. Многие исследователи считают, что речевые недоразвития взаимосвязаны с определённым уровнем психомоторного развития ребёнка. Этим и был обусловлен выбор моей темы по самообразованию. Ею я занимаюсь четвёртый год.
Психомоторное развитие представляет собой сложный процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе (по Е.М.Мастюковой). В основе психомоторного развития (по утверждению Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б.) лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием разных факторов окружающей среды.
Но если генотипические особенности центральной нервной системы у ребенка с какими-либо речевыми нарушениями постоянны, то внешнее воздействие является изменяемым. Следовательно, существует возможность изменения окружающей среды ребенка, ведущей к коррекции этих нарушений.
Научным ориентиром моей работы с детьми стали теоретические положения о:
- взаимосвязи физического и психического в онтогенезе,
- значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка;
- учете сензитивных периодов в развитии;
- деятельном подходе в развитии.
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Р. Лурия)
Поскольку старший дошкольник - это ребенок, которого надо подготовить к школе, то, прежде всего, необходимо помочь ему сформировать базисные процессы и включить их в более сложные виды деятельности.
Академик РАО, профессор М.М.Безруких указывает на те трудности, которые испытывают дошкольники, придя в школу:
-различение звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам, т.е. умение осуществлять звуковой анализ;
-умение выделять сходные и различающиеся элементы различных объектов, т.е. осуществлять зрительный анализ;
-чёткое различение пространственных отношений между объектами («зеркальность» письма, орфографические ошибки, трудности при обучении счёту);
-умение дифференцировать степень напряжения мелкой мускулатуры руки для формирования двигательного навыка письма;
-умение анализировать и копировать образец;
-умение подчинять свои действия заданной системе требований.
В современной системе образования возникли противоречия:
- между необходимостью развивать физическую, познавательную и эмоциональную сферы ребенка и несформированностью базисных психомоторных процессов старшего дошкольника;
- между преобладанием в дошкольном учреждении объяснительно-иллюстративного способа обучения и необходимостью осуществлять творческо-поисковый характер деятельности.
Цель моей работы - сделать систему игр и упражнений по развитию психомоторики ребенка старшего дошкольного возраста для формирования готовности к школе.
Задачи:
1.Разработать систему упражнений, позволяющих повысить уровень психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Создание условий для развития психомоторики ребенка.
3.Совершенствование общих речевых навыков: постановка правильного речевого дыхания, становление артикуляции гласных и согласных звуков, соотнесение звука и буквы, знакомство с буквами.
Используя достижения современной науки и материалы исследований педагогов-психологов, я составила таблицу, показывающую систему использования специальных упражнений по развитию психомоторики старшего дошкольника. На начальном этапе работы проводится диагностика психомоторного развития. Отслеживаются:
-Параметры психомоторного развития:
1. Формирование комплекса сенсомоторных координаций.
2. Развитие комплексов двигательных действий.
3.Формирование телесной идентификации и произвольной регуляции движений.
4. Развитие моторного компонента речи.
5. Развитие навыков графических движений.
6.Развитие способности к воображению.
7.Сформированпость эмоциональной открытости.
8.Уровень социально-коммуникативных умений и развития групповой сплоченности.
9. Формирование ориентационно-пространствениой схемы тела.
10. Развитие образного представления.
11.Развитие способностей ребенка понимать эмоциональное состояние свое и других детей.
12.Формирование умения использовать различные вербальные и невербальные способы общения.
13.Формирование умения строить свое поведение в соответствии с групповыми нормами и правилами.
-Методики, использование которых приводит к наилучшему результату;
- Уровни развития психомоторных умений и способностей дошкольников:
- Ориентировка в пространстве тела
- Ориентировка в окружающем пространстве
- Умение реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией
- Умение выполнять творческое движение
- Владение мышцами руки
- Умение осознавать выполняемые действия
Задачи по развитию у ребенка психомоторики:
- развитие ассоциативных связей: воли (удержание протяженности линии), воображения (вариативность способов и средств изодеятельности), памяти (удержание графического изображения, узнавание по контуру), словесно-логического мышления (графически-логическое мышление, ритмизованная строка, ритмические закономерности);
- формирование мотивационной, познавательной активности;
- расширение представлений детей об окружающем мире.
Технология.
Система работы предполагает:
- выявление уровня психомоторного развития детей;
- определение и применение системы упражнений по повышению уровня психомоторного развития:
* телесно-ориентированные упражнения,
* развитие слуховых функций,
* развитие зрительных функций,
* развитие моторики,
* развитие координации и чувства ритма (совершенствование системы «глаз-рука);
- совершенствование общих речевых навыков.
Первоначальная деятельность была направлена на развитие у детей способности ориентироваться на собственном теле, в окружающем пространстве; на развитие целостности восприятия и памяти. Большая работа ведется на восстановление единого ритма, на развитие координации речи и руки. В дальнейшем добавляются упражнения на развитие чувства ритма и речевой моторики, на постановку правильного речевого дыхания и артикуляции, начинает развиваться чувство групповой сплоченности. В процессе работы много делается по:
-активизации сенсомоторной памяти и развитии образной моторики.
- созданию единого ритма
-развитие сенсомоторики
-работа над артикуляцией
-развитие воли (удержание протяженности линии)
- развитие чувства групповой сплоченности
Подобран материал:
- игры и упражнения для развития сенсомоторики;
- пальчиковые игры;
- упражнения на постановку дыхания;
- графические диктанты;
- видео-, аудиоматериалы, мультфильмы и диафильмы;
- подборка росчерков и штриховок;
- иллюстративный материал и худ. Литература по темам;
- собраны игрушки и пособия, передающие характерные особенности моторики, внешности животных и насекомых, морских обитателей (разные по своим сенсорным качествам).
Разработана система занятий и подготовлены конспекты.
Система работы помогает правильно распределить познавательный материал, что сказывается на качестве психомоторного развития детей. Проведённая мною диагностика позволяет говорить о положительных результатах развития детей, с которыми проводится целенаправленная работа по психомоторному развитию. Уже в октябре-ноябре улучшаются показатели по здоровью детей, посещаемость достигает 90-94%, в январе- 96-98 %, а к концу года 100%.
К концу года улучшаются показатели по графически-логическим навыкам и умениям, все дети узнают геометрические формы в предметах окружающего пространства, на высоком уровне удерживается графическое изображение и протяженность линии. К концу года все дети свободно ориентируются на собственном теле, вокруг себя, на листе бумаги; умеют двигаться в заданном направлении. Можно говорить о достаточном уровне развития коммуникативных способностей (владение вербальными и невербальными способами общения).
Диагностические таблицы представлены в презентации.
Я считаю, что об успешном психомоторном развитии ребенка можно говорить, если выполняются следующие условия:
- у ребёнка сформирована способность удерживать образ за линией (элементы букв, слова);
- ребёнок удерживает протяженность линии (совпадение моторики и сознания, система «глаз-рука»);
- умение ребёнка ориентироваться в любых плоскостных ограничениях (квадрат, верхняя и нижняя линии строки, середина строки);
-владение ребёнком множеством средств изодеятельности позволяет графическому качеству изображённого им, не зависеть от средств изображения;
- развиты разные виды активности (умственная, познавательная, интеллектуальная);
- сформирована мотивация;
- сформированы операции словесно-логического мышления.
Продолжая работать в ключе этой проблемы, считаю необходимым для себя постановку и решение следующих задач:
- создание методических рекомендаций по развитию графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста;
- подбор специальных игр и упражнений по психомоторному развитию пятилетних детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога Тема «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами танца»
Тема «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами танца» Цель занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выд...
Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»
С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...
План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в игровой деятельности»
План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в игровой деятельности»...
Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников
В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....
Рекомендации родителям. Игры и упражнения для психомоторного развития старших дошкольников
Для полноценного развития ребенку важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи. Вы можете включить в свое общение игры и игровые упражнения, в которых решаются...
План по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры».
Вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств, главная задача в развитии в детях чувства любви к своей малой Родине, а затем и к стране, воспитание личностей. Дошкольникам доступно чувст...