Материалы к аттестации
рабочая программа (подготовительная группа)
Индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР | 101.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
г. Пыть-Ях
2019г.
Оглавление
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Обязательная часть
1.1.1. Пояснительная записка 4
Цели и задачи по реализации Программы 4
Принципы и подходы к формированию Программы 4
Значимые характеристики Программы 5
Характеристика особенностей развития ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР 5
1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы 5
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.2.1. Развивающее оценивание качества образовательной
деятельности по Программе 6
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. 1. Обязательная часть
2. 1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
ребенка с ЗПР 6
Социально-коммуникативное развитие 6
Познавательное развитие 8
Речевое развитие 9
Художественно-эстетическое развитие 10
Физическое развитие 11
2.1.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы 12
2.1.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития ребенка с ЗПР 12
- 4. Особенности образовательной деятельности разных видов
культурных практик 18
2. 1.5. Способы поддержки детской инициативы 18
2. 1.6. Особенности взаимодействия с семьей воспитанника 19
2.1.7. Взаимодействие с социальными партнерами 19
2. 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2. 2.1.О.Л. Князева, О.Б. Стеркина. Программа социально-эмоционального
развития детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» 19
2.2.2. Программа познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности «Теремок» 19
2.2.3. Т.В. Ананьева. Программа психологического сопровождения дошкольника
при подготовке к школьному обучению
2.2.4. Проектная деятельность 20
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обязательная часть
3.1.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей 20
3.1.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 20
3.1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
образовательной среды 20
3.1.4. Материально-техническое обеспечение Программы 21
3.1.5. Методические материалы и средства обучения 21
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1. Здоровьесберегающие технологии 21
3.2.2. Планирование воспитательно-образовательных отношений 21
3.2.3. Кадровые условия реализации Программы 25
3.2.4. Финансовые условия реализации Программы 25
Список используемой литературы 26
Приложение1. Календарно-тематическое планирование 27
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Обязательная часть
- Пояснительная записка
Индивидуальная образовательная программа (далее Программа) – это документ, который представляет совокупность разделов программы, форм и способов их освоения, позволяющих создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. Данная Программа разработана на воспитанника подготовительной группы с ЗПР и ОНР 3 уровня речевого развития, Фамилия Имя
Программа разработана образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО с учетом адаптированных образовательных программ для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития и с тяжелыми нарушениями речи муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка – детского сада «Фантазия».
Программа обеспечивает развитие личности ребенка с ЗПР и с ОНР 3 уровня речевого развития старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей[1].
Цель и задачи реализации программы
Цель Программы: построение системы коррекционно-развивающей работы, направленной на обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, коррекцию психоречевого развития.
Задачи Программы:
- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
- систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
- интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;
- использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.
Принципы и подходы к формированию Программы
[1].
Значимые характеристики Программы
Программа предусматривает охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка с ЗПР и с ОНР 3 уровня речевого развития, обеспечение его эмоционального благополучия. Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей деятельности и всестороннего гармоничного развития ребенка с ЗПР и с ОНР3 уровня речевого развития. Это достигается за счет использования комплекса коррекционно-развивающих методик с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка.
Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и ребенка с ЗПР и с ОНР 3 уровня.
Программа определяет объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, а также требования к условиям реализации программы.
Характеристика особенностей развития ребенка
Условия семейного воспитания: воспитывается в полной семье. Навыки самообслуживания сформированы.
Игровая деятельность: играет в различные виды игр со сверстниками.
Двигательно-моторное развитие: двигательная активность на среднем уровне. Моторно неловок, быстро утомляется. Мелкая моторика рук развита на среднем уровне.
Предпосылки к учебной деятельности сформированы частично. Ребенок выполняет простые задания по шаговой инструкции взрослого. Навыки самоконтроля развиты. Внимание устойчивое, средняя концентрация. Эмоционально-волевое развитие: преобладающие настроение –позитивное, реакции адекватные.
Контактирует со взрослыми и сверстниками.
Индивидуальные особенности, черты характера: ребенок уравновешенный, работоспособность и усидчивость средние. Материал усваивает частично.
В самостоятельных высказываниях имеется развернутая фраза, имеющая фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое несовершенство. Активный словарь бедный. Трудности в понимании и употреблении малознакомых слов, различении близких по значению слов. Множественные аграмматизмы. Полиморфное нарушение звукопроизношения. Навыки звукового анализа и синтеза сформированы частично.
1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы
При решении поставленных в Программе задач педагогический коллектив выстраивает систему воспитательно-образовательных отношений и создает специальные условия, направленные на достижение детьми с ЗПР целевых ориентиров, которые описаны как основные характеристики их развития и представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства [Основная образовательная Программа МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия»].
В результате коррекционно-развивающей деятельности ребёнок научится:
- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами:«Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукава т. д.);
- обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
- отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов;
- узнавать и показывать основные цвета, форму, величину предметов;
- самостоятельно одеваться и раздеваться;
- выстраивать положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, контролировать свои эмоции и подчинять их правилам группового взаимодействия в соответствии с общим игровым замыслом;
- элементарным навыкам рисования, лепки, аппликации, конструирования по показу действий;
- играть в подвижные игры, выполнять движения согласно тексту, реагировать на сигнал воспитателя.
Требования к фонетической правильности высказывания не предъявляются, но обращается внимание на грамматическое оформление.
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
[1]
[Положение о мониторинге МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия»].
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Обязательная часть
- Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка с ЗПР и с ОНР3 уровня речевого развития в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Основное содержание образовательной деятельности
- детьми старшего дошкольного возраста
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формирование представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
поддержка инициативы, самостоятельности и ответственности детей в различных видах деятельности.
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
развивать общение и игровую деятельность: создавать условия для позитивной социализации и развития инициативы ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формировать умения и навыки общения со сверстниками в игровой деятельности; развивать коммуникативные способности дошкольников;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу и положительное взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;
- формировать основы нравственной культуры;
- формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности:
формировать идентификацию детей с членами семьи, другими детьми и взрослыми, способствовать развитию патриотических чувств;
формировать готовность к усвоению социокультурных и духовно-нравственных ценностей с учетом этнокультурной ситуации развития детей.
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР:
- обеспечивать адаптивную среду образования, способствующую освоению образовательной программы детьми с ЗПР;
формировать и поддерживать положительную самооценку, уверенность ребенка в собственных возможностях и способностях;
формироватьмотивационно-потребностный,когнитивно-интеллектуальный,
деятельностный компоненты культуры социальных отношений;
способствовать становлению произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) собственных действий и поведения ребенка.
Содержание социально-коммуникативного развития направлено на:
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
развитие общения и адекватного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников, развитие готовности и способности к совместным играм со сверстниками; формирование культуры межличностных отношений;
формирование основ нравственной культуры, усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых потребностей и возможностей здоровья детей указанное содержание дифференцируется. В связи с этим в ходе планирования содержания для разных возрастных групп указываются изменения в действиях и деятельности детей при освоении образовательной области.
Познавательное развитие
Основное содержание образовательной деятельности
Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР в образовательной области «Познавательное развитие»:
формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;
развитие математических способностей ребенка;
развитие познавательной активности, любознательность;
формирование предпосылок учебной деятельности.
Взрослые создают ситуации для расширения представлений детей о функциональных свойствах и назначении объектов, стимулируют их к анализу, используя вербальные средства общения, разнообразят ситуации для установления причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в этот период обеспечивает развитие у детей с ЗПР познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений.
Продолжается развитие у детей с ЗПР мотивационного, целевого, содержательного, операционального и контрольного компонентов конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется самостоятельности детей, им предлагаются творческие задания, задания на выполнение работ по своему замыслу, задания на выполнение коллективных построек.
Педагогом-психологом проводятся занятия в специальной интерактивной среде (сенсорной комнате). В них включаются сведения о цветовом многообразии, озвуках природы, о явлениях природы и зависимости настроения, состояния человека, растительного и животного мира от этих характеристик.
Педагоги стимулируют познавательный интерес детей к различным способам измерения, счета количеств, определения пространственных отношений у разных народов.
Речевое развитие
Основное содержание образовательной деятельности
Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР:
- формировать функциональный базис устной речи, развивая ее моторные и сенсорные компоненты;
развивать речевую мотивацию, формировать способы ориентировочных действий в языковом и речевом материале;
- развивать речь во взаимосвязи с мыслительной деятельностью;
- формировать культуру речи;
- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.
Для оптимизации образовательной деятельности необходимо определить исходный уровень достижений ребенка в речевом развитии.
Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» в этом возрасте является формирование связной речи детей сЗПР.
Основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
Педагоги создают условия для развития коммуникативной активности детей с ЗПР в быту, играх и на занятиях. Для этого в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности ведется формирование средств межличностного взаимодействия детей. Взрослые предлагают детям различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт детей.
У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые стимулируют использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.
В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.
Для формирования у детей мотивации к школьному обучению в работу по развитию речи детей с ЗПР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Педагоги знакомят детей с понятием «предложение». Они обучают детей составлению графических схем слогов, слов.
Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты.
Художественно-эстетическое развитие
Основное содержание образовательной деятельности
В непосредственной образовательной деятельности решаются задачи, связанные с формированием операционально-технических умений. Особое внимание обращается на проявления детьми самостоятельности и творчества.
Изобразительная деятельность детей с ЗПР предполагает решение изобразительных задач (нарисовать, слепить, сделать аппликацию) и может включать отдельные игровые ситуации, а также развитие сенсомоторной координации как основы для формирования изобразительных навыков.
Для развития изобразительных умений и навыков большое значение имеет коллективная деятельность детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время. К коллективной деятельности можно отнести следующие виды занятий с детьми: создание «портретной» галереи, изготовление альбомов о жизни детей и иллюстраций к сказкам; выполнение коллективных картин и др.
Все больше внимания уделяется развитию самостоятельности детей при анализе натуры и образца, при определении изобразительного замысла, при выборе материалов и средств реализации этого замысла, его композиционных и цветовых решений.
Тематика занятий и образовательных ситуаций отражает собственный эмоциональный, межличностный, игровой и познавательный опыт детей. Руководство изобразительной деятельностью со стороны взрослого приобретает косвенный, стимулирующий, содержание деятельности характер. В коррекционно-образовательный процесс вводятся технические средства обучения: рассматривание детских рисунков через кодоскоп; использование мультимедийных средств и т.д.
Реализация содержания раздела «Музыкальная деятельность» направлена на обогащение музыкальных впечатлений детей, совершенствование их певческих, танцевальных навыков и умений.
Продолжается работа по формированию представлений о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. В этом возрасте учат различать музыку разных жанров и стилей, средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм).
Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа.
Музыкальный руководитель и другие специалисты продолжают развивать у детей музыкальный слух (звуко-высотный, ритмический, динамический, тембровый), учат использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, изготовленные с помощью взрослых. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно применяются не только на музыкальных занятиях, но и в ходе занятий учителя-логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре.
Физическое развитие
Основное содержание образовательной деятельности
В ходе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста большое значение приобретает формирование у детей осознанного понимания необходимости здорового образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их.
Продолжается развитие физических качеств детей: объема движений, силы, ловкости, выносливости, гибкости, координированности движений. Потребность в ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у детей в различные режимные моменты: на утренней гимнастике, на прогулках, в самостоятельной деятельности, во время спортивных досугов и т.п.
Коррекционно-развивающая работа по физическому развитию дошкольников с ЗПР осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, утренней гимнастике. Кроме этого, проводятся закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные досуги, спортивные праздники и развлечения. При наличии бассейна дети обучаются плаванию, организуются в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия.
Продолжается работа по формированию правильной осанки, организованности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений дети учатся соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения занятий. Взрослые привлекают детей к посильному участию в подготовке физкультурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления их творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов и т.д.
В этот возрастной период в занятия с детьми с ЗПР вводятся различные импровизационные задания, способствующие развитию двигательной креативности детей. Дети под руководством взрослых осваивают элементы аутотренинга.
Содержание образовательной области «Физическое развитие», направленное на становление представлений детей о ценностях здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами реализуется в разных формах организации работы, прежде всего, в ходе осуществления режимных моментов, самостоятельной деятельности детей при незначительной помощи взрослых.
Для организации работы с детьми активно используется время, предусмотренное для их самостоятельной деятельности. Дети с ЗПР вовлекаются в различные игры-экспериментирования, викторины, игры-этюды, жестовые игры.
Расширяются и уточняются представления детей с ЗПР о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здоровья. Взрослые продолжают знакомить детей на доступном их восприятию уровне со строением тела человека, с назначением отдельных органов и систем, а также дают детям элементарные, но значимые представления о целостности организма.
Содержание раздела интегрируется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие», формируя у детей представления об опасных и безопасных для здоровья ситуациях, а также о том, как их предупредить и как вести себя в случае их возникновения. Очень важно, чтобы дети усвоили речевые образцы того, как надо звать взрослого на помощь в обстоятельствах нездоровья.
Задачи и содержание образовательной области «Физическое развитие» тесно связаны с задачами и содержанием логопедической работы и образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
- Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы отражают аспекты образовательной среды [1].
- Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка
Целью коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО выступает создание системы комплексной помощи в освоении адаптированной образовательной программы, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии, их социальная адаптация.
Коррекционная работа осуществляется в ходе образовательных отношений, при изучении всех образовательных областей, на индивидуальных занятиях с педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Индивидуальные образовательные потребности ребенка определяются с учетом показателей речевого, познавательного и личностного развития, выявленных при психолого-педагогическом обследовании.
Результаты психолого-педагогической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка, а также позволяют определить содержание образовательной работы с ребенком с учетом выявленных образовательных трудностей.
Осуществление квалифицированной коррекции нарушений
Развития ребенка
Формирование психологического базиса для развития мышления и речи предполагает включение ребенка в общение и в совместную деятельность с взрослыми и детьми, развитие невербальных и вербальных средств коммуникации.
Обеспечение полноценного физического развития и оздоровление детского организма. Важно преодолевать недостатки в двигательной сфере, стимулировать двигательную активность, развивать моторный праксис, общую и мелкую моторику; чувство ритма, координационные способности.
Одним из компонентов коррекционной работы является стимуляция и развитие ориентировочно-исследовательской и познавательной активности, непроизвольного внимания и памяти, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности и развитие всех видов восприятия, совершенствование предметно-операциональной и предметно-игровой деятельности.
Особое внимание уделяется развитию пространственных ориентировок, начиная с ориентировки в телесном пространстве.
Логопедическая направленность коррекционно-развивающей деятельности
Направление работы | Содержание | |
Развитие понимания речи | Умение вслушиваться в обращённую речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; развитие понимания более тонких значений обобщающих слов, подготовка к овладению монологической и диалогической речью. | |
Развитие произносительной стороны речи | Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Коррекция межзубного сигматизма, постановка Ч, Щ, Л, Р. Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи. Развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, отработка этих дифференцировок впроизношении. | |
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (анализ и синтез простого слога без стечения согласных, выделение начального гласного/согласного звука в слове, анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного/гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2-Зсложных слов). Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение». | |
Развитие общих речевых навыков | Развитие интонационной выразительности речи, совершенствование четкости дикции. Закрепление навыка правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни. Развитие способности изменять голос по силе, высоте, тембру, используя игры-драматизации и диалоги. Обучение правильному дыханию. Работа над темпо-ритмической стороной речи. | |
Развитие лексико-грамматического строя речи | Расширение значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь существительных уменьшительным и увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным значением (грубость, вежливость; жадность-щедрость). Формирование умений объяснять переносное значение слов (золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши и т.д.). Обучение подбору однозначных существительных к прилагательным (острый - нож, соус, бритва, приправа; темный (ая) - платок, ночь, пальто; образование от названий действий названий предметов (блестеть - блеск, трещать - треск, шуметь - шум; объяснению логических связей (Оля провожала Таню - кто приезжал?), подбору синонимов (смелый -храбрый). | |
Развитие самостоятельной фразовой речи | Расширение навыков составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, составление предложений с разными видами придаточных, закрепление умений составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по демонстрации действий, преобразование деформированного текста; включение в рассказы начала и конца сюжета, элементов фантазии. | |
Направление работы | Содержание | |
Развитие понимания речи | Обучение по инструкции узнаванию и показыванию предметов, действий, признаков, понимание обобщающих значений слов, дифференцированное восприятие вопросов кто? куда? откуда? понимание обращения к одному и нескольким лицам, грамматических категорий числа существительных, глаголов, угадывание предметов по их описанию, определение элементарных причинно-следственных связей. | |
Развитие активной подражательной речевой деятельности | Развитие активной подражательной речевой деятельности (в любом фонетическом оформлении называть родителей, близких родственников, подражать крикам животных и птиц, звукам окружающего мира, музыкальным инструментам); обучение простым приказам - на, иди. Составление первых предложения из аморфных слов-корней, преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа, составление предложений по модели: кто? что делает? Кто? Что делает? Что? (например: Тата (мама, папа) спит; Тата, мой ушки, ноги. Тата моет уши, ноги.).Развитие памяти, внимания, логического мышления (запоминание 2-4 предметов, угадывание убранного или добавленного предмета, запоминание и подбор картинок 2-3-4 частей). Обучение соотнесению предметов и действия с их словесным обозначением, понимание обобщающего значения слов. Появление потребности общаться с помощью элементарных двух-трехсловных предложений. Проявление словесной деятельности в любых речезвуковых выражениях без коррекции их фонетического оформления. |
Особенности организации дефектологического сопровождения детей с ЗПР
Направления работы учителя-дефектолога по реализации коррекционно-образовательного процесса:
Коррекционно-образовательная работа с воспитанниками | Взаимодействие с педагогами и специалистами |
• комплексное обследование детей • определение содержаниякоррекционной работы (составление рабочей программы, разработка индивидуальных образовательных программ); • проведение коррекционной работы; • отслеживание динамики освоения программы • итоговая диагностика усвоения знаний по программе (май). | участие в работе ПМПк • согласование плана работы с целью преемственности в работе всех специалистов; • индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам коррекции детей с ЗПР • участие в работе педагогических советов ДО, творческих и рабочих группах; • проведение семинаров |
Направления работы педагога-психолога с воспитанником с ЗПР:
Развитие коммуникативной, эмоционально-волевой сферы: (диагностика, индивидуальная, групповая работа). | Развитие познавательных процессов (восприятие, память внимание) и ВПФ | Снятие психоэмоционального напряжения: (релаксация, индивидуальная, групповая работа, наблюдения за детьми в группе). |
С ребенком с ЗПР проводится коррекционно-развивающая деятельность в игровой форме, которая помогает ему адаптироваться и развиваться в детском коллективе.
Коррекционно-развивающая деятельность проводится на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков, с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.
В коррекционно-развивающей деятельности используются приемы игровой психокоррекции, арттерапии, песочной, музыкальной терапии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии обучения.
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку с ЗПР отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя, как и ребенку с нормой психического развития [1].
- Способы и направления поддержки детской инициативы
[1].
- Особенности взаимодействия с семьёй воспитанника
Результативность всей коррекционной работы, проводимой специалистами дошкольной организации, зависит не только от их тесной, интегрированной работы, но и, в большей степени, от взаимосвязи с родителями. Необходимы совместные усилия всех участников воспитательно-образовательных отношений. Только при соблюдении этого условия можно помочь ребенку с ЗПР преодолеть трудности в психическом развитии.
Основные цели и задачи, принципы, условия взаимодействия с семьей отражены в основной образовательной программе МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия» [Основная образовательная программа МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия»].
- Взаимодействие с социальными партнерами
- При разработке Программы учитывалось взаимодействие с социальными партнерами[1].
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений
- Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» [1].
- Программа МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Теремок» [1].
- Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению Т.В. Ананьевой [1].
- Проектная деятельность
Ребенок совместно со всеми детьми дошкольной организации участвует в реализации общесадового проекта «Мы как дольки апельсина, все дружны и неделимы» по формированию навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса и ознакомлению с достопримечательностями изучаемой местности в меру своих возможностей: слушает музыку, смотрит мультфильмы, играет в подвижные игры без речевого сопровождения, выполняет танцевальные движения [Проект МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» «Мы, как дольки апельсина, все дружны и неделимы»].
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Обязательная часть
- Особенности ежедневной организации жизни и деятельности
Реализация квалифицированной коррекционной помощи при тяжелых нарушениях речи осуществляется в форме проведения подгрупповых (при наличии нескольких детей со сходной речевой патологией) и индивидуальных коррекционных занятий. Эти занятия не включаются в учебный план.
При планировании занятий учитывается возраст ребенка с ЗПР, его познавательные, речевые и психофизические особенности.
Периодичность индивидуальных логопедических занятий, направленных на развитие артикуляционной моторики и коррекцию звукопроизношения составляет 2 раза в неделю. Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи проводится 1 раз в неделю, по обучению грамоте - 1 раз в неделю. Занятия с педагогом-психологом организуются 2 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающих занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г. (изм. от 27.08.2015г.) и не превышает 30 минут.
3.1.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательных отношений.
Основой комплексно-тематического принципа построения образовательных отношений является выбор определенной темы в соответствии с интересами и возможностями ребенка[1].
3.1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции нарушений психического развития и совершенствованию структуры детской личности.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда для ребнка с ЗПР, находящегося в группе комбинированной направленности создается как на основе общих принципов, так и учитывает особые образовательные потребности ребенка[1].
- Материально-техническое оснащение Программы
Дошкольная организация имеет необходимое помещение, материалы и оборудование для полноценного развития, двигательной активности, комфортного, безопасного и эмоционально благополучного пребывания ребенка с ЗПР и с ОНР 3 уровня речевого развития в организации [1].
- Методические материалы и средства обучения
Методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, и соответствуют целям ФГОС ДО [1].
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1. Здоровьесберегающие технологии
Совокупность методов и приемов в коррекционно-развивающей деятельности по преодолению задержки психического развития затрагивает формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, навыков поведения, основ личной культуры, преодоление речевых нарушений. В процессе коррекционной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка с ЗПР.
Помимо здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми в группе общеразвивающей направленности, на коррекционно-развивающих занятиях используется:
- зрительная гимнастика;
- су-джок терапия;
- массаж кистей рук;
- логопедический массаж;
- релаксация.
- кинезиологические упражнения.
3.2.2. Планирование воспитательно-образовательных отношений
[1].
Перспективное планирование логопедической работы с ребенком
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь | Развитие лексико-грамматических средств языка Учить вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы). Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: • существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»; • существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом». Формировать навык составления короткого рассказа. Формирование произносительной стороны речи Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. Вызывать отсутствующие звуки: [т], [т’], [д], [д’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. Лексические темы: «Овощи и фрукты», «Сбор урожая», «Золотая осень», «Птицы», «Домашние животные», «Деревенский двор», «Дикие животные», «Подготовка животных к зиме», «Продукты питания», «Посуда», «Одежда и обувь». |
II Декабрь, январь, февраль, март | Формирование лексико-грамматических средств языка Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.). Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»). Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем». Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ. Лексические темы: «Зима», «Зимние забавы», «Новый год», «Человек и семья», «Профессии», «Мебель», «Цвет. Форма. Величина», «Форма и размер предметов», «Погода и природные явления», «Транспорт», «Мамин праздник», «Весна», «Прилет птиц», «Деревья». Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’]. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах. |
III Апрель, май | Формирование лексико-грамматических средств языка Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.). Уточнять значения обобщающих слов. |
| Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: • с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.); • с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.). Расширять значения предлогов: к - употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений: • простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); • предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»; • сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..). Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»). Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.). Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические темы: «Времена года», «Лес», «Цветы», «Школа», «Насекомые», «Здравствуй, лето!». Формирование произносительной стороны речи Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]). Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак — лик»). |
3.2.3. Кадровые условия реализации программы
[1].
3.2.4. Финансовые условия реализации программы
[1].
Список используемой литературы
- Адаптированная образовательная программа для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка – детского сада «Фантазия»
- Адаптированная образовательная программа для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка – детского сада «Фантазия»
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.
- Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.
- Виник М.О. Задержка психического развития у детей.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.
- Г. Шевченко, Н. Н. Малофеев, А. О. Дробинская,
Мамайчук И.И. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития.
- Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития.
- Борякова Н. Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития.
- Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития.
- Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР.
- Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития.
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. - М.: Просвещение, 1989.
- Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Просвещение, 2010.
- Филичевой и Т.В.Тумановой «Формирование звукопроизношения у дошкольников». – М.: Просвещение, 2007.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
работы педагога-психолога
№ п\п | Тема занятия | Дата | Программное содержание |
1. | Овощи и фрукты. | 18.09.2019 | Закрепить обобщающие слова «овощи» и «фрукты». Игра «Угадай на ощупь», «Четвертый лишний». «Узнай овощ/фрукт по описанию» |
2. | Овощи и фрукты | 19.09.2019 | Закрепить обобщающие слова «овощи» и «фрукты». Учить составлению описательного рассказа по плану: «Где растет?» «Форма, цвет», «Как используется» |
3. | Сбор урожая. | 25.09.2019 | Развивать мышление и графические навыки. Задание «Обведи только фрукты/овощи». Разрезные картинки по теме. Пальчиковые игры «Фрукты». |
4. | Золотая осень. | 26.09.2019 | Закрепить знания об осени; научить составлять описательный рассказ. Пальчиковая игра «Осень» |
5. | Золотая осень. | 02.10.19 | Обобщить знания об осени; научить составлять описательный рассказ «Признаки осени». Развивать мелкую моторику. Пальчиковая игра «Осень» |
6. | Птицы. | 03.10.2019 | Закрепить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, научить различать перелетных и зимующих птиц; Развивать мелкую моторику. Пальчиковая игра «Птицы». |
7. | Птицы. | 09.10.2019 | Закрепить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, научить различать перелетных и зимующих птиц; Развивать мелкую моторику. Пальчиковая игра «Птицы». |
8. | Птицы. | 10.10.2019 | Закрепить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, научить различать перелетных и зимующих птиц; Развивать мелкую моторику. Пальчиковая игра «Птицы». |
9. | Домашние животные. | 16.10.2019 | Закрепить знания о домашних животных. Беседа по теме, просмотр презентации. Развивать мелкую моторику рук. Пальчиковая игра «Домашние животные». |
10. | Домашние животные. | 17.10.2019 | Закрепить обобщающие слова «Домашние животные». Расширить знания об окружающем мире. Игра «Кто чем питается». Развивать мелкую моторику. Пальчиковая игра «Домашние животные». |
11. | Деревенский двор | 23.10.2019 | Систематизировать знания о домашних животных и птицах. Игра «Найди пару (лошадь – жеребенок, корова-теленок)». Пальчиковая игра «Я в деревне отдыхаю». |
12. | Деревенский двор | 24.10.2019 | Систематизировать знания о домашних животных и птицах. Научить составлять рассказ-описание «Домашние животные». Игра «Узнай по описанию». Пальчиковая игра «Я в деревне отдыхаю». |
13. | Дикие животные. | 30.10.2019 | Систематизировать знания о диких животных. Игра «Узнай по описанию». Пальчиковая игра «Дикие животные». Развивать графические навыки «Найди маме ее детеныша». |
14. | Дикие животные. | 31.10.2019 | Закрепить обобщающие слова «Дикие животные». Расширить знания об окружающем мире. Игра «Кто чем питается». Пальчиковая игра «Дикие животные». |
15. | Подготовка животных к зиме. | 06.11.2019 | Закрепить знания о диких животных, жизни зверей зимой. Просмотр презентации и беседа по теме. Формировать способность понимать переносный смысл. Разгадывание загадок о диких животных. |
16. | Подготовка животных к зиме. | 07.11.2019 | Закрепить знания о диких животных, жизни зверей зимой. Просмотр презентации и беседа по теме. Формировать способность понимать переносный смысл. Разгадывание загадок о диких животных. |
17. | Продукты питания. | 13.11.2019 | Классифицировать знания о продуктах питания. Закрепить обобщающее слово «Продукты». Расширить знания об окружающем мире. Игра «Из чего это готовят». Развивать мелкую моторику. Пальчиковая игра «Салат», «Месим тесто». |
18. | Продукты питания. | 14.11.2019 | Классифицировать знания о продуктах питания. Закрепить обобщающее слово «Продукты». Расширить знания об окружающем мире. Игра «Из чего это готовят». Развивать мелкую моторику. Пальчиковая игра «Салат», «Месим тесто». |
19. | Посуда. | 20.11.2019 | Закреплять знания о названиях и назначении посуды (чайная, столовая, кухонная). Пальчиковые игры «Посуда». Игра «Один-много» (чашка -чашки, кувшин-кувшины…) Игра «Скажи ласково»(кастрюлька, чашечка, тарелочка) |
20. | Посуда. | 21.11.2019 | Закреплять знания о названиях и назначении посуды (чайная, столовая, кухонная). Пальчиковые игры «Посуда». Игра «Один-много» (чашка -чашки, кувшин-кувшины…) Игра «Скажи ласково»(кастрюлька, чашечка, тарелочка). Составление загадок-описаний о предметах посуды. |
21. | Одежда, обувь. | 27.11.2019 | Формировать умение соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением «Покажи…», игра «Магазин одежды». Расширять активный и пассивный словарь – дидактическая игра «Одень куклу на улицу». Развивать внимание и наблюдательность – дидактическая игра «Подбери пару (варежке, сапогу)». (К. 11 Осипова) |
22. | Одежда, обувь. | 28.11.2019 | Формировать умение соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением «Покажи…», игра «Магазин одежды». Расширять активный и пассивный словарь». Развивать внимание и наблюдательность – дидактическая игра «Подбери пару» |
23. | Зима. | 04.12.2019 | Закрепить и обобщить знания о зиме; учить составлять рассказ по опорным картинкам; учить ориентации на плоскости листа. |
24. | Зима. | 05.12.2019 | Закрепить и обобщить знания о зиме; учить составлять рассказ по опорным картинкам; Развивать мышление (сравнение, классификация, обобщение) – игры «Большой -маленький снежок», «Что лишнее?». Создать позитивный настрой, тренировать мелкую моторику - арт-терапевтическое упражнение - аппликация «Снеговик». |
25. | Зима. | 11.12.2019 | Расширять пассивный словарь по теме «Зима» - рассказ о зиме. Формировать умение выполнять словесные указания «Покажи зиму на картинке». Развивать эмоциональную выразительность движений и мимики –этюд «Медвежата замерзли». Обучать приемам расслабления - релаксация «Падает снег». |
26. | Зима. | 12.12.2019 | Формировать умение соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением «Зимние игры и игрушки». Развитие зрительного внимания – игра «Сравни снеговиков (найди отличия)». Создать позитивный настрой, тренировать мелкую моторику – арт-терапевтическое упражнение «Лепим снежки». |
27. | Зимние забавы. | 18.12.2019 | Закрепить знания детей о зиме. Развивать мышление. Игра-пазл «Зимние забавы». Развивать мелкую моторику – пальчиковая игра «Зима». |
28. | Зимние забавы. | 19.12.2019 | Закрепить знания детей о зиме. Развивать мышление. Игра-пазл «Зимние забавы». Развивать мелкую моторику – пальчиковая игра «Зима»Обучать составлению короткого рассказа о зимних забавах по сюжетной картинке. |
29. | Новый год. | 25.12.2019 | Развивать познавательные процессы (внимание, мышление) – упражнения «Выше – ниже», «Сравни елочки (найди отличия)». Развивать активный словарь – игра «Волшебный мешок Деда Мороза». |
30. | Новый год. | 26.12.2019 | Развивать познавательные процессы (внимание, мышление) – упражнения «Выше – ниже», «Сравни елочки (найди отличия)». Развивать активный словарь – игра «Волшебный мешок Деда Мороза». Снимать напряжение, обучать приемам расслабления. |
31. | Человек и семья. | 09.01.2020 | Беседа «Моя семья». Развивать мелкую моторику - пальчиковая игра «Семья» Обучать приемам расслабления «Ласковые мамины руки». |
32. | Человек и семья. | 15.01.2020 | Беседа «Моя семья». Развивать мелкую моторику - пальчиковая игра «Большая семья» Обучать приемам расслабления «Ласковые мамины руки». |
33. | Профессии. | 16.01.2020 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас по теме «Профессии». Работа над смыслом крылатого выражения «Мастер – золотые руки». Игра «Кто что делает?» (продавец – продает, учитель - ..) Игра «Кому что нужно для работы» Пальчиковая игра «Профессии» |
34. | Профессии. | 22.01.2020 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас по теме «Профессии». Работа над смыслом крылатого выражения «Мастер – золотые руки». Игра «Кто что делает?» (продавец – продает, учитель - ..) Игра «Кому что нужно для работы» Пальчиковая игра «Профессии» |
35. | Профессии. | 23.01.2020 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас по теме «Профессии». Работа над смыслом крылатого выражения «Мастер – золотые руки». Игра «Кто что делает?» (продавец – продает, учитель - ..) Игра «Кому что нужно для работы» Пальчиковая игра «Профессии» |
36. | Мебель. | 29.01.2020 | Расширять предметный словарь по теме «Мебель». Развивать наглядно-действеннное мышление - игра «Разрезные картинки» по теме «Мебель». Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику – упражнение «Найди и покажи твердые и мягкие поверхности». |
37. | Мебель. | 30.01.2020 | Расширять предметный словарь по теме «Мебель». Развивать наглядно-действеннное мышление - игра «Разрезные картинки» по теме «Мебель». Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику – упражнение «Найди и покажи твердые и мягкие поверхности». |
38. | Цвет. Форма. Величина. | 05.02.2020 | Игры «Разложи фигуры по…» (цвету, форме размеру), «Нарисуй», «Измени размер… форму». «Игра «Найди пару». |
39. | Цвет. Форма. Величина. | 06.02.2020 | Игры «Разложи фигуры по…» (цвету, форме размеру), «Нарисуй», «Измени размер… форму». Игра «Найди пару». Аппликация из геометрических фигур. |
40. | Форма и размер предметов. | 12.02.2020 | Игры «Разложи фигуры по…» (цвету, размеру). Игра «четвертый лишний» (по форме, по размеру). Игра «Большой – маленький», «Чудесный мешочек – угадай на ощупь» |
41. | Форма и размер предметов. | 13.02.2020 | Игры «Разложи фигуры по…» (цвету, размеру). Игра «четвертый лишний» (по форме, по размеру). Игра «Большой – маленький», «Чудесный мешочек – угадай на ощупь» |
42. | Погода и природные явления. | 19.02.2020 | Закрепить и систематизировать знания о временах года; научить составлять рассказ по картинкам; развивать грамматические навыки. |
43. | Погода и природные явления. | 20.02.2020 | Закрепить и систематизировать знания о временах года; научить составлять рассказ по картинкам; развивать грамматические навыки. |
44. | Транспорт. | 26.02.2020 | Расширять предметный словарь по теме «Транспорт». Создать позитивный настрой, тренировать мелкую моторику - арт-терапевтическое упражнение -аппликация «Машина». |
45. | Транспорт. | 27.02.2020 | Продолжать расширять предметный словарь по теме «Транспорт». Развивать мышление (умение дифференцировать предметы) – игра «Грузовые перевозки»(перевозим предметы заданной формы, цвета и т.д.) Создать позитивный настрой, тренировать мелкую моторику и тактильные ощущения - игра «Рисуем дороги для машины». |
46. | Мамин праздник. | 04.03.2020 | Формировать позитивное отношение к празднику 8 марта, развивать слуховое внимание – чтение стихотворения И.Мазнина «Мама». Учить подражательным движениям и выразительной мимике – этюд «Маме улыбаемся». |
47. | Мамин праздник. | 05.03.2020 | Формировать позитивное отношение к празднику 8 марта, развивать слуховое внимание – чтение стихотворения И.Мазнина «Мама». Создать позитивный настрой, тренировать мелкую моторику - арт-терапевтическое упражнение -аппликация «Подарок маме». |
48. | Транспорт. | 11.03.2020 | Закрепить и систематизировать знания о транспорте; закрепить виды транспорта; закрепить умение составлять рассказ по опорным картинкам. |
49. | Транспорт. | 11.03.2020 | Продолжать расширять предметный словарь по теме «Транспорт». Развивать мышление (умение дифференцировать предметы) – игра «Грузовые перевозки»(перевозим предметы заданной формы, цвета и т.д.) Создать позитивный настрой, тренировать мелкую моторику и тактильные ощущения - игра «Рисуем дороги для машины». |
50. | Весна. | 18.03.2020 | Расширять словарь по теме «Весна» -беседа о весне. Развивать слуховое внимание – чтение стихотворения С.Я. Маршака «Стихи о весне». Формировать умение выполнять словесные указания в упражнениях «Покажи весну на картинке». Развивать наглядно-действеннное мышление - игра «Собери цветок». |
51. | Весна. | 19.03.2020 | Расширять словарь по теме «Весна» -беседа о весне. Развивать слуховое внимание – чтение стихотворения С.Я. Маршака «Стихи о весне». Формировать умение выполнять словесные указания в упражнениях «Покажи весну на картинке». Развивать наглядно-действеннное мышление - игра «Собери цветок». |
52. | Прилет птиц. | 25.03.2020 | Расширять предметный словарь по теме «Перелетные птицы». Учить называть птиц по картинкам. Развивать моторно-двигательное внимание – игра «Летает – не летает», «Совушка –Сова» (Осипова с.89-90) Снимать напряжение, обучать приемам расслабления – релаксация «Птичка в гнезде». |
53. | Прилет птиц. | 25.03.2020 | Расширять предметный словарь по теме «Перелетные птицы». Учить называть птиц по картинкам. Развивать моторно-двигательное внимание – игра «Летает – не летает», «Совушка –Сова» (Осипова с.89-90) Снимать напряжение, обучать приемам расслабления – релаксация «Птичка в гнезде». |
54. | Деревья. | 01.04.2020 | Расширять предметный словарь по теме «Лес. Деревья». Развивать мышление (сравнение, классификация, обобщение). Снимать напряжение, обучать приемам расслабления – релаксация «Слушаем звуки природы». Пальчиковая игра – «деревья» |
55. | Деревья. | 02.04.2020 | Продолжать расширять предметный словарь по теме «Деревья». Развивать эмоциональную выразительность движений и мимики – этюд «Березка у реки» |
56. | Времена года. | 08.04.2020 | Проверить знание времен года. Развивать мышление. Игра-пазл «Времена года». Игра «Когда это бывает?». Формировать способность понимать переносный смысл - разгадывание загадок про времена года. |
57. | Времена года. | 09.04.2020 | Проверить знание времен года. Развивать мышление. Игра-пазл «Времена года». Игра «Когда это бывает?». Формировать способность понимать переносный смысл - разгадывание загадок про времена года. |
58. | Лес. | 15.04.2020 | Расширять предметный словарь по теме «Лес. Деревья». Развивать мышление (сравнение, классификация, обобщение). Снимать напряжение, обучать приемам расслабления – релаксация «Слушаем звуки природы». Пальчиковая игра – «деревья» |
59. | Лес. | 16.04.2020 | Продолжать расширять предметный словарь по теме «Деревья». Развивать эмоциональную выразительность движений и мимики – этюд «Березка у реки» |
60. | Цветы. | 22.04.2020 | Расширять словарь по теме «Цветы». Учить выразительным движениям и мимике – этюд «Нюхаем цветы». Учить название цвета, развивать зрительное восприятие основных цветов дидактическая игра «Красный мак, белая ромашка». Снимать напряжение, обучать приемам расслабления – релаксация в сухом бассейне. |
61. | Цветы. | 23.04.2020 | Расширять словарь по теме «Цветы». Учить выразительным движениям и мимике – этюд «Нюхаем цветы». Учить название цвета, развивать зрительное восприятие основных цветов дидактическая игра «Красный мак, белая ромашка». Снимать напряжение, обучать приемам расслабления. |
62. | Цветы. | 29.04.2020 | Расширять словарь по теме «Цветы». Учить выразительным движениям и мимике – этюд «Нюхаем цветы». Учить название цвета, развивать зрительное восприятие основных цветов дидактическая игра «Красный мак, белая ромашка». Снимать напряжение, обучать приемам расслабления – релаксация в сухом бассейне. |
63. | Цветы. | 30.04.2020 | Расширять словарь по теме «Цветы». Учить выразительным движениям и мимике – этюд «Нюхаем цветы». Учить название цвета, развивать зрительное восприятие основных цветов дидактическая игра «Красный мак, белая ромашка». Снимать напряжение, обучать приемам расслабления. |
64. | Насекомые. | 06.05.2020 | Расширять словарь по теме «Насекомые». Учить выразительным движениям и мимике, звукоподражанию – этюд «Жук жужжит». Создать позитивный настрой, тренировать мелкую моторику и тактильные ощущения - игра с песком «Строим муравейник». |
65. | Насекомые. | 07.05.2020 | Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые»; учить образовывать множественное число существительных; согласовывать прилагательные с существительными; развивать связную речь. |
66. | Насекомые. | 13.05.2020 | Расширять словарь по теме «Насекомые». Учить выразительным движениям и мимике, звукоподражанию – этюд «Жук жужжит». Создать позитивный настрой, тренировать мелкую моторику и тактильные ощущения - игра с песком «Строим муравейник». |
67. | Здравствуй, солнышко! | 14.05.2020 | Развивать концентрацию внимания – игра «Солнышко и дождик». Создать позитивный настрой, тренировать мелкую моторику - арт-терапевтическое упражнение рисование пальчиковыми красками «Солнышко из моих ладошек». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы по аттестации
документы по аттестации педработников, рекомендуемые в Московской обл...
Материалы для аттестации
Документы, положения, приказы, аналитические справки и др....
Материалы для аттестации работников дошкольного образования
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию один из возможных вариантов оформления портфолио педагога для аттестации на высшую квалификационную категрию. ...
Материалы к аттестации
Информационно-аналитический отчет о прфессиональной деятельности в межаттестационный период...
Методические рекомендации по подготовке педагогическим работником материалов к аттестации
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников органи...
Дополнительные материалы к АТТЕСТАЦИИ
Дополнительные материалы к аттестации...
Дополнительные материалы к АТТЕСТАЦИИ
Дополнительные материалы к АТТЕСТАЦИИ...