ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ
статья
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь, малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова.
Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца. Родная природа представляет собой широкое поле для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Большую роль в этом играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Именно таким – является метод-проектов. Он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Именно поэтому столь важно знакомить детей с природными памятниками родного края и формировать экологическую культуру подрастающего поколения применяя данный метод.
С 2015 года в рамках экспериментальной площадки по изучению природы родного края на базе детского сада создан экологический отряд «Лесовичек», заключены договора о совместном сотрудничестве с Ковылкинским территориальным лесничеством и Гимназией №1 на базе, которой действует школьное лесничество «Дубок».
Во время экскурсии в Ковылкинское территориальное лесничество сотрудник лесхоза рассказал, что на территории создан памятник природы. Ознакомил с деревьями, которые произрастают на территории памятника и нам стало интересно узнать больше о всех особо охраняемых природных объектах ботанического памятника природы.
В результате возникла необходимость создания экологической тропы. Пройдя определенным маршрутом которой, дети откроют для себя разнообразие и особенности растительного и животного мира, водоемов, рельефа, познакомятся с определенными композициями.
Литературы, специальных рекомендаций по использованию разных методик при исследовании именно изучения экологических троп и видового разнообразия леса в литературе не найдено. Поэтому применялась адаптированная методика изучения экологических троп леса. Был собран материал об экологических тропах леса в разное время года: составлен список растений. Для того чтобы информация была полной проводился опрос работников лесничества, жителей близлежащих домов, консультация учителя биологии, который является руководителем школьного лесничества «Дубок». Их наблюдения также учитывались при описании объекта. Сделаны фотографии в разные времена года.
Главная цель проекта: изучение особо охраняемых природных объектов памятника природы – урочище Линев Кордон с целью создать экологическую тропу природы.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
—воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Срок реализации проекта - 2 года, два этапа. Первый этап: непосредственно изучение природных объектов памятника природы, разработка и создание маршрута. Второй этап: разработка методического обеспечения единой системы работы.
На данный момент разработано 5 троп – остановок:
- 1 тропа – «Сосна»;
- 2 тропа – «Орешник»;
- 3 тропа – «Дуб»
- 4 тропа – «Муравейник»
- 5 тропа – «Тополь пирамидальный»
Основная функция памятника природы рекреационная. Этот участок соснового бора хорошо подходит как для общей психологической и эмоциональной разгрузки, так и для профилактики заболеваний нервной и дыхательной системы.
Учитывая особенности возраста детей, при организации работы на экологической тропе, можно использовать разнообразные виды и формы организации детской деятельности: экскурсии, опыты, наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины.
Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае. При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомиться с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы. Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Лесовичка, который предлагает решить какую - то проблемную ситуацию.
В ходе реализации проекта изучили особо охраняемые природные объекты памятника природы – урочище Линев Кордон, который имеет региональное значение. Выявили необходимость создания экологической тропы для формирования представления об особо охраняемых природных объектах.
Поставленные цели и задачи достигнуты в полном объеме:
- у детей сформировалась экологическая культура, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы родного края, сформировалась активная жизненная позиция.
Особо охраняемые природные территории — наше богатство, гарантия выживания в условиях развивающегося экологического криза.
В дальнейшем планируется:
- изучение растительности памятника природы;
- привлечение внимания общественности к памятнику природы;
- установить предупреждающие и информационные знаки;
- заниматься пропагандой экологических знаний среди местного населения;
- привлечение участников проекта к различного рода природоохранных акций («Елочка живи», «Первоцветы» и т.д.)
В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
В 2019 году данный проект стал победителем республиканского конкурса исследовательских и творческих работ среди воспитанников ДОО и начальной школы «Россия – наш общий дом» в номинации «Чудесный мир природы родного края», победителем VI муниципального форума «Одаренные дети- 2020» в номинации «Союз юных экологов»
Опыт работы по реализации проекта « Ботанический памятник природы – Урочище Линев Кордон» был высоко оценен и признан полезным и эффективным среди педагогов нашего города и родителей.
Список использованных источников
1. Горцев, В.И. Природа Мордовии, Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958, - 124 с.
2. Особо охраняемые природные территории / Сост. Кузнецов В. А., Силаева Т. Б. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2008. – 200 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polikulturnoe_vospitanie_doshkolnikov_cherez_oznakomlenie_s_rodnym_kraem.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь, малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова.
Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца. Родная природа представляет собой широкое поле для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Большую роль в этом играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Именно таким – является метод-проектов. Он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Именно поэтому столь важно знакомить детей с природными памятниками родного края и формировать экологическую культуру подрастающего поколения применяя данный метод.
С 2015 года в рамках экспериментальной площадки по изучению природы родного края на базе детского сада создан экологический отряд «Лесовичек», заключены договора о совместном сотрудничестве с Ковылкинским территориальным лесничеством и Гимназией №1 на базе, которой действует школьное лесничество «Дубок».
Во время экскурсии в Ковылкинское территориальное лесничество сотрудник лесхоза рассказал, что на территории создан памятник природы. Ознакомил с деревьями, которые произрастают на территории памятника и нам стало интересно узнать больше о всех особо охраняемых природных объектах ботанического памятника природы.
В результате возникла необходимость создания экологической тропы. Пройдя определенным маршрутом которой, дети откроют для себя разнообразие и особенности растительного и животного мира, водоемов, рельефа, познакомятся с определенными композициями.
Литературы, специальных рекомендаций по использованию разных методик при исследовании именно изучения экологических троп и видового разнообразия леса в литературе не найдено. Поэтому применялась адаптированная методика изучения экологических троп леса. Был собран материал об экологических тропах леса в разное время года: составлен список растений. Для того чтобы информация была полной проводился опрос работников лесничества, жителей близлежащих домов, консультация учителя биологии, который является руководителем школьного лесничества «Дубок». Их наблюдения также учитывались при описании объекта. Сделаны фотографии в разные времена года.
Главная цель проекта: изучение особо охраняемых природных объектов памятника природы – урочище Линев Кордон с целью создать экологическую тропу природы.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
—воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Срок реализации проекта - 2 года, два этапа. Первый этап: непосредственно изучение природных объектов памятника природы, разработка и создание маршрута. Второй этап: разработка методического обеспечения единой системы работы.
На данный момент разработано 5 троп – остановок:
- 1 тропа – «Сосна»;
- 2 тропа – «Орешник»;
- 3 тропа – «Дуб»
- 4 тропа – «Муравейник»
- 5 тропа – «Тополь пирамидальный»
Основная функция памятника природы рекреационная. Этот участок соснового бора хорошо подходит как для общей психологической и эмоциональной разгрузки, так и для профилактики заболеваний нервной и дыхательной системы.
Учитывая особенности возраста детей, при организации работы на экологической тропе, можно использовать разнообразные виды и формы организации детской деятельности: экскурсии, опыты, наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины.
Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае. При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомиться с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы. Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Лесовичка, который предлагает решить какую - то проблемную ситуацию.
В ходе реализации проекта изучили особо охраняемые природные объекты памятника природы – урочище Линев Кордон, который имеет региональное значение. Выявили необходимость создания экологической тропы для формирования представления об особо охраняемых природных объектах.
Поставленные цели и задачи достигнуты в полном объеме:
- у детей сформировалась экологическая культура, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы родного края, сформировалась активная жизненная позиция.
Особо охраняемые природные территории — наше богатство, гарантия выживания в условиях развивающегося экологического криза.
В дальнейшем планируется:
- изучение растительности памятника природы;
- привлечение внимания общественности к памятнику природы;
- установить предупреждающие и информационные знаки;
- заниматься пропагандой экологических знаний среди местного населения;
- привлечение участников проекта к различного рода природоохранных акций («Елочка живи», «Первоцветы» и т.д.)
В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
В 2019 году данный проект стал победителем республиканского конкурса исследовательских и творческих работ среди воспитанников ДОО и начальной школы «Россия – наш общий дом» в номинации «Чудесный мир природы родного края», победителем VI муниципального форума «Одаренные дети- 2020» в номинации «Союз юных экологов»
Опыт работы по реализации проекта « Ботанический памятник природы – Урочище Линев Кордон» был высоко оценен и признан полезным и эффективным среди педагогов нашего города и родителей.
Список использованных источников
- Горцев, В.И. Природа Мордовии, Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958, - 124 с.
- Особо охраняемые природные территории / Сост. Кузнецов В. А., Силаева Т. Б. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2008. – 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"
У каждого из нас на свете есть места,Куда приходим мы на миг объединиться,Где память, как строка почтового листа,Нам сердце исцелит, когда оно томиться. ...
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении воспитателей Лямбирского района...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)
Воспитатель МБОУ ЦО№4, Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...
Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....
- Мне нравится (1)