НОД по познавательному развитию (ФЦКМ)
план-конспект занятия (старшая группа)

Попова Галина Александровна
Формировать представления детей о поздней осени, через исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Путешествие в осенний лес"20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)

«Путешествие в осенний лес»

        Возраст воспитанников: 5 -6 лет

        Вид НОД: интегрированное

        Формы организации: индивидуальная, фронтальная

        Цель: Формировать представления детей о поздней осени, через исследовательскую деятельность

        Образовательные задачи.

Закрепить в самостоятельной деятельности умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней

         Развивающие задачи:

Развивать умение логически высказывать и обосновывать свои суждения

Развивать речь, мелкую моторику рук

        Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции осенняя береза.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

         Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы

         Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдение, беседы

         Планируемый результат: Знает характерные признаки времени года и соотносит с  осенним периодом особенности жизни растений, владеет навыком диалогической речи, формирует ответы на наводящие вопросы педагога, умеет отгадывать загадки. Освоили новый вид нетрадиционного рисования «отпечаток листьями», могут получить оранжевый цвет путем смешивания желтого и красного  цветов

         Средства и оборудование:

        Организационные: листья березы, таз, лейка с водой, панно дерева – березы без листьев. Гуашь желтого и красного цвета, салфетки, кисточка, баночка с водой

Ход НОД

        Вводная часть

        Воспитатель:

Стали дни короче

Длиннее стали ночи

Пусты поля, мокнет земля

Дождик поливает, кто скажет,

Кто знает, когда это бывает?

        Дети: Осенью

        Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие –

в осенний лес.

 Пока мы с вами идем, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям.

        Дети: (ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот тоже называет правило и берет за руку своего соседа, и т д.)

-Нельзя разводить в лесу костры

-Нельзя ломать ветки деревьев

-Нельзя мусорить в лесу

-Нельзя разорять гнезда в лесу

-Нельзя ловить бабочек

        Воспитатель: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу?

        Дети:  Лес – это дом для животных

        Воспитатель: Правильно, ребята, надо уважительно относиться к чужому дому.

        Воспитатель: Чем мы можем помочь сейчас растениям и птицам на нашем участке?

        Дети:  укрыть корни деревьев, повесить кормушки

        Воспитатель: Вот вы сейчас говорили нельзя то, нельзя это, а что можно делать в лесу?

        Дети: Можно гулять, любоваться деревьями, наблюдать за птицами.

        Воспитатель: Правильно, молодцы!

Основная часть

Вот мы и пришли с вами  в лес

 «Унылая пора! Очей, очарованье!

Приятно мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса

        Воспитатель: Назовите признаки поздней осени

        Дети:

-Дует холодный ветер.

-Листья пожелтели, стали  коричневые, опали

- Птицы улетели в теплые края

-Солнце светит  реже

-Небо темное, серое

- Идет дождь, иногда со снегом

- стало холодно, дети переоделись в теплую одежду.

-Бывают заморозки, лужи покрываются тонким ледком

        Воспитатель: Молодцы!

        Физкультминутка: «Станем мы деревьями»

(Дети выполняют движения согласно тексту)

Станем мы  деревьями

Сильными, большими

Ноги – это корни, их расставим шире, чтоб держали дерево

Падать не давали, из глубин далеких воду добывали

Тело  наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается

И своей верхушкой острой, в небо упирается

Наши руки – это ветки, крону вместе образуют

В корне им совсем не страшно, когда ветры сильно дуют

Пальцы веточками будут, листья закрывают их

Как придет за летом осень

Разлетятся листья вмиг

        Воспитатель: ребята, расскажите,  пожалуйста, как деревья к зиме готовятся?

        Дети: деревья и кусты сбрасывают листья на землю, под свои корни, чтобы укрыть их

        Воспитатель: А, если они не сбросят листья, что может произойти?

        Дети: на листья нападает много снега, и ветки сломаются под его тяжестью.

        Воспитатель: А еще, ребята, деревья и кусты, сбрасывают свои листья, чтобы их не поить и не кормить – им самим нужны силы, чтобы пережить холодную зиму

        Воспитатель:  «Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются летят»

        Воспитатель: с каких деревьев летят листья на нашем участке?

        Дети: С березы

        Воспитатель: « Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой».

Ребята, давайте составим узор из осенних листьев березы на дорожке, чередуя их по цвету. (упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор»)  Молодцы!

        Воспитатель: А теперь мы рассмотрим почки. Деревья стоят без листьев, но почки (плотные комочки) есть, и в них дремлют что?

        Дети: листочки

        Воспитатель: правильно, листочки. Рассмотрите почки, какие они по форме, величине, цвету.

        Дети: маленькие, круглые, коричневые.

        Воспитатель: Как вы думаете, сейчас деревья растут?

        Дети: нет, деревья находятся в покое, как бы спят

        Опыт с листьями

        Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами. Походите по ним.  Вы чувствуете какой-нибудь запах?

        Дети: Пахнет листьями

        Воспитатель: А что вы слышите?

        Дети: Мы слышим, как листья  шелестят, шуршат

        Воспитатель: Возьмите по одному листочку, посмотрите на внутреннюю сторону листочка – она усеяна мелкими точечками. Оказывается , листья – это «форточки» открываются, выпускают влагу – листочек охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Поздней осенью, как сейчас в ноябре, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка, она отделяет лист от ветки, и он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад.

        Воспитатель: А теперь кладите листья в таз, польем их из лейки, как будто это дождик.

 Сейчас,  ребята, мы пойдем в группу, пока мы раздеваемся и готовимся к рисованию,  посмотрим, что произойдет с листочками.

        Воспитатель: Какие листочки стали?

        Дети: Мягкие и не шуршат.

        Воспитатель: мы будем рисовать коллективную композицию «Осенняя береза», новым способом – оттиск  или отпечаток листьями. Посмотрите, у нас на столе  панно дерева  без листьев, гуашь красная, желтая.  Как получить нам оранжевый цвет?

        Дети: Нужно смешать желтую и красную гуашь

        Воспитатель: Посмотрите, как я буду закрашивать, делаем  все аккуратно. Закрашиваем  листок со стороны прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держим его за черенок и прижимаем его к панно, выполняя отпечаток

Заключительная часть

        Воспитатель: Какое у вас красивое получилось панно, настоящая осенняя береза. Молодцы, ребята.

Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Список литературы:

        Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004, - 190с

        Лыкова. И, А, Изобразительная деятельность в детском саду: старшая группа/ И,А Лыкова – М,: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА,2008. – 97с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора.

Технологическая карта по теме: «Праздник знанья, прилежанья и старанья»...

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие" (ФЦКМ) и "Художественно-эстетическое развитие" (Рисование) на тему: "Осенний пейзаж" в подготовительной к школе группе

Конспект знакомит с методикой проведения интегрированного занятия. Через ознакомление детей с картиной И.Левитана "Золотая осень" у детей формируется эстетически-нравственное отношение к при...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ФЦКМ + познавательно – исследовательская деятельность)

Формировать знания о людях, работающих в детском саду; уметь называть их по имени и отчеству. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Пополнить  и углубить знан...