Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия адресован коллегам, студентам ВУЗов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vesna_s_ikt.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по развитию социально-бытовой ориентировки «Весна»

 для детей подготовительной группы с использованием ИКТ

Программное содержание:

1.Уточнять и расширять знания детей о характерных признаках весны.

2.Развивать внимание в процессе зрительного поиска, объяснительную речь, мелкую моторику.

3.Развивать зрительную память и слуховое внимание

4.Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Оборудование:

Конверт с письмом от Весны, силуэт деревьев, птиц; карта с подсказками значками; лица двух человечков – грустное, веселое; круги разного цвета, счетные палочки, нитки шерстяные, фасоль, разноцветные прищепки; картинки с изображением признаков различных времен года на каждого ребенка, картинка «Чего весной не бывает?»; лента синего цвета – ручеек; картинки к д/игре «Что сначала, что потом» (цветок), презентация о весне, конверты с картинками – символами весны на каждого ребенка, полоска бумаги для выкладывания картинок на каждого ребенка, CD диск с записью птичьих голосов, металлофон,компьютер.

Ход занятия:

Тифлопедагог: Ребята сегодня  утром я получила  письмо. Оно от Весны (читает).

«Дорогие ребята,  волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, выполните задания. Тогда оживет, проснется природа,  и наступит Весна. Чтобы помочь вам в вашем нелегком деле, посылаю вам карту с подсказками. До скорой встречи»

Тифлопедагог: Ну, что, ребята, готовы помочь Весне?

Тифлопедагог: Ребята, вы молодцы, что не побоялись отправиться в путешествие, чтобы помочь Весне. А как вы думаете, что будет, если Весна не наступит? Хорошо это или плохо?  (Ответы детей)

Тифлопедагог: Мы отправляемся с вами в путешествие.  Чтобы  помочь Весне, нам предстоит попасть в  весенний лес,  Все ли готовы? Отправляемся! Но прежде я прошу вас закрыть глазки:

- Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!

Беседа по теме

Тифлопедагог: Ребята, мы попали с вами на лесную полянку. Посмотрите, какое прекрасное деревце здесь растет. Кто знает, как оно называется?

Но посмотрите - солнышко не светит, сосулек на крыше нет, птички не поют,  снег не растаял, цветочки  не распустились - здесь нет Весны.

Тифлопедагог: Ребята, скажите,  что такое Весна?

Тифлопедагог: Какие еще времена года вы знаете?

Тифлопедагог: Какое время года наступает после зимы?

Тифлопедагог: Что бывает только весной? Какие приметы весны вы знаете?  (Ответы детей).

Тифлопедагог: Ребята, посмотрите, Зима спрятала Весну среди других времен года, давайте отыщем ее.  Сначала выложите картинки  по порядку, начиная с зимы.  Теперь найдите и покажите картинку, на которой,

по вашему, нарисована весна. Почему вы думаете, что это весна?

2. Дидактическая игра «Когда это бывает?» (выбор из 4 картинок  признаков времен года, картинки весны)

Дефектолог. Как вы думаете, какая самая главная примета весны? С чего начинается весна?

3. Игровое упражнение «Солнышко»

1 ребенок выкладывает солнышко  из счетных палочек, из шерстяной нитки формирует круг ;

2 ребенок выкладывает солнышко из фасоли на пластилиновой основе;

3 ребенок собирает солнышко из прищепок.

Тифлопедагог: Молодцы, ребята, какие замечательные солнышки у вас получились, какие веселые, ровные лучики!  Да и солнышко мы разбудили. Давайте с ним поиграем.

4. Самомассаж «Солнышко»

Солнца лучик золотой

Протянуло нам с тобой.

(Дети стоят в кругу, протягивают руки вперед)

Носики подставили,

(Гладят носик)

Щечки все поджарили,

(Гладят щечки)

Зажмурили глазки

(Зажмуривают глаза)

И оказались в сказке.

Открывают глаза.

Педагог убирает тучку, закрывающую солнышко.

Мы с вами превратились в солнышко и растопили весь снег на крыше, с крыш закапало.

Тифлопедагог: Давайте послушаем, как звенит капель. Какие чудесные звуки! Как красиво звенит весенняя капель!

Педагог играет музыку капели на металлофоне.

 Что же капает?  Откуда берутся сосульки?

Тифлопедагог: Ребята, скажите пожалуйста, сосульки можно брать в рот? Почему?

Педагог прикрепляет сосульку на крышу на панно.

Тифлопедагог: Ребята посмотрите,  на картинках нарисованы признаки Весны, но Зима и здесь постаралась. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, чего Весной не бывает?

Дидактическое упражнение «Чего весной не бывает?»

Тифлопедагог: Посмотрите, ребята, Весна нам подсказку прислала. По ней мы можем назвать, какие еще приметы весны мы знаем.

 Дети вместе с педагогом рассматривают мнемотренажер, называют приметы весны, особое внимание обращают  на приметы, говорящие о прилете птиц.

Тифлопедагог: Ребята, скажите, каких вы знаете  птиц, которых можно увидеть зимой  в городе? ( называют по картинкам)

Тифлопедагог: Какие это птицы? Откуда появляются птицы?

(показ картинки «Синица» (яйцо –птенец - взрослая птица)

Тифлопедагог:  Где птицы откладывают яйца? Птенцы в гнездах появятся позже, ближе к лету. Сейчас же только ранняя весна и птицы еще только готовятся к весне, ждут своих друзей из теплых стран. Какие птицы прилетят с юга? Какие это птицы?

Тифлопедагог: Почему перелетные птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно?

6.Дидактическая игра «Раздели птиц»

На доске кружочки: синий, обозначающий зимующих птиц, зеленый - обозначающий перелетных птиц. Дети  выходят и прикрепляют картинки зимующих птиц под синим  кружочком, перелетных - под зеленым кружочком.

Тифлопедагог: Молодцы, ребята, выполнили задание, освободили птиц, запели они свои веселые весенние песенки

Педагог прикрепляет силуэты птиц на панно

(звучит CD запись голосов птиц)

Д/игра «Узнай птиц по голосу».

Тифлопедагог: Растаял снег и появились…(ручейки). Давайте найдем весенний ручеек. Нашли? Опустите ручки, потрогайте ручеек. Какая в нем вода, теплая или холодная? Почему?

Тифлопедагог: Скажите, а настоящий ручеек можно взять с собой? Но мы-то с вами в волшебном лесу и ручеек у нас волшебный. Давайте возьмем его с собой. Он поможет нам найти цветочную полянку.

7.Физкультминутка «Солнышко»

Солнышко, солнышко,

(Дети стоят в кругу, держась за синюю ленточку-ручеек)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(Поднимают руки  с лентой  вверх.)

Побежал в саду ручей,

Прилетело 100 грачей,

(Руки вытягивают вперед и делают волнообразные движения).

А сугробы тают, тают,

Постепенно приседают.

А цветочки подрастают.

(Поднимаются на носочки и тянутся вверх).

Дети садятся на ковер на подушки.

Педагог прикрепляет ручеек к панно на стене в виде ручейка

Тифлопедагог: Садитесь, отдохните. Путь был такой долгий. Вот мы с вами на цветочной полянке, а цветов-то никаких нет. Скажите, какие первые весенние цветы должны появиться? Что нужно, чтобы появились цветы?

Тифлопедагог: Вот здесь внизу у нас будет земля. Что еще нужно? Солнышко у нас уже есть. Что еще нужно? Ручеек водички принес.

 Теперь у нас есть земля, солнце, вода. Что же из земли появится первое  листья, стебельки или лепестки цветка?

8. Д/игра «Что сначала, что потом?»

Дети раскладывает по порядку картинки ( стебелек- бутон- цветок).

Тифлопедагог: Молодцы, ребята, выполнили   задание - освободили первые весенние цветочки и  достает из коробки цветы (оригами), прикрепляет к панно на стене.

Тифлопедагог: Чтобы Весна смогла прийти  к нам, нам осталось выполнить последнее самое сложное задание. Перед вами на столах лежат конверты с картинками-  символами Весны. Вам нужно будет очень внимательно смотреть кадры фильма о весне и положить на полоску бумаги по порядку  картинки- символы,  о которых мы говорили сегодня.

Просмотр презентации о весне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки для дошкольников с нарушениями зрения (средняя группа).

Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки для дошкольников с нарушениями зрения (средняя группа).Тема « Транспорт»...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей с нарушением зрения Тема: «В гостях у бабушки».

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей с нарушение зрения через занимательные игры и упражнения....

Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".

При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ОУ

В статье представлен опыт работы учите5ля-дефектолога с детьми, имеющими нарушения зрения...

Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками,имеющими нарушения зрения.Л.А.Дружинина.Челябинск,2008г.

Методическое пособие."Занатия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками,имеющими нарушения зрения".Методические рекомендации.Составитель Л.А.Дружинина и др.,научный редактор...

Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки по теме "Овощи"

Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки...


 

Комментарии

Для реализации познавательной и творческой активности детей в занятии использовались современные образовательные технологии.