Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание педагога»
консультация

Сонцова Альбина Ивановна

По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического института РАО, Москва)через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают почти все учителя и воспитатели. 

 

Эмоциональное выгорание

 

 - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

 

Наиболее часто выгорание рассматривается, как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает- как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.

 

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска. 

 

Остановимся на профессии педагога.

 

В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог - это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и думать о рейтинге школы.

 

Помимо всего прочего, успешный педагог

 

(а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

 

Причины профессионального выгорания учителей.

Причин моральной усталости педагогов может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.

 

Молодые воспитатели.

Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:

 

недоверие родителей и коллег;несоответствие реальной действительности и ожиданий;отсутствие необходимого опыта общения с учениками;«блуждающие приоритеты».

 

Молодые педагоги часто готовы "работать на износ", не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, а опытные  не перестают критиковать.

 

Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих воспитанников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны родителей, воспитанников и коллег, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.

 

Семейное положение.

Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы педагогу, чтобы переключаться.

 

Личность учителя.

 

Наиболее подвержены выгоранию педагоги -интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.

 

Внешние причины.

К внешним причинам можно отнести следующее:

 

временной дефицит, напряженный ритм работы; некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения; неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика; плохая обратная связь; разобщенность коллектива; однообразие выполняемых действий.

 

Стадии эмоционального выгорания педагога.

Как правило, психологи выделяют три  стадии эмоционального выгорания педагогов:

 

Первая стадия 

Изначально у педагога могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.

 

Вторая стадия.

Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.

 

Третья стадия.

На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.

 

Псевдометоды.

Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т. п.). Это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.

 

Профилактика и лечение.

Личное пространство.

 

Начнем с простого, и казалось бы незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.

 

 

Кабинет педагога – это его второй дом, поэтому следует уделить  внимание  его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).

 

Организация времени.

 

Педагогу непременно нужны  перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки, погружение в воспоминания о приятных моментах.

 

Очень важно, как педагог проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает. 

 

Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).

 

Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.

 

Альтернативное мышление.

 

Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.

 

Психотерапия.

Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.

 

В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться, "заново переродиться".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание педагога»

По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического института РАО, Москва)через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают почти все учителя и воспитатели.  

Эмоциональное выгорание

 - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Наиболее часто выгорание рассматривается, как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает- как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска.  

Остановимся на профессии педагога.

В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог - это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и думать о рейтинге школы.

Помимо всего прочего, успешный педагог

(а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Причины профессионального выгорания учителей.

Причин моральной усталости педагогов может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.

Молодые воспитатели.

Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:

недоверие родителей и коллег;несоответствие реальной действительности и ожиданий;отсутствие необходимого опыта общения с учениками;«блуждающие приоритеты».

Молодые педагоги часто готовы "работать на износ", не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, а опытные  не перестают критиковать.

Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих воспитанников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны родителей, воспитанников и коллег, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.

Семейное положение.

Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы педагогу, чтобы переключаться.

Личность учителя.

Наиболее подвержены выгоранию педагоги -интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.

Внешние причины.

К внешним причинам можно отнести следующее:

временной дефицит, напряженный ритм работы; некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения; неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика; плохая обратная связь; разобщенность коллектива; однообразие выполняемых действий.

Стадии эмоционального выгорания педагога.

Как правило, психологи выделяют три  стадии эмоционального выгорания педагогов:

Первая стадия  

Изначально у педагога могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.

Вторая стадия.

Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.

Третья стадия.

На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.

Псевдометоды.

Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т. п.). Это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.

Профилактика и лечение.

Личное пространство.

Начнем с простого, и казалось бы незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.

Кабинет педагога – это его второй дом, поэтому следует уделить  внимание  его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).

Организация времени.

Педагогу непременно нужны  перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки, погружение в воспоминания о приятных моментах.

Очень важно, как педагог проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает.  

Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).

Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.

Альтернативное мышление.

Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.

Психотерапия.

Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.

В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться, "заново переродиться".


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по профилактике эмоционального выгорания педагогов " Способы борьбы со стрессом "

Тренинг на освоение способов эффективного управления стрессом...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Консультация для педагогов: «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

Задачи:формировать профессионально значимые качества: рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению;развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и сла...

Тренинг для педагогов "Эмоциональное выгорание педагогов"

Тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"...

Консультация для воспитателей «Эмоциональное выгорание педагогов - как этого избежать?!»

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под...

Консультация для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Консультация знакомит с  понятием эмоционального выгорания педагога, фазами и симптомами эмоционального выгорания. В ней представлены разнообразные техники по профилактике эмоциона...