Консультация для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
консультация

Компаниец Татьяна Викторовна

Консультация знакомит с  понятием эмоционального выгорания педагога, фазами и симптомами эмоционального выгорания. В ней представлены разнообразные техники по профилактике эмоционального выгорания и сохранения психологического здоровья педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygoranie.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Профессия педагога обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности, так как обладает огромной социальной значимостью. Профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность, способность к эмпатии, большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, необходимость быть все время «в форме» и очень часто с проявлениями бескорыстной заботы   к детям.

Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности.

 Академик Виктор Васильевич Бойко выделил 3 фазы эмоционального выгорания педагога:

  • Нервное (тревожное напряжение)
  • Резистенция (сопротивление)
  • Истощение

А также автор, представил зависимость развития фазы эмоционального выгорания от стажа педагога. В.В. Бойко говорит о том, что у каждого отдельного профессионала синдром эмоционального выгорания проходит динамику этих 3-ех фаз по-разному. Две или даже все 3 фазы могут развиваться параллельно. Все зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей человека. У педагогов со стажем до 3-ех лет наиболее интенсивно развита фаза напряжения. От 3-ех до 10 лет-фаза резистенции. Свыше 10 лет педагоги имеют опыт саморегулирования процесса эмоционального выгорания. Тем не менее, как мы видим, проблема имеет место быть. 

Эмоциональное выгорание включает 3 компонента:

 Эмоциональное истощение (приглушенность).

Начинается приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает; вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи: возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не трогайте меня, оставьте в покое»

 Деперсонализация.

Возникают недоразумения с детьми, с родителями, с коллегами. Специалист в кругу своих сотрудников начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них. Циничное отношение к труду и объектам труда.

 Редукция профессиональных достижений.

Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается». Человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Причины возникновения эмоционального выгорания у педагогов

  • Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
  • Загруженность в течении рабочего дня;
  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
  • Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику и его реальными возможностями
  • Несоответствие результатов затраченным силам
  • Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
  • Необходимость владения современными методиками.
  • Ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей.

 Выделяют симптомы эмоционального выгорания:

Физические, поведенческие и психологические

К физическим симптомам относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменения внешней среды, частые головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка. Бессонница, ухудшение зрения и обоняния.

К поведенческим относятся: снижение энтузиазма по отношению к работе. Работа становится все тяжелее, а способности выполнять ее все меньше. Специалист рано приходит на работу и остается надолго или поздно появляется на работе и рано уходит. Берет работу на дом.

К психологическим: чувства неосознанного беспокойства, скуки, обиды, разочарования, неуверенности, чувство вины, пассивность, неспособность принимать решения подозрительность, раздражительность, вспышки гнева или уход в себя, «как не старайся ничего не получится», дистанционирование от коллег.

В своей работе по профилактике эмоционального выгорания педагогов я использую опыт, предложенный педагогом-психологом О.В.Хухлаевой. Она предлагает работу вести   по двум направлениям:

  • Оптимизация организационных условий труда
  • Актуализация личностных ресурсов педагога
  • Задача педагога-психолога помочь педагогу актуализировать личностные ресурсы или создать личностную стратегию. Для этого педагогу необходимо:
  • Освоить психологические приемы саморегуляции.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

 Для решения проблемы эмоционального выгорания педагогов, можно использовать самые разнообразные техники по саморегуляции. А также формы работы: тренинги, семинары-практикумы, использование зоны психологической разгрузки.  Техники способствуют повышению самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижению уровня тревожности и утомления.

 Дыхательные техники - способствуют успокоению личности. Наше дыхание- это мощный инструмент саморегуляции. Изменив режим дыхания, мы воздействуем на психическую деятельность организма. Выполнять дыхательные техники можно в моменты эмоционального возбуждения и учащенного сердцебиения, в состоянии напряженности и стресса, в конфликтных ситуациях.  Например: Дышим очень медленно и глубоко. Причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Считаем до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.

Мышечные релаксации - эти техники включают в себя упражнения по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп, которые способствуют снятию мышечного спазма и улучшению эмоционального состояния педагога.  

Упражнение «Сосулька». Цель упражнения: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Человеку предлагается представить, что он сосулька. Мышцы тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги напрягаем. Замираем в этой позе. И под воздействием солнечных лучей постепенно расслабляем мышцы.

 Упражнение «Мороженое» также способствует снятию мышечного напряжения. Мышцы тела постепенно расслабляются и «таят», как мороженое.

 Упражнение «Лимон». Человек сидит удобно, руки свободно лежат на коленях, ладонями вверх. Представляет, что в руке у него лимон и медленно начинает сжимать и разжимать его до тех пор, пока не почувствует, что «выжали» весь сок. Далее - Расслабляется и наслаждается состоянием покоя.

Использование тренажеров для снятия мышечного напряжения и массажа можно использовать, как для работы с группой, так и для индивидуальной работы с педагогом. Антистрессовые игрушки. Массаж кистей рук и ног. Сжимание и разжимание тренажеров

Под приятную музыку шума моря расстегиваем и развязываем «Ракушку». Прилагаем определенные мышечные усилия, массаж кончиков пальцев и получаем внутри ракушки сюрприз-пожелание или рекомендации в зависимости от проблемы.

Техники повышения самооценки у педагогов

Упражнение «Я в лучах солнца». Цель: определить степень отношения к себе, поиск и утверждение своих положительных качеств. Раздаются заготовки с изображением солнца. В середине солнца педагог пишет свое имя. На каждом луче, что-то хорошее о себе. На протяжении некоторого времени лучики могут добавляться.

Упражнение «Я сумел. Я справился». В два столбика. Пишем проблему в один, в другой- решения этой проблемы и закручиваем ее в бутылку. Через неделю вынимаем и анализируем правильность выбранных решений. Очень хорошее упражнение для профессионального роста педагога.

Упражнение «Дружественная ладошка» - обводится контур ладони участника упражнения и передается коллегам. Каждый оставляет свое пожелание или комплимент. Послание должно иметь позитивный характер.

Упражнение «Моя аффирмация» -  это позитивное утверждение. Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Участникам предлагается по очереди вытянуть карточки с позитивными утверждениями - аффирмациями и зачитать их. Позитивные утверждения предоставляют полезные альтернативы, которые мы можем использовать для замены негативных мыслей. 

Техники визуализации через образ: концепция визуализации довольно проста. Мы используем силу воображения, чтобы создать видение того, чего хотим в жизни. Человек   воображает себя делающим то, к чему он стремиться, и получает желаемое. Сопровождается спокойной музыкой. Упражнение «Горячий воздушный шар». Который улетает и уносит с собой все наши проблемы и неприятности. Наступает позитивное самовосприятие.

Релаксационные техники- расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мышечное напряжение мы способствуем снижению мышечного напряжения. Релаксационные   упражнения желательно выполнять в положении сидя.

Упражнение «Приятное воспоминание»

Цель аутотренинга: способствовать приведению человека в спокойное уравновешенное состояние. Аутогенная тренировка включает релаксацию (расслабление) и самовнушение формул с целью формирования профессионально необходимых качеств и улучшают психическое состояние здоровья педагогов. Лучше всего для аутотренинга-лечь. Не должно быть никаких перекрестов ни рук, ни ног. У аутотренинга 3 стадии. На 1-ой стадии человек сам себя с помощью специальных самовнушений расслабляет. На 2-ой просто отдыхает или дает себе полезные внушения. 3-ья выход из состоянии расслабления.

Техники арт-терапии. Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, обиды, гнева, вины, стыда. В своей работе часто использую разнообразные материалы: бобы, горох, манку, кинетический песок.  «Сделай себе подарок», «Напиши свое имя и пожелания», «Волшебный узор». «Удивительный друг». В процессе работы и проявления творчества педагог успокаивается, погружается в процесс красок.

Упражнения способствуют восстановлению эмоциональной сферы педагогов и помогают справляться с профессиональными проблемами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

Консультация для педагогов: «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

Задачи:формировать профессионально значимые качества: рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению;развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и сла...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

Консультация для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Существующий синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, жур...