Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Пернатые друзья»
методическая разработка (средняя группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей

среднего  дошкольного возраста (4-5 лет)

«Пернатые друзья»

- Расширять знания детей  о птицах весной (знать название птиц, в каких гнездах живут, какие у них птенцы и т.д.)

- Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.

- Формировать навык отгадывания загадок, решения логических заданий «Найди лишнего?»,  «Найди и назови перелетных птиц», «Как хорошо обращаться с птицами, и как нельзя».

- Развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать причинно-следственные зависимости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Пернатые друзья"536.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей

среднего  дошкольного возраста (4-5 лет)

«Пернатые друзья»

- Расширять знания детей  о птицах весной (знать название птиц, в каких гнездах живут, какие у них птенцы и т.д.)

- Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.

- Формировать навык отгадывания загадок, решения логических заданий «Найди лишнего?»,  «Найди и назови перелетных птиц», «Как хорошо обращаться с птицами, и как нельзя».

- Развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать причинно-следственные зависимости

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО:

- речевое развитие

- социально-коммуникативное развитие

- физическое развитие

- художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие:

- Развивать понимание мнемотехника, заучивать стихи с помощью мнемотаблицы.

- Закреплять навыки правильного произношения сложных слов.

- Развивать связную диалогическую речь между взрослым и ребенком, а так же между детьми.

- Учить правильно, произносить существительные во множественном числе.

Социально-коммуникативное развитие:

- Воспитывать бережное отношение к птицам (рассматривать, не наносить им вред, кормить только с разрешения взрослого,  не разорять гнезда.)

- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Физическое развитие:

- Учить координировать движения с речью.

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать слуховое восприятие детей.

Современные образовательные технологии:

  1. ИКТ – презентация на тему «Перелетные птицы»
  2. Мнемотаблица – заучивание стихотворения «Скворцы» при помощи мнемотаблицы.
  3.  Технологии музыкального воздействия - (музыка Ариэля Рамиреса «Журавль»
  4. Здоровьесберегающая технологии -  Физкульт минутка «Птички прыгают летают...»                                                   
  5. Развивающая игра «Что для птичек хорошо, а что плохо»

Материалы и оборудование:

- Магнитная доска с демонстрационными  картинками перелетных птиц (аист, лебедь, скворец, утка, жаворонок, соловей, чайка)

- Игрушка «Машенька»

- Презентация «Перелетные птицы»

- Музыкальный диск «Звуки природы», «Звуки птиц»

- Наглядное игровое  пособие к игре «Что для птиц хорошо, а что плохо».

Предварительная совместная деятельность:

- Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.  А.Куприн «Скворцы», разучивание стихотворений:  Е.Благинина  « Журавушка»,  О. Шалимова «Близкий родственник вороны…», Агния Барто «Скворцы прилетели»,  Леонов В.А. «Ласточки с зимовки…».

- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

- Игра домино с птицами: «Подбери птице пару».

- Наблюдение за прилетевшими птицами.

Ход непрерывной образовательной деятельности

  1. Организационная часть.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришла подружка Машенька, она очень хочет рассказать вам, о птицах, которые возвращаются с зимовки  в наши края. Но сначала надо отгадать загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла (Весна).

- Правильно, в народе говорят, что весной природа просыпается, а почему так говорят?  Вы скажете, прослушав эти звуки.

Проигрывается звукозапись.

Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы услышали?

(Капель, журчание ручейков, пение птиц)

  1. Основная часть

Воспитатель: Да, весной природа оживает, и в наши края после долгой зимы возвращаются перелетные птицы. И сейчас Машенька вам расскажет о птицах более подробно.

Слайд 2

Пара диких лебедей,

На волнах качались,

Шеи длинные свои,

Меж собой сплетая.

Перья словно белый лист,

Чистые опрятны,

И осанка гордых птиц,

Сказочно — приятна!

Воспитатель: Ребята, кто эта птица?

Дети: Лебедь.

Воспитатель: Машенька расскажи нам о лебеде.

Рассказ Машеньки о лебеде:

Ранней весной, когда водоемы только начинают освобождаться от ледового покрова, лебеди возвращаются на родину из теплых стран. Их появлению сопутствуют громкие, трубные звуки, которыми переговариваются друг с другом белые красавцы. Лебеди — водоплавающие птицы, они селятся там, где озера и болота, устраивают свои гнезда на островах, подальше от людей и хищных животных. Посмотрите ребята, лебедушка пришла не одна, а со своими детками – птенцами. Поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны.  

Слайд 3

Я к воде теперь пойду.

Кто там плавает в пруду?

У кустов, где незабудки,

Стерегут рыбёшку утки.

Рядом выводок утят,

Все утята есть хотят.

Им о чём-то говоря,

Утки крякают: - Кря-кря!

Кряканье Утки.

Воспитатель:  Детки кто у нас крякает? Как зовут эту птичку?

Дети: Утка.

Воспитатель: Ребята, послушаем об утке, рассказ Машеньки.

Рассказ Машеньки об утке:

В нашей стране особенно распространены так называемые «речные утки», которые обитают на берегах пресных водоемов. Когда мы видим стаю диких уток, наиболее часто это оказываются кряквы. Именно они издают знаменитое «кря-кря-кря». Гнезда они строят на берегу водоеме. Маленькие утята с первых дней жизни прекрасно ходят и отлично плавают. В более теплых районах России утки могут остаться на зимовку в родных краях. По этой причине кряквы относятся к частично перелетному виду.

Слайд 4

Улетела ласточка

За тридевять земель.

Возвращайся, ласточка,

На дворе апрель,

Возвращайся ласточка,

Только не одна:

Пусть с тобою ласточка

Прилетит весна.

Воспитатель: Хороший стишок? Про кого он?

Дети: Про ласточку.

Воспитатель: Машенька, расскажи нам о ласточке.

Рассказ Машеньки о ласточке:

Ласточек  называют перелетными, так как на зиму они улетают на юг, а весной торопятся обратно. Прилетают в апреле и начинают строить гнезда, выводить птенцов. Ласточки – искусные строители. Из грязи и травы они лепят глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на балках, на стенах домов. А еще говорят, что ласточки весной тепло на крыльях приносят. И это правда!

Слайд 5

Это что за молодец?!

- Чёрный маленький скворец!

Он по огороду ходит,

Червячков в земле находит!

У нас в скворечнике живёт,

Прилетает каждый год!

Он - заботливый отец,

Этот чёрненький скворец!

Слышите, пищат птенцы?

Скоро вырастут - скворцы!

Воспитатель: Хороший стишок про скворца?

Дети: Да.

Воспитатель: Послушайте про него, Машин рассказ.

Рассказ Машеньки о скворце:

Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках. Молодые скворцы покидают наши широты очень рано. Уже в июне они начинают улетать в теплые края. Но старые скворцы будут кочевать по родным местам до самой осени, распевая при этом во весь голос свои звонкие песни.

Воспитатель: Машенька детки наши засиделись, и тебя заслушались. Давай, ребяткам,  проведем физкультминутку:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили, (от плеча до кисти гладим руки)

Клювики почистили  (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели  (улетают, садятся)

Воспитатель: Правда, Машенька, наши детки Молодцы, хорошо полетали, попрыгали, перышки почистили. Детки давайте продолжим.

Слайд 6

- О чем поешь, соловушка?

Ты весел,  я смотрю!

- Своею звонкой песнею

Встречаю я зарю,

Восход встречаю солнечный

И пробужденье дня,

Отсюда настроение

Такое у меня!

Пения Соловья.

Воспитатель: Машенька расскажи нам о соловье, пожалуйста.

Рассказ Машеньки о соловье:

Соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами, которая давно уже стала певческим символом России. Вокалист вид имеет неяркий. Соловей – птица перелетная.  Летят соловьиные стаи исключительно по ночам. Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника. Из прошлогодних листьев самка соловья сооружает на земле, под защитой колючих кустов, конструкцию, чем-то напоминающую растрепанный кочан капусты. С наступлением осени, соловьям становится неуютно в родных краях и они, собираясь в стаи, так же, по ночам, улетают в далекую Африку дожидаться прихода новой весны.

Воспитатель: Машенька, может, ты хочешь с детками поиграть?

Слайд 7

Машенька предлагает деткам найти лишнюю не перелетную птицу. (Игра «Кто лишний?»).

Слайд 8

«Найти лишнюю птицу». (Фламинго птица, которая живет на водоеме, но она не перелетная птица).

Слайд 9

Воспитатель: Машенька, а что здесь должны сделать детки? Ты хочешь проверить, как они запомнили твои рассказы? Детки давайте назовём  Машеньке перелетных птиц. А потом назовем птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются с нами на зиму. Ребятки знают все птичек, которые у тебя представлены. Правда, дети?

Ответы детей: ……….

Слайд 10

Воспитатель: Детки, посмотрите, Машенька нам еще игру приготовила. Угадай где, чье гнездо? Ребята вы конечно расскажите Машеньке, где чьё гнездо.

Игра «Где гнездо?» работа на мультимедийной доске

Дети:

ЛАСТОЧКА строит  гнездо под крышей дома.

СОЛОВЕЙ строит гнездо на болотистом месте.

СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо, или селится в скворечнике.

ЛЕБЕДЬ вьет гнезда на водоёме, или селится в домиках, которые строят люди.

Слайд 11

Воспитатель: Машенька, наши ребята приготовили тебе, стихотворение, про скворца. Детки расскажите Машеньке стишок.

Слайд 15

Воспитатель:  А теперь детки поговорим «Что для птичек хорошо, а что плохо».

Кормить птиц – хорошо.

Разорять гнездо – плохо.

Делать скворечники – хорошо.

Стрелять по птицам из рогатки – плохо.

Делать кормушки на зиму – хорошо.

Гонять птиц – плохо, и т.д.

Воспитатель: Для чего птицы вьют, гнёда?

(чтобы жить в них – это их домики, выводить птенцов)

Приносят ли птицы пользу человеку?

(Да, они уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением….).

Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Примем участие в акции «Берегите птиц!» и создадим плакат, как надо вести себя в период гнездования птиц!

3. Итог занятия:

Воспитатель: Давайте скажем спасибо Машеньке за такой интересный рассказ. И скажем спасибо птицам, за то, что они возвращаются к нам. Ребята, скажите, пожалуйста, о чём сегодня мы беседовали на занятии?

(Ответы детей)

О каком времени года мы говорили?

(Ответы детей)

О каких новых перелётных птицах вы узнали?

(Ответы детей)

Мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей младшего возраста. «Зимующие птицы"

формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей раннего возраста (2-3 лет) Тема: «Овощи с огорода»

Цель: Учить детей различать по внешнему виду и называть овощи через создание игровой ситуации.Задачи:Образовательные:Учить детей различать по внешнему виду и называть овощи (огурец, помидор, морковь)....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего возраста Тема: «Из чего же, из чего же, из чего же…»

Государственное бюджетной дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 Красногвардейского района Санкт-Петербурга     Конспект непрерывной образовательной деятельнос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего возраста ( 2-3 года) «Домашние животные»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего возраста ( 2-3 года) «Домашние животные» Цель: Формирование, расширение и обобщение зн...