Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Пернатые друзья»
методическая разработка (средняя группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей
среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Пернатые друзья»
- Расширять знания детей о птицах весной (знать название птиц, в каких гнездах живут, какие у них птенцы и т.д.)
- Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
- Формировать навык отгадывания загадок, решения логических заданий «Найди лишнего?», «Найди и назови перелетных птиц», «Как хорошо обращаться с птицами, и как нельзя».
- Развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать причинно-следственные зависимости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Пернатые друзья" | 536.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей
среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Пернатые друзья»
- Расширять знания детей о птицах весной (знать название птиц, в каких гнездах живут, какие у них птенцы и т.д.)
- Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
- Формировать навык отгадывания загадок, решения логических заданий «Найди лишнего?», «Найди и назови перелетных птиц», «Как хорошо обращаться с птицами, и как нельзя».
- Развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать причинно-следственные зависимости
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО:
- речевое развитие
- социально-коммуникативное развитие
- физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие:
- Развивать понимание мнемотехника, заучивать стихи с помощью мнемотаблицы.
- Закреплять навыки правильного произношения сложных слов.
- Развивать связную диалогическую речь между взрослым и ребенком, а так же между детьми.
- Учить правильно, произносить существительные во множественном числе.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать бережное отношение к птицам (рассматривать, не наносить им вред, кормить только с разрешения взрослого, не разорять гнезда.)
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Физическое развитие:
- Учить координировать движения с речью.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать слуховое восприятие детей.
Современные образовательные технологии:
- ИКТ – презентация на тему «Перелетные птицы»
- Мнемотаблица – заучивание стихотворения «Скворцы» при помощи мнемотаблицы.
- Технологии музыкального воздействия - (музыка Ариэля Рамиреса «Журавль»
- Здоровьесберегающая технологии - Физкульт минутка «Птички прыгают летают...»
- Развивающая игра «Что для птичек хорошо, а что плохо»
Материалы и оборудование:
- Магнитная доска с демонстрационными картинками перелетных птиц (аист, лебедь, скворец, утка, жаворонок, соловей, чайка)
- Игрушка «Машенька»
- Презентация «Перелетные птицы»
- Музыкальный диск «Звуки природы», «Звуки птиц»
- Наглядное игровое пособие к игре «Что для птиц хорошо, а что плохо».
Предварительная совместная деятельность:
- Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной. А.Куприн «Скворцы», разучивание стихотворений: Е.Благинина « Журавушка», О. Шалимова «Близкий родственник вороны…», Агния Барто «Скворцы прилетели», Леонов В.А. «Ласточки с зимовки…».
- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
- Игра домино с птицами: «Подбери птице пару».
- Наблюдение за прилетевшими птицами.
Ход непрерывной образовательной деятельности
- Организационная часть.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришла подружка Машенька, она очень хочет рассказать вам, о птицах, которые возвращаются с зимовки в наши края. Но сначала надо отгадать загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла (Весна).
- Правильно, в народе говорят, что весной природа просыпается, а почему так говорят? Вы скажете, прослушав эти звуки.
Проигрывается звукозапись.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы услышали?
(Капель, журчание ручейков, пение птиц)
- Основная часть
Воспитатель: Да, весной природа оживает, и в наши края после долгой зимы возвращаются перелетные птицы. И сейчас Машенька вам расскажет о птицах более подробно.
Слайд 2
Пара диких лебедей,
На волнах качались,
Шеи длинные свои,
Меж собой сплетая.
Перья словно белый лист,
Чистые опрятны,
И осанка гордых птиц,
Сказочно — приятна!
Воспитатель: Ребята, кто эта птица?
Дети: Лебедь.
Воспитатель: Машенька расскажи нам о лебеде.
Рассказ Машеньки о лебеде:
Ранней весной, когда водоемы только начинают освобождаться от ледового покрова, лебеди возвращаются на родину из теплых стран. Их появлению сопутствуют громкие, трубные звуки, которыми переговариваются друг с другом белые красавцы. Лебеди — водоплавающие птицы, они селятся там, где озера и болота, устраивают свои гнезда на островах, подальше от людей и хищных животных. Посмотрите ребята, лебедушка пришла не одна, а со своими детками – птенцами. Поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны.
Слайд 3
Я к воде теперь пойду.
Кто там плавает в пруду?
У кустов, где незабудки,
Стерегут рыбёшку утки.
Рядом выводок утят,
Все утята есть хотят.
Им о чём-то говоря,
Утки крякают: - Кря-кря!
Кряканье Утки.
Воспитатель: Детки кто у нас крякает? Как зовут эту птичку?
Дети: Утка.
Воспитатель: Ребята, послушаем об утке, рассказ Машеньки.
Рассказ Машеньки об утке:
В нашей стране особенно распространены так называемые «речные утки», которые обитают на берегах пресных водоемов. Когда мы видим стаю диких уток, наиболее часто это оказываются кряквы. Именно они издают знаменитое «кря-кря-кря». Гнезда они строят на берегу водоеме. Маленькие утята с первых дней жизни прекрасно ходят и отлично плавают. В более теплых районах России утки могут остаться на зимовку в родных краях. По этой причине кряквы относятся к частично перелетному виду.
Слайд 4
Улетела ласточка
За тридевять земель.
Возвращайся, ласточка,
На дворе апрель,
Возвращайся ласточка,
Только не одна:
Пусть с тобою ласточка
Прилетит весна.
Воспитатель: Хороший стишок? Про кого он?
Дети: Про ласточку.
Воспитатель: Машенька, расскажи нам о ласточке.
Рассказ Машеньки о ласточке:
Ласточек называют перелетными, так как на зиму они улетают на юг, а весной торопятся обратно. Прилетают в апреле и начинают строить гнезда, выводить птенцов. Ласточки – искусные строители. Из грязи и травы они лепят глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на балках, на стенах домов. А еще говорят, что ласточки весной тепло на крыльях приносят. И это правда!
Слайд 5
Это что за молодец?!
- Чёрный маленький скворец!
Он по огороду ходит,
Червячков в земле находит!
У нас в скворечнике живёт,
Прилетает каждый год!
Он - заботливый отец,
Этот чёрненький скворец!
Слышите, пищат птенцы?
Скоро вырастут - скворцы!
Воспитатель: Хороший стишок про скворца?
Дети: Да.
Воспитатель: Послушайте про него, Машин рассказ.
Рассказ Машеньки о скворце:
Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках. Молодые скворцы покидают наши широты очень рано. Уже в июне они начинают улетать в теплые края. Но старые скворцы будут кочевать по родным местам до самой осени, распевая при этом во весь голос свои звонкие песни.
Воспитатель: Машенька детки наши засиделись, и тебя заслушались. Давай, ребяткам, проведем физкультминутку:
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили, (от плеча до кисти гладим руки)
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают, садятся)
Воспитатель: Правда, Машенька, наши детки Молодцы, хорошо полетали, попрыгали, перышки почистили. Детки давайте продолжим.
Слайд 6
- О чем поешь, соловушка?
Ты весел, я смотрю!
- Своею звонкой песнею
Встречаю я зарю,
Восход встречаю солнечный
И пробужденье дня,
Отсюда настроение
Такое у меня!
Пения Соловья.
Воспитатель: Машенька расскажи нам о соловье, пожалуйста.
Рассказ Машеньки о соловье:
Соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами, которая давно уже стала певческим символом России. Вокалист вид имеет неяркий. Соловей – птица перелетная. Летят соловьиные стаи исключительно по ночам. Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника. Из прошлогодних листьев самка соловья сооружает на земле, под защитой колючих кустов, конструкцию, чем-то напоминающую растрепанный кочан капусты. С наступлением осени, соловьям становится неуютно в родных краях и они, собираясь в стаи, так же, по ночам, улетают в далекую Африку дожидаться прихода новой весны.
Воспитатель: Машенька, может, ты хочешь с детками поиграть?
Слайд 7
Машенька предлагает деткам найти лишнюю не перелетную птицу. (Игра «Кто лишний?»).
Слайд 8
«Найти лишнюю птицу». (Фламинго птица, которая живет на водоеме, но она не перелетная птица).
Слайд 9
Воспитатель: Машенька, а что здесь должны сделать детки? Ты хочешь проверить, как они запомнили твои рассказы? Детки давайте назовём Машеньке перелетных птиц. А потом назовем птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются с нами на зиму. Ребятки знают все птичек, которые у тебя представлены. Правда, дети?
Ответы детей: ……….
Слайд 10
Воспитатель: Детки, посмотрите, Машенька нам еще игру приготовила. Угадай где, чье гнездо? Ребята вы конечно расскажите Машеньке, где чьё гнездо.
Игра «Где гнездо?» работа на мультимедийной доске
Дети:
ЛАСТОЧКА строит гнездо под крышей дома.
СОЛОВЕЙ строит гнездо на болотистом месте.
СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо, или селится в скворечнике.
ЛЕБЕДЬ вьет гнезда на водоёме, или селится в домиках, которые строят люди.
Слайд 11
Воспитатель: Машенька, наши ребята приготовили тебе, стихотворение, про скворца. Детки расскажите Машеньке стишок.
Слайд 15
Воспитатель: А теперь детки поговорим «Что для птичек хорошо, а что плохо».
Кормить птиц – хорошо.
Разорять гнездо – плохо.
Делать скворечники – хорошо.
Стрелять по птицам из рогатки – плохо.
Делать кормушки на зиму – хорошо.
Гонять птиц – плохо, и т.д.
Воспитатель: Для чего птицы вьют, гнёда?
(чтобы жить в них – это их домики, выводить птенцов)
Приносят ли птицы пользу человеку?
(Да, они уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением….).
Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Примем участие в акции «Берегите птиц!» и создадим плакат, как надо вести себя в период гнездования птиц!
3. Итог занятия:
Воспитатель: Давайте скажем спасибо Машеньке за такой интересный рассказ. И скажем спасибо птицам, за то, что они возвращаются к нам. Ребята, скажите, пожалуйста, о чём сегодня мы беседовали на занятии?
(Ответы детей)
О каком времени года мы говорили?
(Ответы детей)
О каких новых перелётных птицах вы узнали?
(Ответы детей)
Мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей младшего возраста. «Мебель»
Расширить и обогащать знание детей о предметах мебели....
КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей младшего возраста. «Зимующие птицы"
формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста: «Незнайка и его новые друзья».
Цель: Уточнить и расширить представления детей о профессиях....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей раннего возраста (2-3 лет) Тема: «Овощи с огорода»
Цель: Учить детей различать по внешнему виду и называть овощи через создание игровой ситуации.Задачи:Образовательные:Учить детей различать по внешнему виду и называть овощи (огурец, помидор, морковь)....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего возраста Тема: «Из чего же, из чего же, из чего же…»
Государственное бюджетной дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной образовательной деятельнос...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего возраста ( 2-3 года) «Домашние животные»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего возраста ( 2-3 года) «Домашние животные» Цель: Формирование, расширение и обобщение зн...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительного возраста: «В мире современных профессий».
Конспект НОД для подготовительного возраста "В мире современных профессий"...