Дополнительная услуга "Открываю себя"
рабочая программа (младшая группа)
Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность: становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия- наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия в этом возрасте оказывает речь. Дети активно используют названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношение между ними. Именно на этом этапе работа по специальной организации процесса восприятия особенно важна.
Программа состоит из трёх частей, каждая из которых может проводиться по отдельности, однако все части тесно взаимосвязаны и в целом направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.
Первая часть программы «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и, если это можно есть, то, конечно, скушаю» знакомит детей с различными видами восприятия.
По словам Л.С. Выготского «… всякое восприятие имеет своё динамическое продолжение в движении…Эти части являются нераздельными моментами динамически целого, единого психофизиологического процесса»
Поэтому вторая часть программы – «Моя первая ступень в телесный мир» - направлена на развитие у ребёнка основных отношений «восприятие- движение». Она построена на идее освоения личного пространства «Моё тело – мой дом» посредством движения.
Третья часть – «Здравствуйте, я сам!» - вводит ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помогает ему прожить определённое эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент сделан не просто на проработке эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребёнок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела.
Все тренинговые занятия, приведённые в программе,- игровые, ведь игра – это основная деятельность ребёнка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.
Учебная рабочая программа составлена на основе тренинговой программы с детьми 3-6 лет Крюковой С.В. «Здравствуй, я сам!», Пазухина И.В. «Давай познакомимся»
Цели программы:
- развивать восприятие детей, их способность к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира;
- учить детей произвольно улавливать основные телесные ощущения (тепло, холод), расслаблять и напрягать отдельные группы мышц;
- формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела;
- помогать детям осознавать эмоции и проживать их на телесном уровне;
- развивать навыки ассоциативно- образного восприятия;
- развивать самосознание, уверенность, внимание;
- повышать групповую сплочённость.
Программа включает в себя 28 занятий продолжительностью 20 минут: первый блок – 12 занятий, второй блок – 7 занятий, третий блок – 9 занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме мини- тренингов.
№ п/п | Тема, раздел | Количество занятий |
1.
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 | Блок 1.»Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю и если это можно съесть, то конечно скушаю» Тема: «Знакомство с волшебной страной». Тема: «Знакомство с Ушастиком» Тема: «Игры с Ушастиком» Тема: «Знакомство с Глазкой» Тема: «Игры с Глазкой» Тема: «Знакомство с Нюх-Нюхом» Тема: «Игры с Нюх-Нюхом» Тема: «Знакомство со Вкусиком» Тема: «Игры со Вкусиком» Тема: «Знакомство с чувствительным человечком» Тема: «Игры с чувствительным человечком» Тема: «Знакомство с человечком Восприятия» | 12
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7
| Блок 2. «Моя первая ступень в телесный мир» Тема: «Живая верёвочка» Тема: «Карусель» Тема: «Танец пяти движений» Тема: «Паутинка» Тема: «Джаз тела» Тема: «Путешествие по волшебной стране» Тема: «Волшебные фигурки»
| 7 1 1 1 1 1 1 1
|
3. 3.0 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8
| Блок 3.»Здравствуйте, я сам!» Тема: «Знакомство с чувствами» Тема: «Радость»-1 Тема: «Радость»-2 Тема: «Страх» -1 Тема: «Страх» -2 Тема: «Злость»-1 Тема: «Спокойствие»-1 Тема: «Спокойствие»-2 Тема: «Заключительное» | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1
|
Итого: 28
Преподаватель: Сонцова Альбина Ивановна __________________
Месяц | Тема | Задачи | Материалы | Содержание занятия | Количество занятий | Время |
Часть 1. | ||||||
Октябрь
1 неделя
2 неделя
|
Знакомство с волшебной страной.
Знакомство с Ушастиком.
|
- Снять эмоциональное напряжение у детей; - настроить их на совместную работу; - познакомить с понятиям «внутренний контур» и «внешний контур»
- Совершенствование восприятия; - тренировка слуховых ощущений; - закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств
|
- аудиозаписи «Лес» - карандаши (красные, синие, жёлтые, фиолетовые, коричневые, чёрные, серые); - листы бумаги (формат А-3) для рисования; - карта Волшебной страны, нарисованная фигурка человечка- Радужки. - эмблемы с изображением радуги- по кол-ву детей.
-аудиозаписи «Лес», «Озеро» - «радужные портреты» на листах бумаги формата А-3 - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - колокольчик, корзина с музыкальными инструментами: бубном, ложками, треугольником, румбой, маракасом, трещоткой. - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки и человечка с большими ушами. - набор карточек «Домашние животные» |
- приветствие; - массаж головы; - рисование контура головы; - путешествие в волшебную страну (минутка релаксации) - знакомство с Радужкой - прощание.
-приветствие с колокольчиком; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - знакомство с Ушастиком - массаж ушных раковин; - игра с музыкальными инструментами - прослушивание деревенской песенки, отгадывание голосов животных; - прощание. |
1
1
|
20
20 |
3 неделя
4 неделя
| Игры с Ушастиком
Знакомство с Глазкой
| - Совершенствование восприятия; -помочь ребёнку понять, как уши слышат звуки; -развивать способность воспринимать различные звуки; -учить сравнивать звуки
- совершенствование восприятия; - тренировка зрительных ощущений; - закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
| --аудиозаписи «Лес», «Озеро» -«радужные портреты» на листах бумаги формата А-3 -карандаши(красные. жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - металлическая ложка - три одинаковых стеклянных стакана высотой не менее 15 см -8 пустых футляров от киндер сюрприза( различные предметы: рис, монеты, скрепки, камешки,соль и т.д.)
- корзинка, в которой лежат игрушки и разные предметы; -зеркала (по количеству детей); -аудиозаписи «Лес», «Озеро» - листы бумаги (формат А-3) для рисования; - «радужные портреты»; - схематичный рисунок глаза (по количеству детей); - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика и человечка с большими глазами.
| - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - «Ладошки на ушки»; - «Прислушаемся к воде»; -«Найди такой же звук»; -« Кто это сказал»; - прощание.
- приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - знакомство с Глазкой - знакомство со строением глаза; - гимнастика для глаз; - игра «Опиши друга» - игра на запоминание предметов (5-6 предметов) - прощание. |
1
1 |
20
20
|
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
|
Игры с Глазкой
Знакомство с Нюх-Нюхом
Игры с Нюх-Нюхом
Знакомство со Вкусиком.
|
-совершенствование восприятия; -расширяет познания о цветах; -развивает точность движений - Учит различать цвета
- совершенствование восприятия; - тренировка обоняния; - закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
-тренировка обоняния -развитие точности движений - познакомить детей с запахами, которые предупреждают нас об опасности.
- совершенствование восприятия; - тренировка вкусовых ощущений; - закрепление навыков обследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
|
- -аудиозаписи «Лес», «Озеро» - листы бумаги (формат А-3) для рисования; - «радужные портреты» -краски, стеклянная ёмкость для смешивания красок - сосуд с водой, пищевой краситель, пипетка -нарезанные разноцветные кусочки бумаги различной формы, клей.
- аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки и человечка с большим носом. - цветы с запахами эфирных масел: ландыш, роза, лаванда, жасмин- по количеству детей; - коробочки с пряностями- тмином, гвоздикой, мятой и т.д. и карточки с их названиями (рядом с названием приклеены несколько семян из соответствующей коробочки для контроля); - живой цветок розы или хризантемы.
- аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки и человечка с большим носом. - спички, картинки по безопасному поведению - бумажная розетка для пирожных, ватные шарики, ароматические масла.
-Аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха и человечка с большим язычком. - мелко нарезанные кусочки чёрного хлеба, сыра, печенья, яблока, апельсина, банана, лимона, грейпфрута, груши, конфеты; - карточки с изображениями перечисленных продуктов, фруктов и 4 карточки с надписями «кислый», «сладкий», «солёный», «горький». |
- приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - «Смешивание цветов» - «Рисование пипеткой» - «Создаём мозайку» - прощание.
- приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - знакомство с Нюх-нюхом; - знакомство с частями носа; - гимнастика для носа; - игра «Определи по запаху»; - игра «Найди пару»; - подарок на память; - прощание.
- приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - «Как обоняние оберегает нас» - «Изготавливаем цветок»
- приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - знакомство со Вкусиком; - знакомство с вкусовыми рецепторами языка; - гимнастика для языка; - игра «Определи на вкус»; - рисование любимого лакомства детей; - прощание. |
1
1
1
1
|
20
20
20
20
|
| Часть 2 | |||||
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
|
Игры со Вкусиком
Знакомство с чувствительным человечком
Игры с чувствительным человечком
Знакомство с человечком Восприятия
|
- совершенствование восприятия; - тренировка вкусовых ощущений; - учить сравнивать, распознавать цвета - для педагога: - отследить преобладающий у каждого ребёнка цвет и определить эмоциональное состояние на основе цветовых предпочтений по тесту Люшера.
- совершенствование восприятия; - тренировка тактильных ощущений; - закрепление навыков обследования предметов с помощью органов осязания.
- совершенствование восприятия; - тренировка тактильных ощущений; - развивать мыслительные способности; -учить сопоставлять предметы, находить такой же.
- совершенствование восприятия; - тренировка ощущений; - закрепление навыков обследования предметов с помощью всех органов чувств.
. |
-Аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха и человечка с большим язычком. - продукты красного цвета, подборка продуктов различных цветов.
- аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха, Вкусика, чувствительного человечка - игра «Бирюльки»: в деревянной мисочке, накрытой тканью, лежат мелкие деревянные предметы: тарелка, стакан, грибок, бутылка, волчок, шар, цилиндр, кастрюля, ваза, и т.д. ( набор предметов произвольный); - мешочки с разными наполнителями (манная крупа, фасоль, каштаны, маленькие веточки деревьев, хвоя, квадратики, поролон, вата, кусок материи, аппликаторы Кузнецова и т.д.); - карточки с названиями содержимого мешочков; - коврики для хождения: спортивные, с пришитыми пуговицами, с деревянными реечками, из пенопласта.
- аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха, Вкусика, -лист картона, различные предметы- различной текстуры -повязка для глаз, парные предметы- ложки, вилки, карандаши, бусинки, игрушки из киндерсюрприза
- аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха, Вкусика, чувствительного человечка и Восприятия; - «Волшебный мешочек» с лимоном; блюдце с семечками лимона, пиала с половинкой лимона, накрытая салфетками; - лист ватмана, на котором написано или наклеено из отдельных букв слово «лимон»; - 4 чашки с водой: простой, подсоленной, подслащенной, подкисленной; пипетка; - фломастеры, карандаши, отдельные листочки бумаги, клей, жёлтая бумага.
|
- приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - «Шишечки на языке» - «Какой вкус у красного цвета?» - «Пробуем все цвета радуги» - прощание.
- приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - знакомство с чувствительным человечком; - гимнастика для тела; - игра «Бирюльки»; - игра « Что в мешочке лежит?»; - прощание.
- приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - «Угадай, кто это?» -«Подбери парный предмет» - «Ладони из картона»
- приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; -знакомство с человечком Восприятия; - путешествие в волшебную страну; - отгадать, что на блюдце, ощупывая пальчиками через салфеточку. - определить по запаху что это? - волшебный мешочек, определить на ощупь. - отгадывание лимонной воды по вкусу; - знакомство с человечком Восприятие; - изготовление «Лимонной мозайки» |
1
1
1
1
|
20
20
20
20 |
Январь
1 неделя
2 неделя
|
«Живая верёвочка»
« Карусель»
|
- развитие чувства общности у детей в группе; - снятие мышечного напряжения; - активизация внимания
- развитие ловкости координации движений, навыков ориентации в пространстве; - опосредованное развитие зрительного восприятия; -обучение считывать движение с карточки.
|
-атласные ленточки разных цветов (по количеству детей); - белый бельевой шнур (верёвка); - фломастеры с толстым стержнем; - кассета с танцевальной музыкой.
- «Живая верёвочка»; - кассета с записями пяти мелодий: плавная музыка; импульсивная, резкая музыка или бой барабанов; хаотичный набор звуков; лирическая музыка; спокойная музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой или звуки леса; -карточки с изображениями различных движений зарядки к игре «Волшебники»
|
|
1
1 |
20
20 |
3 неделя
4 неделя
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |
«Танец пяти движений»
«Паутинка»
«Джаз тела»
«Путешествие по волшебной стране»
«Волшебные фигурки»
«Волшебные фигурки» |
- снятие мышечных зажимов; - развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. -учить различать индивидуальные особенности детей в группе
- развитие ловкости, координации движений; - ориентировка в пространстве; - опосредованное развитие зрительного восприятия.
- снятие мышечных зажимов; - стимуляция моторного и эмоционального самовыражения; - развитие координации движений; -обучение элементам саморегуляции и релаксации.
- развитие вестибулярного аппарата, координации движений, произвольности; - развитие ориентации в пространстве и умения правильно располагать изображения на листе бумаги; - формирование доверия в группе; -научить выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов.
- развитие координации движений, мелкой моторики; - умения правильно располагать изображения на листе бумаги; - остроты зрения.
- развитие ориентации в пространстве, координации движений, мелкой моторики, зрительного анализатора; - развитие умения сосредотачиваться |
- «Живая верёвочка» - клубок прочных ниток; - магнитофон, запись любого быстрого музыкального отрывка.
- «Живая верёвочка»; - клубок прочных ниток.
- «Живая верёвочка»; - кассета с записью джазовой композиции; - контурное изображение человека на отдельных листах; -цветные карандаши; - ножницы; - клей; - макет «Волшебной страны»
- длинная верёвка; - повязки на глаза; - листы картона, на каждом из которых нарисовано множество точек (по количеству детей); - простые карандаши.
- «Живая верёвочка» - картонки с изображениями фигурок; - резиновые коврики; ножницы; - тонкая проволока, покрытая цветной изоляцией; - фольга (по количеству детей)
- цветной сутаж (возможные варианты материала- толстая шерстяная нитка, шнурок); - ножницы; - деревянная доска 15*15 с вбитыми в неё штырьками, по форме различных фигур, изображений предметов. |
|
1
1
1
1
1
1 |
20
20
20
20
20
20
|
| Часть 3 | |||||
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |
Знакомство с чувствами.
«Радость»-1
«Радость»-2
«Страх»-1 |
- расширение представления о чувствах радости, злости, страхе, спокойствии. - снятие мышечного и эмоционального напряжения; - выражение эмоций под музыку, с помощью движений и передачи цветом.
- расширение представлений детей о чувстве радости; - развитие творческого мышления; - укрепление доверия в группе.
- расширение представлений детей о чувстве радости; - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - снятие мышечных зажимов; - развитие произвольного улавливания ощущения тепла.
- расширение представлений детей о чувстве страха; - развитие произвольности; укрепление доверия в группе; - создание благоприятных условий для проявления чувств. |
- макет города, клей; -аудиозапись с четырьмя музыкальными отрывками; - четыре пиктограммы: «радость», «злость», «страх», «спокойствие».
- макет города; - зеркало; - разноцветные ленточки длиной – 15 см( по количеству детей); - лист обоев 1,5 м - наборы цветных карандашей, мелков, фломастеров; - аудиозапись радостной музыки.
- макет города; - зеркало; - лист бумаги 60*30 см; - фигурки мальчика и девочки высотой 55 см - жёлтые восковые мелки по количеству детей; - аудиозапись
- макет города; - зеркало; - разноцветные ленточки длиной 15см- по количеству детей; - лист обоев длиной 1,5м; -наборы цветных карандашей, мелков; - аудиозапись «Порыв» Шумана - воздушные шарики. |
|
1
1
1
1 |
20
20
20
20 |
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |
«Страх»-2
«Злость»-1
«Злость»-2
«Спокойствие»-1 |
-расширение представлений детей о чувстве страха; - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - снятие мышечных зажимов; - развитие произвольного улавливания неприятных ощущений (дрожь, холодок)
-расширение представлений детей о чувстве злости; -развитие произвольности; - укрепление доверия в группе; - создание благоприятных условий для проявления чувств.
-расширение представлений детей о чувстве злости; -развитие творческого мышления, памяти, координации движений -развитие произвольного улавливания напряжения; -снятие мышечных зажимов
-расширение представлений детей о чувстве спокойствия; - развитие саморегуляции; - обучение детей умению расслаблять и напрягать мышцы; -создание благоприятных условий для проявления своих чувств. |
-макет города; -зеркало; -разноцветные ленточки длиной 1,5м; -наборы цветных карандашей, мелков; -аудиозапись»Порыв» Шумана; -воздушные шарики, покрывало.
-макет города; -лист обоев длиной-1,5м; -наборы цветных карандашей, восковых мелков, фломастеров; -магнитофон, аудиозапись; -колокольчик -мишень 10*5см, заполненные песком; -подушка для битья
-макет города; -зеркало; -лист бумаги; -фигурки мальчиков и девочек по кол-ву участников -красные восковые мелки; -пружина или воздушный шарик; -колокольчик; -аудиозапись музыки; -сказка «Фонтан, который умел плавать»; -мишень на стену + мешочек с песком; -подушка для битья; -«мешочек злости».
- макет города; -зеркало; -разноцветные ленточки длиной 15см -лист обоев 1,5м -наборы цветных карандашей. Восковых мелков, фломастеров; -магнитофон, аудиозапись -покрывало из плотной ткани.
|
|
1
1
1
1 |
20
20
20
20 |
Май 1 неделя
2 неделя
|
«Спокойствие»-2
Заключительное |
- расширение представлений детей о чувстве спокойствия -развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - обучение расслаблению
-обобщение представлений детей о чувствах- радости, страхе, злости, спокойствии; -формирование положительного эмоционального настроя; - продолжать обучать детей наблюдать за своими ощущениями в теле |
- макет города; -зеркало; -2 листа; -фигурки мальчиков и девочек; - аудиозапись; -покрывало из плотной ткани.
- макет города; -скотч, ножницы, кисточки; -гуашевые краски жёлтого, красного, синего коричневого цвета, разведённые клеем ПВА; -портреты радости, страха, злости, спокойствия; -аудиозапись всех музыкальных отрывков с разными эмоциональными оттенками.
|
|
1
1 |
20
20 |
Используемая литература:
1. | Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет-М.: «Генезис», 2002.-144 с. |
2. | Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/Автор-составитель И.А. Пазухина-СПб.:»Детство-Пресс»,2004.-272с,ил. |
3. | Силберг Дж. Детские игры на развитие восприятия и ощущений; пер. с англ. В.В.Гуринович.- Минск: «Попурри»,2008.-224 с.:ил. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_otkryvayu_sebya.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
По развитию эмоционально-волевой сферы
«Открываю себя»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
3-5 лет
Составил: воспитатель
1 квалификационной категории
Сонцова Альбина Ивановна
Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность: становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия- наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия в этом возрасте оказывает речь. Дети активно используют названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношение между ними. Именно на этом этапе работа по специальной организации процесса восприятия особенно важна.
Программа состоит из трёх частей, каждая из которых может проводиться по отдельности, однако все части тесно взаимосвязаны и в целом направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.
Первая часть программы «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и, если это можно есть, то, конечно, скушаю» знакомит детей с различными видами восприятия.
По словам Л.С. Выготского «… всякое восприятие имеет своё динамическое продолжение в движении…Эти части являются нераздельными моментами динамически целого, единого психофизиологического процесса»
Поэтому вторая часть программы – «Моя первая ступень в телесный мир» - направлена на развитие у ребёнка основных отношений «восприятие- движение». Она построена на идее освоения личного пространства «Моё тело – мой дом» посредством движения.
Третья часть – «Здравствуйте, я сам!» - вводит ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помогает ему прожить определённое эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент сделан не просто на проработке эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребёнок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела.
Все тренинговые занятия, приведённые в программе,- игровые, ведь игра – это основная деятельность ребёнка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.
Учебная рабочая программа составлена на основе тренинговой программы с детьми 3-6 лет Крюковой С.В. «Здравствуй, я сам!», Пазухина И.В. «Давай познакомимся»
Цели программы:
- развивать восприятие детей, их способность к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира;
- учить детей произвольно улавливать основные телесные ощущения (тепло, холод), расслаблять и напрягать отдельные группы мышц;
- формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела;
- помогать детям осознавать эмоции и проживать их на телесном уровне;
- развивать навыки ассоциативно- образного восприятия;
- развивать самосознание, уверенность, внимание;
- повышать групповую сплочённость.
Программа включает в себя 28 занятий продолжительностью 20 минут: первый блок – 12 занятий, второй блок – 7 занятий, третий блок – 9 занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме мини- тренингов.
№ п/п | Тема, раздел | Количество занятий |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 | Блок 1.»Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю и если это можно съесть, то конечно скушаю» Тема: «Знакомство с волшебной страной». Тема: «Знакомство с Ушастиком» Тема: «Игры с Ушастиком» Тема: «Знакомство с Глазкой» Тема: «Игры с Глазкой» Тема: «Знакомство с Нюх-Нюхом» Тема: «Игры с Нюх-Нюхом» Тема: «Знакомство со Вкусиком» Тема: «Игры со Вкусиком» Тема: «Знакомство с чувствительным человечком» Тема: «Игры с чувствительным человечком» Тема: «Знакомство с человечком Восприятия» | 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 | Блок 2. «Моя первая ступень в телесный мир» Тема: «Живая верёвочка» Тема: «Карусель» Тема: «Танец пяти движений» Тема: «Паутинка» Тема: «Джаз тела» Тема: «Путешествие по волшебной стране» Тема: «Волшебные фигурки» | 7 1 1 1 1 1 1 1 |
3. 3.0 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 | Блок 3.»Здравствуйте, я сам!» Тема: «Знакомство с чувствами» Тема: «Радость»-1 Тема: «Радость»-2 Тема: «Страх» -1 Тема: «Страх» -2 Тема: «Злость»-1 Тема: «Спокойствие»-1 Тема: «Спокойствие»-2 Тема: «Заключительное» | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Итого: 28
Преподаватель: Сонцова Альбина Ивановна __________________
Месяц | Тема | Задачи | Материалы | Содержание занятия | Количество занятий | Время |
Часть 1. | ||||||
Октябрь 1 неделя 2 неделя | Знакомство с волшебной страной. Знакомство с Ушастиком. | - Снять эмоциональное напряжение у детей; - настроить их на совместную работу; - познакомить с понятиям «внутренний контур» и «внешний контур» - Совершенствование восприятия; - тренировка слуховых ощущений; - закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств | - аудиозаписи «Лес» - карандаши (красные, синие, жёлтые, фиолетовые, коричневые, чёрные, серые); - листы бумаги (формат А-3) для рисования; - карта Волшебной страны, нарисованная фигурка человечка- Радужки. - эмблемы с изображением радуги- по кол-ву детей. -аудиозаписи «Лес», «Озеро» - «радужные портреты» на листах бумаги формата А-3 - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - колокольчик, корзина с музыкальными инструментами: бубном, ложками, треугольником, румбой, маракасом, трещоткой. - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки и человечка с большими ушами. - набор карточек «Домашние животные» | - приветствие; - массаж головы; - рисование контура головы; - путешествие в волшебную страну (минутка релаксации) - знакомство с Радужкой - прощание. -приветствие с колокольчиком; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - знакомство с Ушастиком - массаж ушных раковин; - игра с музыкальными инструментами - прослушивание деревенской песенки, отгадывание голосов животных; - прощание. | 1 1 | 20 20 |
3 неделя 4 неделя | Игры с Ушастиком Знакомство с Глазкой | - Совершенствование восприятия; -помочь ребёнку понять, как уши слышат звуки; -развивать способность воспринимать различные звуки; -учить сравнивать звуки - совершенствование восприятия; - тренировка зрительных ощущений; - закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. | --аудиозаписи «Лес», «Озеро» -«радужные портреты» на листах бумаги формата А-3 -карандаши(красные. жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - металлическая ложка - три одинаковых стеклянных стакана высотой не менее 15 см -8 пустых футляров от киндер сюрприза( различные предметы: рис, монеты, скрепки, камешки,соль и т.д.) - корзинка, в которой лежат игрушки и разные предметы; -зеркала (по количеству детей); -аудиозаписи «Лес», «Озеро» - листы бумаги (формат А-3) для рисования; - «радужные портреты»; - схематичный рисунок глаза (по количеству детей); - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика и человечка с большими глазами. | - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - «Ладошки на ушки»; - «Прислушаемся к воде»; -«Найди такой же звук»; -« Кто это сказал»; - прощание. - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - знакомство с Глазкой - знакомство со строением глаза; - гимнастика для глаз; - игра «Опиши друга» - игра на запоминание предметов (5-6 предметов) - прощание. | 1 1 | 20 20 |
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игры с Глазкой Знакомство с Нюх-Нюхом Игры с Нюх-Нюхом Знакомство со Вкусиком. | -совершенствование восприятия; -расширяет познания о цветах; -развивает точность движений - Учит различать цвета - совершенствование восприятия; - тренировка обоняния; - закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. -тренировка обоняния -развитие точности движений - познакомить детей с запахами, которые предупреждают нас об опасности.
- совершенствование восприятия; - тренировка вкусовых ощущений; - закрепление навыков обследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. | - -аудиозаписи «Лес», «Озеро» - листы бумаги (формат А-3) для рисования; - «радужные портреты» -краски, стеклянная ёмкость для смешивания красок - сосуд с водой, пищевой краситель, пипетка -нарезанные разноцветные кусочки бумаги различной формы, клей. - аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки и человечка с большим носом. - цветы с запахами эфирных масел: ландыш, роза, лаванда, жасмин- по количеству детей; - коробочки с пряностями- тмином, гвоздикой, мятой и т.д. и карточки с их названиями (рядом с названием приклеены несколько семян из соответствующей коробочки для контроля); - живой цветок розы или хризантемы. - аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки и человечка с большим носом. - спички, картинки по безопасному поведению - бумажная розетка для пирожных, ватные шарики, ароматические масла. -Аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха и человечка с большим язычком. - мелко нарезанные кусочки чёрного хлеба, сыра, печенья, яблока, апельсина, банана, лимона, грейпфрута, груши, конфеты; - карточки с изображениями перечисленных продуктов, фруктов и 4 карточки с надписями «кислый», «сладкий», «солёный», «горький». | - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - «Смешивание цветов» - «Рисование пипеткой» - «Создаём мозайку» - прощание. - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - знакомство с Нюх-нюхом; - знакомство с частями носа; - гимнастика для носа; - игра «Определи по запаху»; - игра «Найди пару»; - подарок на память; - прощание. - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - «Как обоняние оберегает нас» - «Изготавливаем цветок» - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - знакомство со Вкусиком; - знакомство с вкусовыми рецепторами языка; - гимнастика для языка; - игра «Определи на вкус»; - рисование любимого лакомства детей; - прощание. | 1 1 1 1 | 20 20 20 20 |
Часть 2 | ||||||
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игры со Вкусиком Знакомство с чувствительным человечком Игры с чувствительным человечком Знакомство с человечком Восприятия
| - совершенствование восприятия; - тренировка вкусовых ощущений; - учить сравнивать, распознавать цвета - для педагога: - отследить преобладающий у каждого ребёнка цвет и определить эмоциональное состояние на основе цветовых предпочтений по тесту Люшера. - совершенствование восприятия; - тренировка тактильных ощущений; - закрепление навыков обследования предметов с помощью органов осязания. - совершенствование восприятия; - тренировка тактильных ощущений; - развивать мыслительные способности; -учить сопоставлять предметы, находить такой же. - совершенствование восприятия; - тренировка ощущений; - закрепление навыков обследования предметов с помощью всех органов чувств. . | -Аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карандаши (красные, жёлтые, зелёные, серые, синие, фиолетовые, чёрные, коричневые) - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха и человечка с большим язычком. - продукты красного цвета, подборка продуктов различных цветов. - аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха, Вкусика, чувствительного человечка - игра «Бирюльки»: в деревянной мисочке, накрытой тканью, лежат мелкие деревянные предметы: тарелка, стакан, грибок, бутылка, волчок, шар, цилиндр, кастрюля, ваза, и т.д. ( набор предметов произвольный); - мешочки с разными наполнителями (манная крупа, фасоль, каштаны, маленькие веточки деревьев, хвоя, квадратики, поролон, вата, кусок материи, аппликаторы Кузнецова и т.д.); - карточки с названиями содержимого мешочков; - коврики для хождения: спортивные, с пришитыми пуговицами, с деревянными реечками, из пенопласта. - аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха, Вкусика, -лист картона, различные предметы- различной текстуры -повязка для глаз, парные предметы- ложки, вилки, карандаши, бусинки, игрушки из киндерсюрприза - аудиозаписи «Лес», «Озеро»; - карта Волшебной страны, нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха, Вкусика, чувствительного человечка и Восприятия; - «Волшебный мешочек» с лимоном; блюдце с семечками лимона, пиала с половинкой лимона, накрытая салфетками; - лист ватмана, на котором написано или наклеено из отдельных букв слово «лимон»; - 4 чашки с водой: простой, подсоленной, подслащенной, подкисленной; пипетка; - фломастеры, карандаши, отдельные листочки бумаги, клей, жёлтая бумага. | - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - «Шишечки на языке» - «Какой вкус у красного цвета?» - «Пробуем все цвета радуги» - прощание. - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - знакомство с чувствительным человечком; - гимнастика для тела; - игра «Бирюльки»; - игра « Что в мешочке лежит?»; - прощание. - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; - «Угадай, кто это?» -«Подбери парный предмет» - «Ладони из картона» - приветствие; - рефлексия прошлого занятия; - путешествие в волшебную страну; -знакомство с человечком Восприятия; - путешествие в волшебную страну; - отгадать, что на блюдце, ощупывая пальчиками через салфеточку. - определить по запаху что это? - волшебный мешочек, определить на ощупь. - отгадывание лимонной воды по вкусу; - знакомство с человечком Восприятие; - изготовление «Лимонной мозайки» | 1 1 1 1 | 20 20 20 20 |
Январь 1 неделя 2 неделя | «Живая верёвочка» « Карусель» | - развитие чувства общности у детей в группе; - снятие мышечного напряжения; - активизация внимания - развитие ловкости координации движений, навыков ориентации в пространстве; - опосредованное развитие зрительного восприятия; -обучение считывать движение с карточки. | -атласные ленточки разных цветов (по количеству детей); - белый бельевой шнур (верёвка); - фломастеры с толстым стержнем; - кассета с танцевальной музыкой. - «Живая верёвочка»; - кассета с записями пяти мелодий: плавная музыка; импульсивная, резкая музыка или бой барабанов; хаотичный набор звуков; лирическая музыка; спокойная музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой или звуки леса; -карточки с изображениями различных движений зарядки к игре «Волшебники» | 1 1 | 20 20 | |
3 неделя 4 неделя Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Танец пяти движений» «Паутинка» «Джаз тела» «Путешествие по волшебной стране» «Волшебные фигурки» «Волшебные фигурки» | - снятие мышечных зажимов; - развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. -учить различать индивидуальные особенности детей в группе - развитие ловкости, координации движений; - ориентировка в пространстве; - опосредованное развитие зрительного восприятия. - снятие мышечных зажимов; - стимуляция моторного и эмоционального самовыражения; - развитие координации движений; -обучение элементам саморегуляции и релаксации. - развитие вестибулярного аппарата, координации движений, произвольности; - развитие ориентации в пространстве и умения правильно располагать изображения на листе бумаги; - формирование доверия в группе; -научить выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов. - развитие координации движений, мелкой моторики; - умения правильно располагать изображения на листе бумаги; - остроты зрения. - развитие ориентации в пространстве, координации движений, мелкой моторики, зрительного анализатора; - развитие умения сосредотачиваться | - «Живая верёвочка» - клубок прочных ниток; - магнитофон, запись любого быстрого музыкального отрывка. - «Живая верёвочка»; - клубок прочных ниток. - «Живая верёвочка»; - кассета с записью джазовой композиции; - контурное изображение человека на отдельных листах; -цветные карандаши; - ножницы; - клей; - макет «Волшебной страны» - длинная верёвка; - повязки на глаза; - листы картона, на каждом из которых нарисовано множество точек (по количеству детей); - простые карандаши. - «Живая верёвочка» - картонки с изображениями фигурок; - резиновые коврики; ножницы; - тонкая проволока, покрытая цветной изоляцией; - фольга (по количеству детей) - цветной сутаж (возможные варианты материала- толстая шерстяная нитка, шнурок); - ножницы; - деревянная доска 15*15 с вбитыми в неё штырьками, по форме различных фигур, изображений предметов. | 1 1 1 1 1 1 | 20 20 20 20 20 20
| |
Часть 3 | ||||||
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Знакомство с чувствами. «Радость»-1 «Радость»-2 «Страх»-1 | - расширение представления о чувствах радости, злости, страхе, спокойствии. - снятие мышечного и эмоционального напряжения; - выражение эмоций под музыку, с помощью движений и передачи цветом. - расширение представлений детей о чувстве радости; - развитие творческого мышления; - укрепление доверия в группе. - расширение представлений детей о чувстве радости; - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - снятие мышечных зажимов; - развитие произвольного улавливания ощущения тепла. - расширение представлений детей о чувстве страха; - развитие произвольности; укрепление доверия в группе; - создание благоприятных условий для проявления чувств. | - макет города, клей; -аудиозапись с четырьмя музыкальными отрывками; - четыре пиктограммы: «радость», «злость», «страх», «спокойствие». - макет города; - зеркало; - разноцветные ленточки длиной – 15 см( по количеству детей); - лист обоев 1,5 м - наборы цветных карандашей, мелков, фломастеров; - аудиозапись радостной музыки. - макет города; - зеркало; - лист бумаги 60*30 см; - фигурки мальчика и девочки высотой 55 см - жёлтые восковые мелки по количеству детей; - аудиозапись - макет города; - зеркало; - разноцветные ленточки длиной 15см- по количеству детей; - лист обоев длиной 1,5м; -наборы цветных карандашей, мелков; - аудиозапись «Порыв» Шумана - воздушные шарики. |
1 1 1 1 | 20 20 20 20 | |
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Страх»-2 «Злость»-1 «Злость»-2 «Спокойствие»-1 | -расширение представлений детей о чувстве страха; - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - снятие мышечных зажимов; - развитие произвольного улавливания неприятных ощущений (дрожь, холодок) -расширение представлений детей о чувстве злости; -развитие произвольности; - укрепление доверия в группе; - создание благоприятных условий для проявления чувств. -расширение представлений детей о чувстве злости; -развитие творческого мышления, памяти, координации движений -развитие произвольного улавливания напряжения; -снятие мышечных зажимов -расширение представлений детей о чувстве спокойствия; - развитие саморегуляции; - обучение детей умению расслаблять и напрягать мышцы; -создание благоприятных условий для проявления своих чувств. | -макет города; -зеркало; -разноцветные ленточки длиной 1,5м; -наборы цветных карандашей, мелков; -аудиозапись»Порыв» Шумана; -воздушные шарики, покрывало. -макет города; -лист обоев длиной-1,5м; -наборы цветных карандашей, восковых мелков, фломастеров; -магнитофон, аудиозапись; -колокольчик -мишень 10*5см, заполненные песком; -подушка для битья
-макет города; -зеркало; -лист бумаги; -фигурки мальчиков и девочек по кол-ву участников -красные восковые мелки; -пружина или воздушный шарик; -колокольчик; -аудиозапись музыки; -сказка «Фонтан, который умел плавать»; -мишень на стену + мешочек с песком; -подушка для битья; -«мешочек злости». - макет города; -зеркало; -разноцветные ленточки длиной 15см -лист обоев 1,5м -наборы цветных карандашей. Восковых мелков, фломастеров; -магнитофон, аудиозапись -покрывало из плотной ткани. | 1 1 1 1 | 20 20 20 20 | |
Май 1 неделя 2 неделя | «Спокойствие»-2 Заключительное | - расширение представлений детей о чувстве спокойствия -развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - обучение расслаблению -обобщение представлений детей о чувствах- радости, страхе, злости, спокойствии; -формирование положительного эмоционального настроя; - продолжать обучать детей наблюдать за своими ощущениями в теле | - макет города; -зеркало; -2 листа; -фигурки мальчиков и девочек; - аудиозапись; -покрывало из плотной ткани. - макет города; -скотч, ножницы, кисточки; -гуашевые краски жёлтого, красного, синего коричневого цвета, разведённые клеем ПВА; -портреты радости, страха, злости, спокойствия; -аудиозапись всех музыкальных отрывков с разными эмоциональными оттенками. | 1 1 | 20 20 |
Используемая литература:
1. | Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет-М.: «Генезис», 2002.-144 с. |
2. | Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/Автор-составитель И.А. Пазухина-СПб.:»Детство-Пресс»,2004.-272с,ил. |
3. | Силберг Дж. Детские игры на развитие восприятия и ощущений; пер. с англ. В.В.Гуринович.- Минск: «Попурри»,2008.-224 с.:ил. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ.
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ. ...
Положение по платным дополнительным услугам
Локальные акты...
ПРОГРАММА «ОТКРЫВАЮ СЕБЯ» Для детей старшего дошкольного возраста.
Марина КОРЕПАНОВА,доктор педагогических наук,декан факультета начального и дошкольного образованияВолгоградского государственного педагогического университетаЕлена ХАРЛАМПОВА, педагог-психолог, ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Дополнительные услуги. "Комната- доктор"
Пояснительная записка Рабочая учебная программа дополнительных образовательных услуг учебного курса «Комната-доктор» (психолого-логопедические заня...
Больше дополнительных услуг – больше возможностей для развития детей в детском саду
Возросшая динамика жизни, большие умственные и физические нагрузки современных дошкольников, ухудшение их здоровья и родительский спрос вызвали необходимость организации дополнительных образовательных...