Организация дополнительных услуг в МАДОУ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Организация дополнительных услуг в МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 73" г.о.Саранск
В нашем царстве – государстве
Все волшебники живут
Все рисуют, все танцуют,
Все играют и поют.
Лишь порог переступаешь –
Попадаешь, словно в рай,
Сто дорог тебе откроют,
Ты любую выбирай.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом. В настоящее время у дошкольных образовательных учреждений появилась возможность привлечения дополнительного финансирования за счет оказания учреждением дополнительных услуг.
Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка. К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др. Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы. Таким образом, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
На наш взгляд, в условиях реализации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении ребенок, как правило, тепло принимается педагогами, у него щадящий режим жизни, он безболезненно переходит из дошкольного периода в школьный в сопровождении взрослых (педагогов, психологов, медиков), знакомых и близких ему людей, что повышает степень его адаптивных процессов и уровень интеграции в социуме.
В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием.Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных кружках по интересам. Повышение компетентности, профессионализма воспитателей, специалистов – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Поэтому одним из главных условий достижения эффективных результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения стала потребность у педагогов в непрерывном профессиональном росте. В нашем детском саду созданы все условия, необходимые для успешного совместного труда всего коллектива. Налажена трудовая дисциплина, а также благоприятный морально-психологический климат позволяет решать поставленные задачи. Атмосфера психологического комфорта, помогает выстроить доверительные отношения с семьями воспитанников. Должным образом организованна воспитательно-образовательная работа с дошкольниками.
Тематические планы специалистов дополнительного образования и воспитателей скоординированы с учѐтом места, времени проведения занятий и режимных моментов.Образовательная политика на современном этапе формулирует новые задачи, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением. С одной стороны это требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему. быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем, соблюдать и защищать права человека, т.е. быть человеком, владеющим правовой культурой.
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, физкультурно-оздоровительные, и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования. Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей. Спектр дополнительных услуг в нашем дошкольном учреждении индивидуален, разнообразен и ведется по нескольким направлениям:
1. художественно-эстетическое
2. физическое
3. социально-личностное
4. познавательно-речевое
Опыт показал, что дети, занимающиеся в студиях, секциях, кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах. Многочисленны личные достижения отдельных воспитанников на различных спортивных соревнованиях города. Отмечая позитивный опыт по данному направлению деятельности, нельзя не отметить, что дополнительные услуги, предлагаемые в нашем дошкольном учреждении ДОУ, опережает спрос. Сегодня это стало велением времени. Настало время новых перспектив в деятельности педагогов, оказывающих дополнительные образовательные услуги. Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
1. позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностейграждан на основе государственных гарантий;
2. созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
3. повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
4. обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
5. созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
6. улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.
Модель организации платных дополнительных образовательных услуг в нашем дошкольном учреждении строится следующим образом:
I этап Определение спектра дополнительных образовательных услуг.
Для исследования потребительского рынка, для социального запроса родителей, для определения спектра дополнительных услуг проводится анкетирование родителей :
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Какое направление дополнительного образования вы хотели видеть в
нашем ДОУ?
2. Ваши предложения по ведению дополнительного образования?
Были проведены беседы с родителями, педагогами. Мы пошли от запроса родителей и при изучении спроса самые востребованными оказались следующие:
Развивающие услуги:
1. Хореография
2. Изодеятельность
3. Театрализация
4. Обучение чтению
5. Краеведение
6. БезопасностЬ
7. Английский язык
Оздоровительные услуги:
1. комплекс физиопроцедур для профилактики и долечивания
2. массаж
3. коррегирующая гимнастика
Спортивные :
1. баскетболл
2. теннис
3. каратэ
II этап Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.
Администрация подбирает, проводит беседу, определяет и назначает педагогов по дополнительному образованию.
III этап Составление рабочих программ и перспективного планирования дополнительного образования по выбранным направлениям.
Педагоги составляют и разрабатывают рабочую программу, перспективное планирование по дополнительному образованию, которая утверждается на педагогическом совете ДОУ.
Программа включает следующие структурные элементы.
1. титульный лист
2. пояснительную записку
3. учебно-тематический план
4. содержание дополнительных образовательных программ
5. методическое обеспечение программы
6. список литературы
VI этап Создание нормативной базы
-Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 73" г.о.Саранск
-Договор с родителями об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
-Должностные инструкции педагогов.
Заведующая издает приказы:
-Расписание
-Табель посещаемости детей в месяц.
V этап Организация проведения рекламы.
В нашем детском саду в начале учебного года было проведено общее родительское собрание в ДОУ, с целью ознакомления с перечнем предлагаемых услуг, с педагогами, осуществляющими данные услуги и их программами. Созданы в цветном варианте рекламные буклеты, визитная карточка, объявление, приглашения. В апреле каждого учебного года у нас в детском саду проводится «День открытых дверей», где каждый желающий мог ознакомиться с условиями проведения дополнительных образовательных услуг в течение учебного года. Для родителей постоянно организуются выставки детских работ по изобразительной деятельности. С родителями ведется индивидуальная беседа, общение на форуме. Вся информация о дополнительных образовательных услугах предоставляется для родителей на сайте дошкольного учреждения.
С помощью рекламы оказываемых услуг нам удалось более глубоко раскрыть содержание данных услуг. По результатам работы ДОУ по оказанию дополнительных образовательных услуг от родителей поступают положительные отзывы, что очень приятно.
VI этап Заключение договоров с родителями и специалистами.
VII этап Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг.
1. Отслеживание результатов дополнительного образования
2. Проведение ежегодных отчетных мероприятий
3. Анкетирование родителей по предоставлению дополнительных услуг.
Цель модели организации дополнительного образования в МАДОУ "центр развития ребенка - детский сад № 73"г.о.Саранск- это создание условий для повышения его доступности, современного качества и эффективности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дополнительного образования по различным направлениям деятельности.
Потенциал дополнительного образования используется для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества), обеспечивает повышение качества образовательных услуг. Созданная система в детском саду помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных воспитателей. При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей.
Сегодня дошкольники получают самое современное образование в условиях дошкольного образовательного учреждения. Многие из них посещают занятия дополнительного образования, где развивают свои таланты – учатся петь, танцевать, рисовать. Современный детский сад – это место, где ребенок получает все необходимые знания, развивает способности, в том числе, и с помощью дополнительных образовательных услуг.
На сегодняшний день в дошкольном учреждении предоставляются следующие дополнительные услуги:
1. Студия ритмики и танца "Каруселька" для детей 3-5 лет
2. Студия хореографии для детей старшего возраста
3. Изостудия "Юный художник" по обучению нетрадиционным техникам рисования для детей 4-5 лет
4. Кружок "Английский для малышей" для детей старшего дошкольного возраста
5.Спортивная секция "Баскетболл" (6-7 лет)
6. Спортивная секция "Теннис" (6-7лет)
7. Спортивная секция "Каратэ" (5-7 лет)
8. Кружок "Краеведение" (5-6 лет)
9. Кружок "Моя безопасность" (5-7 лет)
Отдельно хотелось бы остановиться на дополнительных услугах оздоровительного направления:
- кислородный коктейль - это вкусное и полезное лакомство. Пить его можно всем и маленьким детям, в том числе. В состав коктейля входит кислород, а также сироп шиповника, сироп корней солодки, пенообразователи и фруктовые соки. В нашем детском саду коктейль принимают по 200 мл пены 10 раз в месяц. Пить кислородный коктейль нужно правильно, и в нашем саду это своеобразный утренний ритуал. Дети пьют его после завтрака (потому что на голодный желудок его принимать нежелательно). Ребята рассаживаются на стульчиках в специальной комнате и получают по стаканчику со сладковатой пеной. Маленькими ложками они постепенно съедают своеобразный десерт.
- витаминизация
- оздоровительный массаж
Детский массаж – это естественное средство помощи ребенку в развитии и профилактике различного рода физиологических отклонений и заболеваний, не противоречащие самой физиологии детского организма. Массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка, ведь он укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ.
- ЛФК Совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса в системах и органах.
В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго дозированные нагрузки применительно к больным и ослабленным. Различают общую тренировку - для укрепления и оздоровления организма в целом, и тренировки специальные - направленные на устранение нарушенных функций определенных систем и органов. В нашем дошкольном учреждении занятия ЛФК проводит квалифицированный специалист. В своей работе использует фибромячи и возможности тренажерного зала. Ежегодно отмечается положительная динамика в исправлении нарушений осанки воспитанников, подтвержденная результатами осмотра врача-ортопеда.
Таким образом, дополнительное образование - это особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.
Расширяющееся образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды ребёнка: его интересов и склонностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности дополнительных образовательных услуг в МАДОУ
Организация деятельности дополнительных образовательных услуг в МАДОУ...
Программа по организации дополнительных услуг.
Программапо организации дополнительных услуг. Кружок«Пластилиновые узоры»(старшая группа)на 2013 – 2014 учебный год....
Программа по организации дополнительных услуг.
Программапо организации дополнительных услуг. Кружок«Пластилиновые узоры»(старшая группа)на 2013 – 2014 учебный год....
Программа по организации дополнительных услуг.
Программапо организации дополнительных услуг. Кружок«Пластилиновые узоры»(старшая группа)на 2013 – 2014 учебный год....
Выступление - презентация на педсовете: "Организация платных услуг в МАДОУ ДС №34 "Дюймовочка""
Выступление - презентация на педсовете: "Организация платных услуг в МАДОУ ДС №34 "Дюймовочка""...
Организация дополнительных услуг. Программа кружка по художественному творчеству «Ярмарка чудес»
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное, позволяющее воспитанникам приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, макси...
"Формирование здорового образа жизни путем организации дополнительных услуг посредством социального партнерства"
Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка....