Занятие по патриотическому воспитанию "Что нам стоит чум построить?"
план-конспект занятия

Сэротэтто Анастасия Александровна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chum.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по патриотическому воспитанию «Что нам стоит чум построить?»

Задачи:

  1. Уточнить представление детей о жилище ненцев - чуме. Рассказать и показать, как ненцы ставят чум.
  2. Познакомить с этапами установки чума.

  1. Познакомить с ненецкими словами (ань торова, мя", хан, у, ты, нюк, лакомбой)
  2. Воспитывать  уважение  к людям, живущим  в тундре.

Материалы: Макет чума, иллюстрации с изображением стойбища, чума и деревянной избы. На каждого ребенка детали чума, оленя, клей, ножницы, карандаш.

Ход НОД:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! (ответное  приветствие  от  детей). А  вы  умеете      здороваться по- ненецки?

Ответы  детей.

Послушайте!  Ань торова! (Дети здороваются  на  ненецком языке)

- Ребята, отгадайте загадку:

В доме есть одна стена,

Очень круглая о на.

До того она кругла

­ Ни единого угла!

 -Что это такое?

                                                                        Ответы детей.

Воспитатель: Как вы догадались? Что такое чум?

Ответы детей.

Воспитатель: Чум- это жилище (дом) ненцев. -Как вы думаете, чум ставят или строят?

Предположения детей.

          Воспитатель:  Я вам сегодня расскажу, как ставят чум. Хотите узнать? Проходите, садитесь.

леневоды живут в тундре, пасут оленей. Олени передвигаются с места на место  в  поисках корма для оленей. Оленеводам приходится кочевать - ходить за оленьим стадом, и поэтому придумали такое жилище, чтобы можно было его быстро собрать и разобрать.

-По-ненецки чум называется мя. Повторите это слово.

Дети повторяют.

  Воспитатель: -Установкой чума занимается женщина. В этой т рудной и ответственной работе строгий порядок! (Воспитатель рассказывает и показывает)        \

Прежде всего женщина - ненка выбирают место для жилища, полянку. Она должна быть ровной и сухой. Затем намечают середину чума, куда кладут вот такой лист. Как вы думаете, что это за материал?

Дети щупают, определяют из чего сделано.

Воспитатель: Это лист железа. На нем устанавливают железную печку.

-Как вы думаете, для чего печка в чуме?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно,  печь нужна для тепла, для  приготовления  пищи, чтобы сушить одежду.

-Вокруг железного листа укладывают по три доски. Какие доски? (деревянные) Для чего необходимы доски ?

Ответы детей.

Воспитатель:  Это полы в чуме!

-На землю кладется сухая трава (солома, а сверху кладут оленьи шкуры - это постель, на постель кладут  красивые  подушечки, затем ставят стол.

Ответы детей

Воспитатель: -Как вы думаете, на каких ножках по высоте будет стол?

Конечно же на низ ких! Стульев в чуме нет,  когда кушают, сидят на скамеечках  или  на  мягких оленьих шкурах.

осмот рите, как интересно: в тундре стоит печк а, доски - пол есть, постель, стол. Помогай те мне, чего еще нет в наш ем чуме?

Ответы детей

Воспитатель:  Молодцы! Совершенно верно, нет стен в чуме! Когда все приготовлено, две женщины устанавливают два основных шеста. Шест по-ненецки «ну». Сверху эти два шеста связывают. Представляете, у ненцев есть загадка про эти шесты: «Два друга сто друзей держат?»

-Почему сто друзей держат? А потому что на них вкруговую ставят остальные  шесты  и  этих шестов очень много, чтобы чум получился большой и просторный.

Воспитатель вызывает двоих детей для установки  шестов.

Воспитатель: - Когда все шесты установлены, женщины начинаю т натягивать  «нюк» - это  покрытие  чума. Зимний нюк сшивают из больших оленьих шкур, а летний- из прочной ткани- брезент.  -Посмотрите , ребята, в верхней части чума отверстие. Как вы думаете , зачем оно?

Это отверстие, для трубы, чтобы дым из печки выходил на улицу. Какое  еще  отверстие  есть  в чуме? (дверь)

-Я предлагаю вам сейчас поиграть в чум. Скажите, основание чума, какую фигуру напоминает?  

Ответы детей

Воспитатель: Верно,  круг.  Вставайте  в круг и беремся за руки.

Физминутка - игра:

Чум, чум, круглый дом.

Побывайте в чуме этом!

Гости явятся едва-

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Ладушки, ладушки ,

Круглые оладушки!

II. Самостоятельная  деятельность  детей за столами.

Воспитатель: - Посмотрите на эту картину, на ней изображено стойбище. Я предлагаю вам сделать стойбище - это рядом стоят  чума,  а  около  них  пасутся  олени.

 -Олень по-ненецки «ты».

Дети повторяют и запоминают слово.

Деятельность детей, каждый вырезает чум, оленя.

Воспитатель: -Посмотрите, какое получилось у нас большое стойбище!

III. Итоги.

Проходите, садитесь на свои стульчики.

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается чум от дома?

 Ответы детей

Чум ставят или строят?

Ответы детей

Воспитатель: -Что интересного  вам запомнилось?

егодня узнали много ненецких слов. Давайте повторим, какое запомнилось.

Прощаться с  вами и с гостями будем  по- ненецки:  «Лакомбой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по окружающему миру тема: "Стоят на Амуре сёла".

Конспект занятия по окружающему миру "Стоят на Амуре сёла" . На образовательной деятельности детей знакомят с родным краем, воспитываем уважение к труду взрослых....

Конспект занятия для средней-старшей группы "Стоит в поле теремок"

Программное содержание·                   Познакомить детей с новым вариантом сказки;·...

Конспект занятия по рисованию «Очарован лес стоит»

Продолжать знакомить детей с  зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время   года....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ ТЕМА: «САМОЛЕТЫ СТОЯТ НА АЭРОДРОМЕ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ ТЕМА:  «САМОЛЕТЫ СТОЯТ НА АЭРОДРОМЕ».Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных кусков пластилина....

Конспект занятия в подготовительной группе «И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне»

- создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение,- развивать эстетическое восприятие,- упражнять в рисовании гуашью, в возможности создать искрящийся эффект инея посредство...

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с элементами занятия "Круг". "Во поле берёзка стояла"- коллективная аппликация

Цель: учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о характерных признаках осени;продолжать учить различать некоторые деревья;развиват...

Конспект занятия во второй младшей группе «Стоит в поле теремок».

Упражнять детей в счёте до 3; продолжать формировать умение соотносить количество предметов с числом; закрепить знание геометрических фигур,  понятия «длинный», «короткий»...