Занятие по патриотическому воспитанию "Что нам стоит чум построить?"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Занятие по патриотическому воспитанию «Что нам стоит чум построить?»
Задачи:
- Уточнить представление детей о жилище ненцев - чуме. Рассказать и показать, как ненцы ставят чум.
- Познакомить с этапами установки чума.
- Познакомить с ненецкими словами (ань торова, мя", хан, у, ты, нюк, лакомбой)
- Воспитывать уважение к людям, живущим в тундре.
Материалы: Макет чума, иллюстрации с изображением стойбища, чума и деревянной избы. На каждого ребенка детали чума, оленя, клей, ножницы, карандаш.
Ход НОД:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! (ответное приветствие от детей). А вы умеете здороваться по- ненецки?
Ответы детей.
Послушайте! Ань торова! (Дети здороваются на ненецком языке)
- Ребята, отгадайте загадку:
В доме есть одна стена,
Очень круглая о на.
До того она кругла
Ни единого угла!
-Что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы догадались? Что такое чум?
Ответы детей.
Воспитатель: Чум- это жилище (дом) ненцев. -Как вы думаете, чум ставят или строят?
Предположения детей.
Воспитатель: Я вам сегодня расскажу, как ставят чум. Хотите узнать? Проходите, садитесь.
-Оленеводы живут в тундре, пасут оленей. Олени передвигаются с места на место в поисках корма для оленей. Оленеводам приходится кочевать - ходить за оленьим стадом, и поэтому придумали такое жилище, чтобы можно было его быстро собрать и разобрать.
-По-ненецки чум называется мя. Повторите это слово.
Дети повторяют.
Воспитатель: -Установкой чума занимается женщина. В этой т рудной и ответственной работе строгий порядок! (Воспитатель рассказывает и показывает) \
Прежде всего женщина - ненка выбирают место для жилища, полянку. Она должна быть ровной и сухой. Затем намечают середину чума, куда кладут вот такой лист. Как вы думаете, что это за материал?
Дети щупают, определяют из чего сделано.
Воспитатель: Это лист железа. На нем устанавливают железную печку.
-Как вы думаете, для чего печка в чуме?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно, печь нужна для тепла, для приготовления пищи, чтобы сушить одежду.
-Вокруг железного листа укладывают по три доски. Какие доски? (деревянные) Для чего необходимы доски ?
Ответы детей.
Воспитатель: Это полы в чуме!
-На землю кладется сухая трава (солома, а сверху кладут оленьи шкуры - это постель, на постель кладут красивые подушечки, затем ставят стол.
Ответы детей
Воспитатель: -Как вы думаете, на каких ножках по высоте будет стол?
Конечно же на низ ких! Стульев в чуме нет, когда кушают, сидят на скамеечках или на мягких оленьих шкурах.
-Посмот рите, как интересно: в тундре стоит печк а, доски - пол есть, постель, стол. Помогай те мне, чего еще нет в наш ем чуме?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно, нет стен в чуме! Когда все приготовлено, две женщины устанавливают два основных шеста. Шест по-ненецки «ну». Сверху эти два шеста связывают. Представляете, у ненцев есть загадка про эти шесты: «Два друга сто друзей держат?»
-Почему сто друзей держат? А потому что на них вкруговую ставят остальные шесты и этих шестов очень много, чтобы чум получился большой и просторный.
Воспитатель вызывает двоих детей для установки шестов.
Воспитатель: - Когда все шесты установлены, женщины начинаю т натягивать «нюк» - это покрытие чума. Зимний нюк сшивают из больших оленьих шкур, а летний- из прочной ткани- брезент. -Посмотрите , ребята, в верхней части чума отверстие. Как вы думаете , зачем оно?
Это отверстие, для трубы, чтобы дым из печки выходил на улицу. Какое еще отверстие есть в чуме? (дверь)
-Я предлагаю вам сейчас поиграть в чум. Скажите, основание чума, какую фигуру напоминает?
Ответы детей
Воспитатель: Верно, круг. Вставайте в круг и беремся за руки.
Физминутка - игра:
Чум, чум, круглый дом.
Побывайте в чуме этом!
Гости явятся едва-
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки ,
Круглые оладушки!
II. Самостоятельная деятельность детей за столами.
Воспитатель: - Посмотрите на эту картину, на ней изображено стойбище. Я предлагаю вам сделать стойбище - это рядом стоят чума, а около них пасутся олени.
-Олень по-ненецки «ты».
Дети повторяют и запоминают слово.
Деятельность детей, каждый вырезает чум, оленя.
Воспитатель: -Посмотрите, какое получилось у нас большое стойбище!
III. Итоги.
Проходите, садитесь на свои стульчики.
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается чум от дома?
Ответы детей
Чум ставят или строят?
Ответы детей
Воспитатель: -Что интересного вам запомнилось?
-Сегодня узнали много ненецких слов. Давайте повторим, какое запомнилось.
Прощаться с вами и с гостями будем по- ненецки: «Лакомбой!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по окружающему миру тема: "Стоят на Амуре сёла".
Конспект занятия по окружающему миру "Стоят на Амуре сёла" . На образовательной деятельности детей знакомят с родным краем, воспитываем уважение к труду взрослых....
Конспект занятия для средней-старшей группы "Стоит в поле теремок"
Программное содержание· Познакомить детей с новым вариантом сказки;·...
Конспект занятия по рисованию «Очарован лес стоит»
Продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ ТЕМА: «САМОЛЕТЫ СТОЯТ НА АЭРОДРОМЕ».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ ТЕМА: «САМОЛЕТЫ СТОЯТ НА АЭРОДРОМЕ».Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных кусков пластилина....
Конспект занятия в подготовительной группе «И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне»
- создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение,- развивать эстетическое восприятие,- упражнять в рисовании гуашью, в возможности создать искрящийся эффект инея посредство...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с элементами занятия "Круг". "Во поле берёзка стояла"- коллективная аппликация
Цель: учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о характерных признаках осени;продолжать учить различать некоторые деревья;развиват...
Конспект занятия во второй младшей группе «Стоит в поле теремок».
Упражнять детей в счёте до 3; продолжать формировать умение соотносить количество предметов с числом; закрепить знание геометрических фигур, понятия «длинный», «короткий»...