Педагогическая этика в работе педагога ДОУ
консультация
Консультация для молодых педагогоы-дефектологов "Педагогическая этика в работе педагога ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._dlya_mol.ped_._pedagogicheskaya_etika_v_rabote_pedagoga_dou.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для молодых педагогов-дефектологов
Педагогическая этика в работе педагога ДОУ.
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными
качествами может добиться многого. Мы должны быть более
совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает
выбранная нами профессия – Педагог.
Притча.
Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?!
Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?!
Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему?!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.
Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.
Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса: детьми, родителями, коллегами и администрацией.
Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:
- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими участниками образовательного процесса;
- защищающие их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.
Личность педагога
- Педагог приходит в профессию по призванию, предан своей работе и ответственно исполненяет свои обязанности.
- Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию.
- Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
- Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников.
Авторитет, честь, репутация
- Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога.
- Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает участие в процессе культурного развития.
- Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
- В общении педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
- Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
- Педагог воспитывает на своем положительном примере.
Общение педагога с воспитанниками
- Педагог сам выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
- В первую очередь педагог требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
- При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
- Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам.
- При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
- Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
- Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Общение между педагогами
- Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
- Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях.
- Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует на едине. Места сплетням нет.
- Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать человеческое достоинство. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Взаимоотношения с администрацией
- В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
- Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
- Интриги, конфликты, детение на группы в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.
- Учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и других сотрудников, администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель имеет право на воздействия в соответствии с законодательством.
Отношения с родителями и лицами их заменяющими
- Педагог при общении с родителями (законными представителями)
постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
- Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
- Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.
- Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
- Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями)
проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.
- Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
- На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.
Правила «Педагогического общения»
Памятка для педагогов ДОУ
- Входи в группу детей с улыбкой.
- Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
- Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
- Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.
- Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
- Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
- В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
- Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
- Учись у своих коллег, родителей, детей.
- Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
- Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
- Живи интересами детей и их надеждами.
- Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
- Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
- Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
- Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.
Литература:
Гусева Н.В.О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллективе// Молодой ученый.-2011.-No11
Давыдова О.С. Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность
Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. Издательство: Феникс,2004
Наумчик В.Н. и др. Этика педагога. — М: Изд-во «Университетское», 1999
Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв.образов., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогическая этика в работе педагога в МАДОУ»
Педагогическая этика - это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью...
Консультация для педагогов "Педагогическая этика в работе педагога ДОУ. Взаимодействие субъектов образовательного процесса."
Консультация с элементами треннинга....
Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....
Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»
Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....
Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель семинара: Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи:- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностн...
консультация для педагогов «Педагогическая этика в работе педагога ДОУ»
Цели: - Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии; - выработать ...