Экологическое воспитание детей среднего возраста в условиях МБДОУ.
материал (средняя группа)
Программа саморазвития для воспитателя средней группы МБДОУ.Актуальность,цели,задачи,методы и приёмы работы,методич.м-л,практический м-л по работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №143»
Программа по самообразованию воспитателя
Приданцевой Марины Александровны
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
2020-2021 уч. год
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Введение
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Цели:
- повышение педагогического уровня;
- формирование положительного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у детей;
- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;
- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Задачи:
-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
-Осуществление систематической работы с детьми;
-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
-Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
-Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
-Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.
Выход темы:
- консультации для родителей
-консультация для педагогов
-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей
-проведение родительского собрания "Природа глазами ребенка"
Формы и методы работы с родителями и детьми:
-Родители:
-сотрудничество через консультации
-родительское собрание
-беседы
-совместное изготовление и приобретение дидактического материала
- Дети
Формы
- наблюдения
-НОД
-экскурсии
-труд в природе
-экологическая тропа
-эксперименты и опыты
-дидактические игры
-проекты
-кружок «В гостях у лесовичка»
Наглядные методы:
-целевые прогулки;
-наблюдения;
-показа сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, плодов;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования учёных по экологическому воспитанию дошкольников.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап- информационно-аналитический и методическая работа.
2 этап- проектировочный.
3 этап- творческий.
Название блока | период | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
«Растительный мир» | Сентябрь-октябрь | Рассматривание иллюстраций, альбомов. Наблюдение за уборкой урожая. Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали» Рассказ по картине Левитан«Березовая роща» (описание берёзы). Чтение художественной литературы по теме. Загадывание загадок. Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». Занятие «Способы распространения семян в природе». | Изготовление гербария. Разработка дидактических игр по теме. | ||
«Животный мир» | Ноябрь-декабрь | Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы» Чтение художественная и познавательная по теме, Загадывание загадок Оригами-животные. Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки» Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» | Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».
| ||
«Мир птиц» | Январь —март | Наблюдение за птицами на кормушке. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни. Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»; «Зачем помогать птицам зимой»; «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»; «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой». Чтение художественной литературы. Загадывание загадок. Рассказывание по картине «Грачи прилетели». Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв и ноги», «Собери картинку». Рисование «Птицы на кормушке». | Изготовление кормушек. Разработка рекомендаций для родителей по проблеме. Изготовление альбома «Птицы». Выставка работ «Птицы на кормушке». | ||
«Комнатные растения» | Апрель — май | Беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?» Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения». Дидактическая игра «Живая и неживая природа». Рисование «Комнатный цветок». Загадывание загадок | Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате». Выставка работ. |
Литература:
1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.
3. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.
4. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
5. maam.ru>detskijsad.
Приложения
Диагностика экологических знаний детей
1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
2. Какие животные домашние, какие дикие, назови
3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?
4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)
5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?
6. Назови и покажи домашних птиц
7. Расскажи, как выросла птичка?
8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке
10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)
11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья
12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)
13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)
14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)
15. Что нужно, чтобы растение росло?
16. Что произойдёт, если растение не поливать?
17. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
15 – 22 баллов – низкий уровень
23 – 35 – средний уровень
36 – 45 – высокий уровень
Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка"
Форма проведения: деловая игра
Участники: родители, педагоги
Цель:
Повышение уровня экологической компетентности родителей; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Вступление. Воспитатель.
Сказка и прекрасная природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).
Осень – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.
Игра с родителями «Походная разминка»
( звучит любая ритмичная музыка)
1. «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.
2. «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.
3. «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.
4. «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.
5. «Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.
6. «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.
Остановка 1: «Назови и расскажи"» (на столах карточки с изображением животных и птиц).
Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ — звание «Знатока природы».
Остановка 2: «Проблемные ситуации».
Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).
Вопросы:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.
Остановка 3: «Загадки о лекарственных растениях».
Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).
— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Остановка 4: «Игровая».
Пальчиковая игра "Осенний лист"
Смотрите, смотрите падает лист,
А воздух осенний прозрачен и чист.
Весной разрывая мелкие почки,
На ветках взрывались хлопушки - листочки.
Смотрите, смотрите падает лист,
Желтый, сухой, он теперь неказист.
Листья писали мазками теней
Портреты июльских солнечных дней.
Смотрите, смотрите падает лист,
И лес пожелтевший не так голосист.
Деревья уснули и спят до весны.
Им снятся спокойные зимние сны.
Игра малой подвижности "Природа".
Мы природу уважаем, бережем и сохраняем.
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению, паучки терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Отражение в воде учит нас правдивости,
Солнце учит доброте, ласке, справедливости.
Нас деревья всех пород учат крепкой дружбе.
У природы круглый год обучаться нужно.
ОКНО – очень короткие новости:
SOS новости:
Кострище не зарастает 5-7 лет;
Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;
Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.
Занимательные новости:
чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;
крокодил обладает самым сильным голосом;
змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;
крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;
у улитки около 25 000 зубов;
животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.
Остановка 5: «Поможем природе»
Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.
Предлагается игра.
Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:
«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу еловую или сосновую шишку.
Мастер - класс по экологии с родителями "Сделаем планету чистой".
Изготовление необычных украшений для дома - рыбок, которые сделаны из бумажных салфеток.
Подведение итогов
Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.
И долг природе должен быть оплачен,
Когда б язык природы знали мы,
Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)
На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.
Дети исполняют песню "Лесная прогулка".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...
Экологическое воспитание детей средней группы в условиях дошкольного учреждения
Экологические занятия помогают ребенку осмыслить, что рдом с ним находятся живые существа, к которым относитс и человек, т.е. он сам....
"Экологическое воспитание детей дошколного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
презентация "Экологическое воспитание детей дошколного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...
Программа по самообразованию воспитателя. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...
Экологическое воспитание детей раннего возраста в условиях ДОУ
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребен...
Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ
Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ...
Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
laquo;Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это пр...