Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ
статья (младшая группа)
Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ
Кущева Н. С., воспитатель
На сегодняшний день в современном обществе экологическое образование занимает определенную нишу и считается особо актуальным вопросом при настоящем состоянии окружающей среды. Загрязненные водоёмы и воздух, мусорные свалки - это только часть проблемы, наносящей урон природе и человеку. На этом неблагоприятном фоне страдает наше физическое здоровье и качество жизни. Именно поэтому необходимо проводить воспитательную работу по экологической грамотности, которую целесообразно начинать с раннего возраста.
Начальной ступенью экологического образования является поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). При этом экологическое воспитание дошкольника решает сразу несколько задач, направленных на становление экологической культуры и ответственности. Важно понимать, что цели экологического просвещения воспитанников ДОУ напрямую зависят от их возраста. Поэтому к основным задачам экологического воспитания детей ранней возрастной группы относят [2]:
- систематизацию элементарных познаний и первичных представлений об экологии;
- формирование интереса в направлении познания природы;
- развитие умений и накопление первоначального опыта наблюдения за природными явлениями и объектами живой и неживой природы;
- воспитание положительного на уровне эмоций и вместе с тем бережного отношения к окружающей среде как единой экосистеме.
Для достижения поставленных целей работа по экологическому образованию воспитанников ведется в течение всего учебного года и продолжается в летний период. Педагоги формируют у детей дошкольного возраста первичное представление об экологии, основываясь на разных методиках, формах и приемах работы. К традиционным методам экологического образования детей раннего возраста в образовательных учреждениях относят наглядные, практические и словесные.
Наглядные методы характеризуются применением наблюдения и рассматривания различных иллюстраций - предметных, сюжетных и художественных картин.
Среди практических методик выделяют дидактический и предметный вариант игрового процесса. Кроме того, на практике применяют подвижные игры природоведческой направленности, с использованием природного материала и экспериментального характера. Воспитанникам предлагают элементарный труд в природном уголке или на прилегающем участке детского сада. Таким образом, организация детей раннего возраста происходит за счет краткосрочных индивидуальных поручений.
К словесным методикам относят педагогические рассказы, чтение художественной литературы и беседы на экологические темы. При этом педагог в рассказе должен излагать основную мысль кратко и обязательно связывать ее с индивидуальным опытом отдельно взятого ребенка. Что касается художественной литературы, то книги должны содержать достаточное количество наглядных иллюстраций. Следует отметить, что для детей ясельной группы проводят только вводные беседы по экологии.
К основным формам работы по экологическому просвещению с дошкольниками ранней возрастной группы относят:
- обобщение, первичные ознакомительные и комплексные занятия;
- элементарную поисковую работу на основе моделирования проблемных ситуаций;
- сезонные прогулки - пояснение природных изменений в зависимости от времени года;
- игровой процесс с использованием природного материала - формирование любознательности, наблюдательности и чувственности;
- организацию развлечений в виде праздников и различных акций.
Для детей 2-3 лет по экологическому воспитанию предусмотрены следующие приемы: сюрпризный момент, игровой, такой прием как обследование, подражание, сравнение и др.
В то же время для успешной реализации экологической программы необходима правильная организация предметно-развивающей среды. Для этого в группах детей раннего возраста создают природные уголки и экспериментальные зоны.
Работа с родителями обеспечивает преемственность в работе ДОУ и семьи. С родителями воспитанников 2-3 лет ведется работа средствами информационно-наглядного материала (памятки, консультации, буклеты и др.), а так же с помощью привлечения их к участию в общественно-значимых акциях и совместных развлечениях с детьми.
Таким образом, экологическое образование детей раннего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения считается новым педагогическим направлением. В результате подобной работы происходит становление общества экологически образованных людей. Процесс формирования экологического сознания у населения начинается с ранних лет, является непрерывным и осуществляется с помощью различных форм, методов и приемов, которые подбираются с учетом возраста.
Список использованных источников
1. Андреевская Е. Г. Экологическое образование и воспитание в дошкольных учреждениях // дидактический материал для воспитателя. – М.: Паганель, 2010. – 43 с.
2. Теория и методика экологического образования детей // учебно-методическое пособие / сост. Г. З. Атиева. – ВЭЮГА (академия ВЭГУ), Уфа, 2009. – 183 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых...
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста...
Доклад "Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста".
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание детей раннего возраста в условиях ДОУ
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребен...
ПРОЕКТ "Цикл интегрированных досугов «ВРЕМЕНА ГОДА» по экологическому воспитанию детей раннего возраста в период адаптации детей к условиям ДОУ"
Одна из базовых ценностей ФГОС является физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Эта ценность в детском саду является приоритетной, особенно в адаптаци...
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели и...