«Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»
материал (младшая группа)

Ежова Анастасия Васильевна

План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год

 

Работа с детьми

 

Название мероприятия

Время проведения

 

.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

.Обучение детей игре «Шнуровка».

.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

Знакомство с колючими мячиками су-джок

 

В течение года

 

Игра «Я катаю мой орех»..Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

 

 

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».

4.Настольная игра «Найди фигуре место».

5.Повторение игр «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

 

 

 

В течение года

 

В течение года

 

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из

Лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

 

В течение года

 

1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

3.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

 

В течение года

 

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка»..

3.Настольные игры «Мозаика»,

 игра  (с прищепками Кто? Что?ест)

4. Изготовление подарков к празднику :«День защитников Отечества» (аппликация).

 

В течение года

 

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

3.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

4.Изготовление подарков к празднику:«Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

5.Игра «Прищепки»

 

В течение года

 

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки»)

 

В течение года

 

1.Повторени пальчиковой игры  «Замок», «Капуста».

2.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

3.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

 

В течение года

 

 

Работа с родителями

Название мероприятия

Время проведения

 

  • Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

 

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

 

Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами».

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребёнка»

Консультация

    

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003

2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004

3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007

5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2020-2021.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района Санкт-Петербурга

План по самообразованию педагога

Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»

Выполнила: воспитатель

Ежова Анастасия Васильевна

2020-2021 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей раннего возраста;
  • внедрять инновационные технологии в процесс развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений;
  • обогащать активный словарь детей, развивать представление об окружающем мире;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Актуальность

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой личности»

В. А. Сухомлинский

   Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.

   Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

   Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. 

     Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились заклёпками и молниями. Да, всё это очень удобно, но это препятствие для развития мелкой моторики наших детей.

      Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, затем учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

      С некоторыми детьми  трудно было собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. И так же не получалось  делать успехи в рисовании, лепке и аппликации.

     Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Я вместе с детьми проговаривала короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.

     Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все предложенные движения.

         Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

        В этом году хотелось бы – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук, детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Ожидаемые результаты:

Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Познакомить детей со способами обследования предметов.

- Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста..

Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.

Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год

Работа с детьми

Название мероприятия

Время проведения

.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

.Обучение детей игре «Шнуровка».

.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

Знакомство с колючими мячиками су-джок

В течение года

Игра «Я катаю мой орех»..Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».

4.Настольная игра «Найди фигуре место».

5.Повторение игр «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

В течение года

В течение года

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из

Лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

В течение года

1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

3.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

В течение года

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка»..

3.Настольные игры «Мозаика»,

 игра  (с прищепками Кто? Что?ест)

4. Изготовление подарков к празднику :«День защитников Отечества» (аппликация).

В течение года

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

3.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

4.Изготовление подарков к празднику:«Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

5.Игра «Прищепки»

В течение года

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки»)

В течение года

1.Повторени пальчиковой игры  «Замок», «Капуста».

2.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

3.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

В течение года

Работа с родителями

Название мероприятия

Время проведения

  • Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами».

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребёнка»

Консультация

Список использованной литературы:

1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003

2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004

3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007

5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.

http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.

http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»

http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.

http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.

http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.

http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают ко...

Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

Д/и «Спрячь мышат от кошки»»Цель: учить подбирать геометрические фигуры разные по форме и цвету, развивать наблюдательность. Материал: домики четырёх цветов (зелёный, красный, синий,...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»

План по самообразованию педагогаТема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»...

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью рисования пальчиками

Пальчиковое рисование является очень полезным для развития ребенка на ранних этапах жизни....

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей раннего возраста;в...