«Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»
материал (младшая группа)
План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год
Работа с детьми
| Название мероприятия | Время проведения |
| .Заучивание пальчиковой игры «Замок». .Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». .Обучение детей игре «Шнуровка». .Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». Знакомство с колючими мячиками су-джок
| В течение года |
| Игра «Я катаю мой орех»..Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник». 4.Настольная игра «Найди фигуре место». 5.Повторение игр «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
|
В течение года
В течение года |
| 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек». 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из Лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
| В течение года |
| 1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 3.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
| В течение года |
| 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».. 3.Настольные игры «Мозаика», игра (с прищепками Кто? Что?ест) 4. Изготовление подарков к празднику :«День защитников Отечества» (аппликация).
| В течение года |
| 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 3.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 4.Изготовление подарков к празднику:«Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 5.Игра «Прищепки»
| В течение года |
| 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4.Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки»)
| В течение года |
| 1.Повторени пальчиковой игры «Замок», «Капуста». 2.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию 3.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».
| В течение года |
Работа с родителями | Название мероприятия | Время проведения | |
|
| В течение года | |
| Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | В течение года | |
| Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами». | В течение года | |
Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребёнка» | Консультация | ||
Список использованной литературы:
1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003
2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004
3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)
4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007
5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2020-2021.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию педагога
Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»
Выполнила: воспитатель
Ежова Анастасия Васильевна
2020-2021 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей раннего возраста;
- внедрять инновационные технологии в процесс развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений;
- обогащать активный словарь детей, развивать представление об окружающем мире;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой личности»
В. А. Сухомлинский
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.
Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились заклёпками и молниями. Да, всё это очень удобно, но это препятствие для развития мелкой моторики наших детей.
Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, затем учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
С некоторыми детьми трудно было собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. И так же не получалось делать успехи в рисовании, лепке и аппликации.
Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Я вместе с детьми проговаривала короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.
Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все предложенные движения.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.
В этом году хотелось бы – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук, детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Познакомить детей со способами обследования предметов.
- Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста..
- Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.
- Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год
Работа с детьми | Название мероприятия | Время проведения |
.Заучивание пальчиковой игры «Замок». .Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». .Обучение детей игре «Шнуровка». .Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». Знакомство с колючими мячиками су-джок | В течение года | |
Игра «Я катаю мой орех»..Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник». 4.Настольная игра «Найди фигуре место». 5.Повторение игр «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». | В течение года В течение года | |
1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек». 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из Лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). | В течение года | |
1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 3.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). | В течение года | |
1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».. 3.Настольные игры «Мозаика», игра (с прищепками Кто? Что?ест) 4. Изготовление подарков к празднику :«День защитников Отечества» (аппликация). | В течение года | |
1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 3.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 4.Изготовление подарков к празднику:«Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 5.Игра «Прищепки» | В течение года | |
1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4.Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки») | В течение года | |
1.Повторени пальчиковой игры «Замок», «Капуста». 2.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию 3.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок». | В течение года |
Работа с родителями | Название мероприятия | Время проведения | |
| В течение года | ||
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | В течение года | ||
Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами». | В течение года | ||
Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребёнка» | Консультация |
Список использованной литературы:
1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003
2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004
3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)
4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007
5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста
В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...
ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...
Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.
Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают ко...
Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста
Д/и «Спрячь мышат от кошки»»Цель: учить подбирать геометрические фигуры разные по форме и цвету, развивать наблюдательность. Материал: домики четырёх цветов (зелёный, красный, синий,...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»
План по самообразованию педагогаТема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»...
Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью рисования пальчиками
Пальчиковое рисование является очень полезным для развития ребенка на ранних этапах жизни....
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей раннего возраста;в...