Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.
учебно-методический материал

Малютина Надежда Михайловна

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.

 Для развития речи ребенка в раннем возрасте необходимо развивать мелкую моторику, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, явлений природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывать усидчивость. Играя со своими пальчиками, дети узнают много нового об окружающем их мире, знакомятся с русским фольклором и, конечно же расширяют свой словарный запас. Пальчиковые игры – потешки всегда были любимы детьми. Появившись в далекой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – ворона» или «Коза рогатая»? Песенки и потешки можно сопровождать движениями. Во время игры развиваются внимание и любознательность малышей, стимулируется их речевое и интеллектуальное развитие. Детям в этом возрасте очень важен тактильный (телесный) контакт с мамой, а игры с пальчиками не только развеселят их, но и подарят ничем незаменимую радость живого общения. «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение, не случайно в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики), что в свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления ребенка. Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Пальчиковые игры можно использовать и для проведения хороводов после чтения сказок. В таком варианте игры проводятся в кругу, проговаривание одних строк сопровождается движениями пальцев, других – ходьбой по кругу, взявшись за руки (хороводом). Как правило, движение в хороводе целесообразно сочетать с первым четверостишием, далее с учетом текста, чередовать ходьбу с движениями пальцев. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Также в наших занятиях мы используем русский фольклор, рассматривая его не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей разыгрываются красочные действия: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут и т.д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья вот в чем приоритет фольклорных занятий. На фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

 ∙ Принцип активности и пассивной самостоятельности. Его суть активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. Воспитатель должен приложить усилия, что бы дети поняли смысловое содержание произведения; формировать активный словарь ребенка во взаимодействии с взрослыми; вызывать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа; предлагать малышам включаться в игровое взаимодействие по ходу текста.

 ∙ Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором, достигнуть его можно эмоциональностью. С помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

 ∙ Принцип наглядности – его основной метод показ, с использованием наглядных средств (Игрушки, картинки и т.д.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результатов.

∙ Принцип поэтапности – занятие из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

 ∙ Принцип цикличности – поэтапное обучение и прокручивание (неоднократное повторение, т.е. цикл) какой-либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей. Принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяет осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и индивидуального реагирования. При этом, при повторном и последующих повторениях не ставятся задачи копировать фразы и действия, сохраняя их общую направленность. Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо и повторять и сами занятия в целом через определенное время.

 ∙ Принцип вариативности – повторение занятий в несколько измененном варианте. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому сворачивается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст. В какой же момент осуществляется целостное прочтение?

 ∙ Принцип художественного фольклорного исполнения произведения - позволяет педагогу создать у детей целостное восприятие. Прочтение целостного текста складывается как бы само собой после проработки каждой строчки потешки. И это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проигрывали и зрительно воспринимали фольклорный сюжет. Вот теперь педагог выразительно, неторопливо, а главное непрерывно читает все произведение в целом, от начала и до конца.  Таким образом необходимо использовать пальчиковые и фольклорные игры, которое ведет к увеличению уровня развития речи детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК БУКЛЕТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

При создании буклетов был использован материал Интернет-сайтов.Информация для педагогов и заботливых родителей....

Конспект занятия по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

:  развивать мелкую моторику пальцев рук; знать и называть основные цвета и  форму предметов....

«Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»

План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год Работа с детьми Название мероприятияВремя проведения .Заучивание пальчиковой игры «Замок»..Пальчиковая игра «С...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»

План по самообразованию педагогаТема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»...

Игра - занятие по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

Создание благоприятной эмоциональной среды для развития познавательной активности детей....

Игра - занятие по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

Игра - занятие по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей раннего возраста;в...