Интеллектуальное развитие младших дошкольников через продуктивную и игровую деятельность.
статья (средняя группа)

Цуканова Юлия Ивановна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СТАТЬЯ15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Цуканова Юлия Ивановна

Воспитатель 1 категории МБДОУ №24 «Пчелка»

Новосибирская область, город Бердск

Интеллектуальное развитие младших дошкольников через продуктивную и игровую деятельность

Современное образовательное пространство активно развивается и все больше интегрирует в процесс воспитания детей новые прогрессивные методики, которые способствуют раннему интеллектуальному развитию детей. Главной целью большинства образовательных организаций сейчас не только донести большой объем знаний до сознания ребенка, но и научить пользоваться ими в практической деятельности и повседневной жизни.

Для умственного развития ребенка важно сенсорное развитие, то есть обогащение сознания ребенка новыми интересными впечатлениями, знаниями, ощущениями. Одна из форм сенсорного развития младших дошкольников – использование непосредственной образовательной деятельности по продуктивной деятельности детей в процессе обучения.

Несмотря на то, что сейчас очень популярна тема раннего сенсорного развития детей, результаты обследования младших дошкольников говорят о том, что в дошкольных образовательных учреждениях не в полной мере внедряются имеющиеся теоретические разработки и методики.

В результате продуктивной деятельности, то есть в процессе создания детьми продуктов творчества у детей активно развивается воображение, мышление и непроизвольно запоминаются сенсорные эталоны цвета, формы, величины, ориентации в пространстве.

Сенсорное воспитание одно из главных аспектов в развитии одаренного ребенка. Возводя конструкции по предложенному образцу, ребенок запоминает форму этого предмета, понимает, как различать не только внешние качества предмета, но и его содержание, у него также развиваются познавательные и практические действия. Чувственный зрительный и тактильный опыт ребенка при создании собственных продуктов творчества помогает запомнить алгоритм практических действий. Так, ребенок, собирая конструкцию, использует логическое мышление, осуществляя практические действия по разбору образца на детали, а затем, собирая их модель, мысленно осуществляет анализ, синтез и обобщение.

Создание собственных продуктов творчества дает возможность дошкольнику отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. В рисовании ребенок неосознанно передает свое эмоциональное состояние, именно поэтому психологами используются рисунки детей для анализа интеллектуального развития ребенка и его психологического состояния. Именно продукты творчества детей могут наиболее достоверно рассказать о внутреннем состоянии ребенка, его уровне развития, умения мыслить, уровне воображения. Также в процессе изображения предметов и образов у детей младшего дошкольного возраста формируется большинство представлений о цвете, форме, ориентации на листе бумаги.

Лепка способствует развитию зрительного восприятия, образного мышления, также с помощью этого вида деятельности можно развивать у ребенка мелкую моторику рук, что в свою очередь влияет на развитие и речь ребенка. К тому же под воздействием процесса лепки формируются эстетические вкусы и предпочтения ребенка, происходит развитие чувства прекрасного и умение понимать и видеть красивое во всем. Сенсорное развитие в процессе лепки происходит достаточно живо и приносит ему множество положительных эмоций. Когда ребенок лепит, он может рассматривать, трогать, ощущать предмет своего творчества, во время такого обследования дошкольники получают представления о цвете, форме, размере предмета, размере отдельных его частей, а также о фактуре предмета.

При создании продуктов творчества у младших дошкольников очень ярко прослеживается сенсорное развитие, поскольку детям для того, чтобы создать из конструктора, нарисовать или вылепить предмет, постройку или что-то другое, нужно предварительно подробно ознакомиться с изображаемым, конструируемым предметом, запомнить его величину, цвет, форму, конструкцию, расположение частей. Для сенсорного и интеллектуального воспитания детей огромное значение имеет постоянно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм, многообразии оттенков цветов, различных величинах, пространственного положения предметов окружающего мира.

Применение педагогами современного подхода к чувственному воспитанию детей стимулирует и мотивирует ребенка к созданию личного шедевра искусства. Ребенку необходим индивидуальный подход и возможность свободно реализовывать свои замыслы и фантазии, когда это присутствует в процессе создания продукта творчества ребенка, у ребенка активизируется внутреннее восприятие информации, проще и легче запоминаются новые знания и формируются практические умения.

Основной методикой воспитания детей была и остается игровая деятельность с детьми. Игру использовали и в традиционных системах образования и используют в ходе освоения современных образовательных областей. Именно игровая и продуктивная деятельность являются основой интеллектуального воспитания ребенка в современном образовательном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие независимости у младших дошкольников через организацию их самостоятельной деятельности.

«Следующее поколение должно быть сильным, это значит - независимым и свободным».                                  ...

Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.

Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....

Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся»

Данный проект подразумевает создание создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности, а также рекомендует применое планирование образовательной деятельности по развива...

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность

В данном материале представлен план работы по теме самообразования в младшей группе "Развитие мелкой моторики рук и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность...

Доклад на педсовете. Тема "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды игровой деятельности", 27.11.2017

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуал...