Сообщение на методическом объединении из опыта работы«Речевое развитие младших дошкольников через различные виды деятельности».
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 2083» Корпус «Остафьево» ДО «Остафьево»
Сообщение из опыта работы
«Речевое развитие младших дошкольников через различные виды деятельности».
Подготовила:
воспитатель средней группы
ГБОУ Школа № 2083 ДО «Остафьево»
Шутихина Любовь Юрьевна
8 ноября 2016 г.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Построение образовательного процесса должно основываться на соответствующих возрасту детей формах работы. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Работая над развитием речи дошкольников, я ставлю перед собой цель: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
- создание в группе развивающей среды;
-развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря, развитие звуковой культуры речи;
Я считаю, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной. В нашей группе созданы следующие зоны для развития речи детей: зона театральных игр с разными видами театра, зона сюжетно – ролевых игр, дидактических игр, зона чтения.
Новые образовательные стандарты предполагают создание развивающей среды не только в группах, но и во всех уголках детского сада. Поэтому мы начали осваивать свободное пространство: на лестничных пролетах расположили цифры и учимся считать, поднимаясь по лестнице; перед актовым залом сделали сенсорный уголок, помогающий изучать свойства различных материалов, пробуя их на ощупь; в кукольном уголке учимся сервировать стол для приема гостей по всем правилам этикета, а в шкафах собрали множество интересных предметов для обогащения словарного запаса дошкольников.
В прошлом учебном году наше дошкольное отделение стало экспериментальной площадкой для освоения программы «Миры детства: конструирование возможностей». В эксперимент включилась моя младшая группа, мы (оба воспитателя) прошли обучение на курсах для успешной работы по экспериментальной программе и в этом году продолжаем осваивать «Миры детства», пытаясь совместить ее с программой «От рождения до школы». Чем интересна эта программа и чем отличается от той, по которой работает большинство наших воспитателей? Для полноценного осуществления образовательной деятельности и для тесной связи с семьей программа «Миры детства: конструирование возможностей» предлагает использовать материалы «Детского Календаря».
- материал позволяет реализовать все основные культурные практики, такие как сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно - исследовательская деятельность и чтение художественной литературы;
–дидактический материал, предназначенный для семьи, непосредственно связан с образовательной деятельностью в детском саду, вплетен в общий образовательный контекст.
– использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов извне. Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, игровой макет. Значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду.
Развитие речи детей происходит в непосредственной образовательной деятельности по методическому пособию В.В. Гербовой «Занятия по развитию речи». Решаю задачи из всех разделов программы: развиваю навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаю реализовать возможности речевого развития. Занятия проводятся в первой половине дня.
Развитие речи ребенка должно происходить преимущественно в процессе живого общения с взрослым, другими детьми. Способность прислушиваться к другим и к себе самому является главной в человеческой речи. По утверждению авторов: «Игровая деятельность как основная сфера детской активности становится опорой для развития речи». Поэтому так много внимания в программе уделяется играм.
Развитие речевого общения через игровую деятельность.
Сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью; - совершенствованию разговорной речи; - обогащению словаря; - формированию грамматического строя языка; - развивается память, внимание, логическое мышление, зрительная память; - закрепляется культура поведения, навыки общения.
Развитие речи на прогулке. Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Ведем наблюдение и разговариваем о погоде, о природных явлениях. Территория детского сада представляет собой не только прогулочные участки с малыми архитектурными формами. У нас есть уголок нетронутой русской природы - березовая роща, фруктовый сад, сказочные владения Бабы-Яги. В тёплое время года клумбы пестрят цветами, зимой белоснежные сугробы укрывают землю. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг и стараются выразить свои впечатления словами во время бесед с воспитателем. Учимся подбирать красивые прилагательные, чтобы описать красоту природы или явления, учим стихи, загадки, потешки, это дает возможность расширить объем понимания речи и словарный запас детей. Во время прогулки проводим подвижные игры со словесным сопровождением, стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности.
Развитие связной речи посредством художественной литературы. Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. Несмотря на то, что книги у нас стали электронными, а дети больше тянутся к гаджетам, чем к книгам, мы стараемся научить их любить книги и прививать любовь к чтению. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. В группе у нас создан уголок чтения, в котором кроме художественной литературы по программе, размещены книжки-малышки, сделанные руками родителей из материалов Детского календаря. Рассказываю детям о детских писателях, стараюсь сделать эти рассказы интересными и запоминающимися, в уголке чтения размещаю портреты писателей. Стало доброй традицией читать сказки перед дневным сном, для этой цели выбираю сказки, не требующие эмоциональных переживаний, спокойные и добрые. Благодаря чтению, процесс засыпания проходит спокойно и непринужденно.
Используем все средства для приобщения к художественной литературе во всех помещениях детского сада. Например, на входе в детский сад организовали маленькую библиотечку, из которой можно взять книгу домой, прочитать ее и принести обратно. Библиотечка пользуется популярностью и у детей, и у взрослых.
Развитие речи посредством художественного творчества. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Рисуем и лепим в группе не только во время образовательной деятельности, но и в свободное время, и дома с родителями.
К занятиям по развитию речи необходимо проводить огромную предварительную работу. Например, к сегодняшнему занятию по знакомству детей со сказкой «Гуси-лебеди» мы выделили несколько этапов подготовки: первичное чтение произведения; беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста; занятие по обогащению словаря (знакомство детей с прялкой и веретеном; с понятиями «пшеничные» и «ржаные» пирожки); занятие по продуктивной деятельности (рисование яблок).
Театрализованная деятельность, наряду с сюжетной игрой и другими продуктивными формами деятельности является одним из средств речевого развития ребенка. Как и в сюжетной игре, ребенок рассматривает конкретное событие в определенной проекции: через ролевую речь. Ребенок может выступать лично в качестве актера, а может действовать от имени персонажа (куклы, марионетки и др.).Постановка спектакля всегда происходит в обозначенном пространстве – на сцене, за ширмой (если это кукольный спектакль) это роднит его с сюжетной игрой. Очень важно научить ребенка правильно строить предложение, диалог, использовать интонационные особенности речи, в театрализованной деятельности это проходит интересно.
Одним из требований к реализации основной образовательной программы является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка. Мною используются различные формы работы с родителями: индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации); информационно-практическая (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, дни открытых дверей); информационно-аналитическая (анкетирование и опросы); работа с домашними заданиями посредством Детского календаря.
Одной из интересных форм работы явилось привлечение родителей для участия в организованных мероприятиях в качестве актеров. Родители принимали участие в занятии-событии «Наши любимые домашние животные»; в «Неделе театра»; в музыкальном занятии, которое проводилось в День открытых дверей. И сегодня вы могли наблюдать их на нашем открытом занятии в качестве актеров сказки «Гуси-лебеди».
Родители принимают активное участие в изготовлении пособий для организации предметно-развивающей среды. Их руками изготовлен календарь природы: на тканевую основу при помощи липучек прикрепляются «явления природы», также сшитые из ткани: тучи, солнце, листья, дождик и т.д., причем прикрепляют это сами дети. Сделали родители и дорожку здоровья, по которой мы с удовольствием ходим, сшили форму для дежурства в группе, изготовили множество дидактических игр для развития мелкой моторики. А какие вкусные и красивые пряники испекли наши родители на праздник Осени, просто загляденье и объеденье!
А еще в нашей группе появилась традиция совместного проведения «Досугов выходного дня». Родители сами предлагают мероприятия для проведения досугов и принимают в них активное участие. Вместе мы побывали на дне рождения у кота Леопольда в ДК «Октябрь», в гостях у Малыша и Карлсона в ДК «Десна».
В новом учебном году мы проработали всего два месяца, но уже так много успели сделать!!! В результате нашей работы мы получили: умных и воспитанных детей, с удовольствием посещающих детский сад; благодарных родителей, с удовольствием сотрудничающих с нами!!!!
У нас много планов на будущее! Мы продолжаем активно сотрудничать с родителями, привлекать их к нашим мероприятиям в детском саду и к «Досугам выходного дня». В этом году мы планируем посетить художественную выставку, концерт классической музыки и сходить вместе с детьми в настоящий поход!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...
Открытое занятие по теме: "Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"
Помогает активизировать речь детей через различные виды музыкальной деятельности.Формирует интерес к миру звуков, развивает музыкальные и творческие способности, в том числе слуховое вниминие,зв...
Описание опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности»
Описание опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности»Приложения: 1,2,3,4,5,6,7...
Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности....
"Умелые пальчики". Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, яр...