Дидактический практикум для педагогов ДОУ по теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
картотека
Дидактический практикум для педагогов ДОУ
по теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shetenkova_ka_didakt_praktikum.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Шетенкова Кристина Алексеевна
учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка
муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
Дидактический практикум для педагогов ДОУ
по теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева.
А вот зачем язык тренировать?
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Детям 3-х,4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
- речевой слух,
- речевое внимание,
- речевое дыхание,
- голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.
Вопрос к воспитателям: Что такое - артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.
Виды артикуляционных упражнений
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,
2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
3 группа упраж. – специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.
Так, в младших группах берутся упраж. на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога.
Педагог дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняются упражнения)
Во время автоматизации звуков использую «артикуляционную гимнастику. Тру-ля-ля», «гимнастика со смешариками», пособие Е. С. Аищенковой «арт. гимнастика для развития речи дошкольников»., пособие Т. А. Куликовской «арт. гимн. В стихах, и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой.
Мною разработаны и используются в работе различные дидактические игры и упражнения:
«Логопедические ходилки - бродилки», где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков(гусеница) или прямоугольников(вагончики) с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.
В упражнении «Отгадай, что спряталось?» - дети переворачивают картинки и выполняют упражнение на карточке.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Практическая часть:
Педагоги делятся на четыре группы (младшие, средние, старшие и подготовительные). Каждой команде предлагается адаптированная сказка(«Малыш», «Заяц – огородник», «Трудолюбивая божья коровка», «Бабочка и бегемот»). (Приложение 1)В них входит комплекс артикуляционных упражнений. Педагоги должны обыграть эти сказки, применив все упражнения. Тем самым продемонстрировать свои знания выполнения артикуляционных упражнений. Для закрепления знаний об артикуляционной гимнастике педагогам предлагается тест:
Приложение 1
Малыш
(для детей младшего дошкольного возраста)
Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.
Заборчик Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.
Чистим зубы А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).
Месим тесто А теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.
Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.
Блинчики А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.
Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.
Сердитая кошка Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.
Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети - вы умненькие и старательные. Молодцы!
Бабочка и бегемот
(для детей среднего дошкольного возраста)
Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.
Бегемот Откроем широко рот и подержим его так.
Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»
А бегемот ей отвечает:
«Очень много там зверей
приходи смотреть скорей
в этот расчудесный парк
Что же это? …» (зоопарк)
И стали бабочка и бегемот дружить.
Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»
Обезьянка Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя….
-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка - мой новый друг.
Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье – вкусное варенье.
Ели с наслажденьем,
И перепачкались все вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать-
Ротик надо облизать.
Вкусное варенье Улыбнитесь, откройте рот, оближите языком верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.
Вкусное варенье поели,
Выпить чаю захотели
Чашка Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы получилась чашечка.
После того, как наши друзья попили чай, обезьянки рассказали интересную историю о том, как приплыли из Африки на Паруснике
Парусник Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите его так.
асвы
Трудолюбивая божья коровка
(для детей старших групп)
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.
- Да ты просто красный жук, - вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко:- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, у тебя есть помощники - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Тогда давайте откроем первую страницу.
Маляр Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.
Лошадка Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок(2 раза).
А вот и пятнышко появилось.
Следующую страницу …
Грибок Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.
Дятел Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»
Божья коровка так увлеклась работой, прочитала книгу вместе с нами и не заметила, как произошло чудо - у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…
ЗАЯЦ – ОГОРОДНИК.
(для подготовительных групп)
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем её стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошёл на поляну.
«Лопаточка» (язычок лежит на нижней губе)
Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто – то:
- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?
- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.
Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.
«Весёлая змейка» ( напряжённый язычок вытянуть вперёд)
Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где - то грибок засушенный нашла.
«Грибок» (присосать язычок к твёрдому нёбу)
«Вот молодец», - удивилась белка и тут же совет дала:
- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.
Только белка ушла – медведь идёт да банку с вареньем несёт
«Вкусное варенье» (облизать верхнюю губу)
Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошёл к нему и дал разумный совет:
- Смотри рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушёл косолапый.
Заяц дальше копает. Песенки всё поёт, хоть устал очень.
Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».
А перед самим вечером смотрит – волк идёт, чашечку несёт.
- Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашечка.
«Чашечка»( Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы получилась чашечка)
Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.
«Ковшик» (как и чашечка, только кончик языка то поднимается, то опускается)
Всё лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил её, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.
«Лошадка» (щёлкать язычком)
Следующей весной решили ещё больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.
Исполняется песенка змеи: « ш-ш-ш».
Тестирование
«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
1. Артикуляционная гимнастика – это
а) гимнастика любых мышц языка;
б) совокупность движений языка и губ;
в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
2.Цель артикуляционной гимнастики:
а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;
б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.
3.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:
а) лёжа;
б) стоя;
в) сидя.
4. Статические упражнения направлены
а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
б) на координацию движений органов артикуляции.
5.Динамические упражнения направлены
а) на увеличение силы голоса;
б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
6.Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять
а) 2-3 раза;
б) 10-15 раз;
в) 1 раз.
7. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать
а) подробно;
б) поэтапно;
в) конкретно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
Тема самообразования: "Развитие артикуляционной моторики как эффективное средство коррекции звукопроизношения"
Материал содержит информацию о важности развития артикуляционной моторики,описаны методы и приемы ее развития....
Самообразование на тему:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения». Цели: Повышение уровня знаний, профессионального мастерства ...
Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».Время работы над темой: март 2018 ...
Тема по самообразованию: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема по самообразованию: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения» ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Время работы над темой: сентябрь 2022 – май 2023 гЦель: Обобщить опыт работы по теме.Задачи:1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.2. Повысить пе...