Развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе подготовки и реализации проекта.
статья (средняя группа)

Подготовка и реализация проекта "Дорогою добра". Социально-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема нашего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кулешова С.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе подготовки и реализации проекта.

«Дорогою добра»

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека.

(Архипова Л.М.)

Актуальность. Социально-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема нашего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям.

Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребёнка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребёнка, его мировоззрения, своё понимание добра и зла, своя реакция на

поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Проект «Дорогою добра» направлен на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи. Научить детей оценивать свои поступки и поступки окружающих.

В проекте участвовали все дети группы, родители, воспитатели средней группы учитель-логопед, музыкальный руководитель, физкультурный работник.

Цель проекта:

 Воспитание у детей положительных качеств характера,

способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение

добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта:

- углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качеств человека.

- уточнять знания детей об этикете, закреплять знания правил вежливого общения;

- совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать

товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять

доброжелательность к суждениям других детей, избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом);

- объяснить детям, что добрые дела доставляют радость;

- возрождать интерес детей и родителей к художественной литературе, к

сказкам, к художественному слову, возрождать традицию читать детям перед сном.;

- Создать условия для творческой самореализации воспитанников,

педагогов, родителей;

- воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, поощрять стремление

совершать добрые поступки.

Формы работы:

-Информационно-аналитические (теоретический анализ литературы,

педагогического опыта по направлению работы);

- Коллективные (чтение художественной литературы, НОД);

- Индивидуальные (Беседы с родителями с целью обмена мнениями);

- Объяснительно-иллюстративная (предлагается иллюстрация, которую дети

рассматривают, анализируют);

- Исследовательское - поисковая (обучение поиску самостоятельного решения

ситуаций);

-Просветительская (распространения опыта среди педагогов);

- Сказкотерапия (на сказках апробируются приёмы, позволяющие смягчить

поведенческий негативизм у детей);

Предметно-пространственная развивающая среда:

-Подборка детских книг с рассказами, сказками по содержанию

нравственных ценностей;

- Карта «Дорогою добра», Плакат «Правила дружбы»;

- Альбом «Мои друзья»;

- Шкатулка добрых дел;

- «Цветик семицветик»

- Настольно-печатные и дидактические игры социально-нравственного

содержания

Ожидаемый результат:

В ходе проекта у детей сформируется представление о доброте, добрых

поступках; из сказок, рассказов и бесед почерпнут уроки нравственности.

Получат умения управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать

трудности, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять

сочувствие. Передавать с помощью речи различные эмоциональные

состояния.

Дети:

- пополнится опыт детей в сфере нравственного воспитания путем

использования разных методов и приёмов;

- расширится словарный запас детей;

- будет сформировано стремление к добрым делам и поступкам, дети

научатся делать простые выводы, смогут давать оценку поступков свою и

других людей;

-объединяются и сплачиваются участники образовательных отношений в

коллектив единомышленников, выстраиваются позитивные партнерские

отношений между воспитателями, детьми и родителями.

Родители:

- воспитывают любовь и почтение к дому;

- понимают, что только семья может воспитать в ребёнке нравственные

ценности, является примером;

- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию нравственных

ценностей.

Педагоги:

- повышение компетентности педагогов, профессионального мастерства;

- повышение эффективности воспитательной работы по нравственному

воспитанию детей.

Продукты проекта:

1 Рисунки по теме проекта.

2 Альбом «Мои друзья»

3 Картотека коммуникативных игр.

4 Видеоролик «Дорогою добра»

На первом этапе проекта – подготовительный, проведена подготовка необходимого материала для реализации проекта

- Подбор и изучение методической литературы;

- Оформление карты дороги добра;

- Подбор детской художественной литературы в детский уголок;

- Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;

- Подобрать материал для продуктивной деятельности;

- Составить перспективный план мероприятий.

Работа с детьми: 

1.Чтение художественной литературы

- М. Пляцковский «Урок дружбы»

- Т.Н.Шорыгина «Добрые сказки»

- Ю. Куклачёв «Школа доброты»

2.Пальчиковые игры: «В гости к

пальчику большому», «Апельсин»,

«Дружат в нашей группе» .

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями

«Знакомство с проектом»

2 Консультации для

родителей по теме проекта

3.Памятки для родителей

«Дружба крепкая».

«Дружеские отношения

взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Во время проведения второго этапа проекта-основного, участники проекта искали ответы на поставленные вопросы, выполняли задания разными способами, через практическую деятельность детей.

Второй этап - основной, включает в себя:

1.Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

2.Совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3.Совместные мероприятия с детьми,

4. Волшебное путешествие в город «Доброград»

5.Пополнение развивающей среды

6.Выставки детских работ.

Введение в проект

НОД «Знакомство с мудрой совой»

Начало путешествия по карте добра

(Столица дружбы, девиз проекта.

Мостик комплиментов, приветствия

«Улыбка», «Дружный круг)

Беседы: «Секреты дружбы», «Умеешь

ли ты дружить», «Что такое добро,

доброта?», «Играть нужно дружно»,

«Зачем помогать птицам?».

Ситуативный разговор «Чем

порадовать друга».

П/и «Не сердись, улыбнись», «Найди

свою пару и обнимись», «Апельсин».

«Лиса и зайцы»

Конструирование «Дом дружбы»,

Игротека «Добрые и вежливые

слова», «Назови ласково»,

Дидактическая игра «Этикет. Что

такое хорошо, что такое плохо»,

«Узнай по описанию» (друга).

Художественное творчество

Рисование ладошкой «Два весёлых гуся»

Участие родителей в подборе художественной литературы. Памятка для родителей -«Секреты самообладания» Список художественной литературы для чтения дома и

в д/с по теме проекта.

В конце основного этапа провели итоговое совместное мероприятие с родителями.

Родительская гостиная «Воспитание добротой» с использованием Смарт-оборудования.

Родителям были заданы вопросы о доброте, а потом представлены ответы детей.

Были представлены конфликтные ситуации и их решения, список сказок о доброте, памятки как воспитывать доброту.

Совместная деятельность

детей и родителей дома

Рисунок и рассказ «Мой друг»

Просмотр мультфильмов о дружбе, чтение сказок.

Третий этап – заключительный или обобщающий.

В ходе третьего этапа провела обобщение результатов работы в игровой форме, их

анализ, закрепление полученных результатов, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы по проведению проекта.

Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема

доброты. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании добротой.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий,

индивидуальный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень

интересную информацию по теме «Мой друг», сопровождали свои

рассказы показом рисунков детей.

Развивающая предметно-пространственная среда пополнилась дидактическими играми, картотекой коммуникативных игр. Художественной литературой, картотекой мирилок, картотекой подвижных игр. Иллюстрациями «Что такое хорошо и что такое плохо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

   В условиях изобразительной деятельности общение детей друг с другом и педагогом отличается от обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную направленность на в...

"Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности"

В сообщении представлен опыт работы по развитию коммуникативного взаимодействия дошкольников в процессе игры....

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе подготовки и реализации проекта

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблемпедагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи сособенностями социального окружения ребенка, в ко...

Творческий час "«Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности»

Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются...

Статья Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе социально трудовой деятельности

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста....