Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности
статья (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»
Доклад на Совете педагогов
«Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников
в процессе игровой деятельности»
Подготовила воспитатель
Малыгина Татьяна Александровна
2014 год
Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Это актуализируется и в Федеральном государственном образовательном стандарте. Именно игра и общение становятся сквозными видами детской деятельности.
Мне хотелось бы остановится на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка и основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу! »
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Педагогическая работа по руководству игрой отражается в нескольких аспектах:
- приемы педагогического влияния на содержание игр;
- помощь детям при реализации игры;
- развитие сюжета;
- формирование взаимоотношений между участниками игры.
Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями своих действий и действий детей в игре.
Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
В совместной деятельности необходимо также использовать различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться.
К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники детских садов стали меньше играть. Поэтому воспитателю нужно играть с детьми не только в совместной деятельности, но и на занятиях, выстраивая их в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации.
Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.
Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
•сотрудничать;
•слушать и слышать;
•воспринимать и понимать информацию;
•говорить самому.
И еще. Может быть, это прописные истины, но как подчас нелегко следовать им в повседневной жизни, а без них контакт с ребенком невозможен.
Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчеркивайте.
Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.
Уважаемые коллеги!
Закончить наше общение хотелось бы словами Антуана де Сент- Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности...
Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ...
Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
В условиях изобразительной деятельности общение детей друг с другом и педагогом отличается от обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную направленность на в...
"Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности"
В сообщении представлен опыт работы по развитию коммуникативного взаимодействия дошкольников в процессе игры....
Сценарий Педагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»
СценарийПедагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»...
Выступление на педагогическом совете «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»
Своевременное овладение ребенком речью – одно из важных направлений в педагогической работе дошкольной образовательной организации. Необходимо создавать условия для формирования у дошкольников коммуни...
Творческий час "«Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности»
Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются...