Развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе подготовки и реализации проекта
методическая разработка (подготовительная группа)

Виноградова Мария Владимировна

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем

педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с

особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит

«живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время,

вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Виноградова М.В., воспитатель ОДО

                                        ГБОУ СОШ №93 Пушкинского района  Санкт-Петербурга

Развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе подготовки и реализации проекта.


Развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе проектной

деятельности.

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем

педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с

особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит

«живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время,

вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими.

Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с

взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно

обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в

детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором

строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам,

нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность

в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в

диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся

контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать,

рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором

развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная

партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные

исследования в области развития общения, а также результаты диагностики

интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста по образовательной области

«Коммуникация», мы отметили, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут

поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг

друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации

общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний,

выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

В процессе работы по развитию коммуникативных навыков эффективно

использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и

возможностями образовательных областей. В процессе развития коммуникативных

компетенций используем разные виды детской деятельности, интегрируя их.

Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира,

дает возможность реализовать творческие способности, развить коммуникативные навыки

и умение свободно делиться впечатлениями.

Объединить содержание образования из различных областей знаний, интегрировать образовательные области, а также организовать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников,педагогов и родителей позволяет инновационный и очень эффективный метод проектной деятельности.

В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития

коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, т.к. участникам

проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для

достижения лучшего результата, т.е. коллективно обсудить проблему, разработать

подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной

проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении

практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между

детьми, педагогами и родителями. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает

ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать

творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно

адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Важнейшими задачами, которые ставят перед собой педагоги в процессе

осуществления метода проектов, являются:

 - обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного

климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного

образовательного учреждения;

 - развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать

и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Темы проектов определяются по инициативе детей (что они хотят узнать, что их

интересует) или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для

развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбираем соответствующую

возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты,

специально подобранные истории и т.п.). Воспитатель с детьми включается в обсуждение

плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, в каких

источниках можно найти информацию, чему научиться для достижения цели.

 К проектной деятельности мы подключаем родителей воспитанников. Воспитатель предлагает детям задания по теме проекта, а ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают интересные для них задания.

В случае необходимости воспитатель предоставляет родителям справочный и практический материал, дает рекомендации. В ходе работы над решением проблемы дети с родителями проводят творческую, поисковую и практическуюдеятельность, работают над частями проекта, обсуждают результаты своей деятельности,

систематизируют полученную информацию, готовят презентацию результатов проектной

деятельности. На защиту проекта приглашаем родителей, гостей. Защита проекта

проходит ярко, интересно и продумано так, чтобы каждый участник проекта – родители,

дети, продемонстрировал свой вклад. В процессе защиты проекта дети реализуют весь

свой творческий потенциал, у них развивается творческая активность и фантазия,

совершенствуются коммуникативные умения: они учатся работать с аудиторией, логично,

последовательно, эмоционально доносить информацию до слушателей, отвечать на

интересующие гостей вопросы.

В процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и

навыки, умение сотрудничать и аргументировано отстаивать свою точку зрения,

участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются

партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не

только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети

учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости,

непосредственности, искренности.

Формирование мотивации общения у дошкольников возможно лишь в том случае,

когда происходящее вокруг ребенка интересно ему, захватывает его, вызывает желание

стать участником происходящих событий.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию

коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использование

традиционных и инновационных приемов и методов в процессе совместной работы

педагогов ДОУ и родителей воспитанников дает положительные результаты.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

   В условиях изобразительной деятельности общение детей друг с другом и педагогом отличается от обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную направленность на в...

"Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности"

В сообщении представлен опыт работы по развитию коммуникативного взаимодействия дошкольников в процессе игры....

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе подготовки и реализации проекта.

Подготовка и реализация проекта "Дорогою добра". Социально-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема нашего времени. Когда материальные ценности преобладают над дух...

Творческий час "«Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности»

Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются...

Статья Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе социально трудовой деятельности

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста....