Модель инклюзивного образования в МБДОУ№27 г.Канска (конференция)
методическая разработка
Инклюзивная практика МБДОУ№27 Г,Канска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_dou.docx | 44.01 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Ю.Степурка, ст.воспитатель
Т.В.Бурдина , педагог-психолог
Н.В.Гусева, воспитатель
И.Н.Шишигина, воспитатель
Модель инклюзивного образования в МБДОУ №27
Актуальность
Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей ОВЗ. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.
Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей, направленной на их полноценное развитие и самореализацию.
Модель инклюзивного образования в МБДОУ №27 составлена на основе:
Федеральные:
1. Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
2. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
3. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
Постановления Правительства РФ:
1. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
3. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
4. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
5. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666
Приказы Министерства образования и науки РФ
1. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
2. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535
3. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95
4. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281
5. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
6. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.
7. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва
Региональные:
"Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы" Указ Губернатора края от 13.10.2017г. №258 -уг.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
1. Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группа).
2. Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).
3.Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).
4. Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).
5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.
6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).
7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).
Характеристика детей ОВЗ и инвалидов
Задержка психического развития (ЗПР):
-замедлен темп формирования высших психических функций;
-стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы;
-интеллектуальная недостаточность.
Восприятие | нет целостности и последовательность затруднения при новых ракурсах |
Мышление | снижена познавательная активность наглядно-действенное нарушены пространственные представления преобладание анализа инертность и регидность смещение с главного на частности |
Речь | бессвязность, нет логики, ясности бедность лексики |
Память | низкий объем и скорость преобладание наглядной непродуктивность непроизвольная нарушена механическая |
Внимание | неустойчивость и отвлекаемость сниженная концентрация трудность переключения и распределения |
Движения | замедленное развитии нечеткость и нарушение регуляции |
Поведение | импульсивность и резкая расторможенность плаксивость негативизм агрессивность |
Нарушение интеллектуального развития:
-умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность дебильность);
-органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития
Восприятие | искажение образов отсутствие перестройки нет осмысленности, целостности, избирательности поверхностность |
Мышление | вялость процессов нет обобщений, сравнений, оценки снижено наглядно-действенное, наглядно-оборазное словесно-логическое анализ беден и фрагментарен отсутствие внутренних взаимосвязей |
Речь | неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны задержка понимания речи дефицит слов трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании |
Память | слабая, лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию |
Внимание | низкая устойчивость трудность распределения и замедленность переключения быстрая отвлекаемость |
Движения | затруднена пространственная ориетровка задержка формирования двигательных навыков низкая двигательная активность нет точности и координации двигательная расторможенность |
Поведение | безынициативность, неумение самостоятельно действовать импульсивность повышенная возбудимость подчиненность слабость собственных намерений стереотипность сниженная самооценка деструктивность |
Тяжелые нарушения речи:
-нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, ,дислексия – трудность овладения чтением; заикание);
-разные психофизические отклонения.
Восприятие | нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического трудность восприятия при усложненных условиях снижена целостность поверхностность |
Мышление | отставание словесно-логического трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения |
Речь | отсутствие речи или невнятность неправильность произношения звуков расхождение между звуком произносимого слова и его образом |
Память | снижена вербальная сохранена логическая и смысловая низкая продуктивность |
Внимание | неустойчивость ограниченность в распределении |
Движения | нет координации и ловкости медлительность нарушения тонкой и мелкой моторики |
Поведение | заниженная или неадекватно завышенная самооценка раздражительность и обидчивость смена интересов |
Нарушения опорно-двигательного аппарата:
-ДЦП и поражение спинного мозга;
-органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений
Восприятие | трудность восприятия формы и объема |
Мышление | сложность с абстрактными и прстранственно-временными понятиями замедленность |
Речь | нарушена артикуляция искажение фонетического произношение звуков или их замена нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки медленное увеличение лексики недоразвитие устной речи |
Память | слабая образная хорошая механическая трудность опосредованного запоминания |
Внимание | плохая сосредоточенностьи концентрация |
Движения | патология перераспределения мышечного тонуса снижение силы мышц нарушение взаимодействия между категориями мышц движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему |
Поведение | повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам инфантилизм и эгоцентричность неподчинение требованиям коллектива |
Расстройство поведения и общения:
-разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
-психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков.
Восприятие | дезорганизовано фрагментарно, нет целостности СДВГ неполная обработка входящей информации |
Мышление | не понимают подтекста осмысление с одного ракурса трудности обобщения и абстрагирования СДВГ цикличность:периоды активности и восстановления при восстановлении перестают осмысливать информацию |
Речь | иногда не понимают значение богатая лексика, но мало используется затруднения с диалогами повторяют только что сказанное другим («эхолалия») говорят, не слушая других СДВГ задержка развития недостаточная артикуляция замедление или ускорение речи |
Память | мехническое запоминание СДВГ снижена забывание информации в период восстановления |
Внимание | развитое непроизвольное и минимум произвольного лучше воспринимают обращение к другим замедленность нет концентрации СДВГ нет концентрации легко отвлекаются |
Движения | трудности ориентации в пространстве и с равновесием нет согласованности движений двух строн тела непроизволные движения СДВГ нарушение тонкой и мелкой моторики низкая координация и неуклюжесть |
Поведение | стереотипность избегание контактов отрешенность от мира закрытость агрессивность СДВГ говорливость и суетливость конфликтность негативизм низкая самооценка |
Инклюзивное образование детей ОВ в нашем ДОУ реализуется через следующую модель:
Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:
- беседа и анкетирование родителей;
- диагностика развития ребенка с ОВЗ;
- наблюдение за поведением в группе;
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.
Для того, чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОУ создан ППк, куда входят следующие специалисты:
Должность | Квалификационная категория | Стаж работы в должности |
старший воспитатель | Высшая | 10 лет |
педагог-психолог | Первая | 6 лет |
учитель-логопед | Высшая | 25 лет |
воспитатель | Первая | 10 лет |
Задачи организации совместной деятельности:
1.создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа);
2.формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, а так же друг друга;
3.развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя;
4.развивать умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности; 5.формировать навыки само регуляции и самообслуживания.)
Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка ОВЗ, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ППк ДОУ проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце), так и внепланово (по запросу).
Ведется взаимодействие с медицинскими учреждениями: психоневрологический диспансер, детская поликлиника. Врачи: психиатр и врач педиатр обследуют детей и в случаи необходимости назначают медикаментозное лечение.
Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активная деятельность в специально организованной среде (свободная
игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении,
прогулки);
- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);
- фронтальные занятия;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком, занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которым обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Так же родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети играют в особой – спокойной, доверительной атмосфере.
В детском саду организована деятельность для детей как с нормой так и для ОВЗ и родителей -"Логопедическая гостиная"с целью повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. "Развивашка" с целью развитие мелкой моторики и познавательных процессов. На сегодняшний день для инклюзивного образования в нашем детском саду существует стартовые условия. "Весёлый художник" с целью развитие у детей интереса к изобразительной деятельности через применение разных нетрадиционных техник и материалов. "Умелые ручки" с целью развития творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия. Консультативный пункт создан для оказания комплексной психолого-медико-педагогической консультативной помощи родителям (законным представителям), имеющим детей дошкольного возраста и педагогам:
- по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста;
- по вопросам содействия психологическому и личностному развитию детей на всех возрастных этапах дошкольного детства;
- по осуществлению ранней профилактики различных отклонений в развитии их личности и школьной дезадаптации.
Всем детям, в том числе и детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как это прекрасная возможность для их творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему "ситуацию успеха".
Наше учреждение успешно реализует инклюзивную практику:
года | Количество обследуемых детей | Количество детей выявленных | Речевое заключение | СНР | Количество выпущенных детей | Рекомендации | Количество детей, оставшихся на повторный курс | Количество детей,выбывших по разным причинам | ||||||
Направить | ||||||||||||||
ОНР 1 ур. | ОНР 2 ур. | ОНР 3-4ур. | Речь исправлена | Со значительным улучшением | Речь улучшена | Речь незначительна улучшена | В массовую школу | В физическую группу | ||||||
2016-2017 | 112 | 21 | 3 | 1 | 2 | 1 | 4 | 6 | 6 | 3 | 5 | 1 | 14 | 2 |
2017-2018 | 132 | 20 | - | - | 20 | - | 4 | 12 | 4 | - | 6 | - | 13 | 1 |
2018-2019 | 135 | 18 | 1 | 17 | - | 5 | 9 | 3 | 1 | 5 | - | 10 | 3 |
- в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков);
- дети с желанием посещают детский сад;
- воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
- родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом;
- педагоги реализуют инклюзивную практику, используя уже имеющийся профессиональный опыт и знания; принимают участие в разработке индивидуальных образовательных планов.
Для успешной организации образовательного процесса обращаем внимание на РППС , она создана:
- безопасной;
- комфортной и уютной;
- организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей;
- развивающейся и вариативной;
- информативной;
- постоянно обновляемой.
Дети с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ созданной РППС.
Взаимодействие с родителями
Используем следующие формы работы: консультации, мастер – класс, логопедическая гостиная, участие в совместных досуговых мероприятиях, родительские собрания, день самоуправления в группах.
Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ мы учитываем следующее:
- Родители ознакомлены в составлении индивидуального плана развития ребенка.
- Родители регулярно получают сведения об успехах ребенка.
- При возможности организуются домашние посещение семьи ребенка дома, так у педагогов будет возможность понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.
- Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так у них будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
- Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.
В процессе работы столкнулись с проблемами в инклюзивном образовании:
- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в
ДОУ;
- нехватка узких специалистов (учитель-дефектолог):
- необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.
Перспективы инклюзивного образования:
- создание системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования;
- обобщение опыта работы по инклюзивному образованию.
Ожидаемые результаты:
Открытие и эффективное функционирование в ДОУ группы инклюзивного образования детей с разными возможностями.
В работе с семьей:
- Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
- Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
- Стойкое продвижение детей в развитии.
- Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.
В работе с педагогами:
- Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.
- Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
- Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.
На данный момент в нашем ДОУ организованы 4 комбинированные группы. Это 18 детей, получается по 3-4ч. в группе. Воспитатели прошли курсы повышения квалификации по теме: «Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
У детей на выходе к школе сформирована речь, положительная динамика психического развития. В ноябре 2019г. мы прошли внешнюю экспертизу нашей модели на фестивале инклюзивных практик в Красноярском институте повышения квалификации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель инклюзивного образования в МБДОУ
Обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ в ДОУ с учетом их возможностей, индивидуальных психофизических особенностей необходимого для максимальной адаптации и включенности в соци...
Модель инклюзивного образования в МБДОУ
Цель:создание инклюзивного образовательного пространства, обеспечивающего равные возможности получения образования детей, в том числе и детей с ОВЗ, с учетом их образовательных потребностей в условиях...
Модель инклюзивного образования в МБДОУ д / с № 13
Модель инклюзивного образования в МБДОУ д / с № 13...
Презентация "Модель инклюзивного образования МБДОУ №10"
Создание эффективной системы психолого-педагогического социального сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой ...
Доклад: "Модель инклюзивного образования МБДОУ №10"
Основной целью инклюзивного образования в МБДОУ является реализация права детей с ОВЗ на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание усл...
Модель инклюзивного образования МБДОУ №10
Реализация права детей с ОВЗ на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной а...
Модель инклюзивного образования МБДОУ №11
Модель инклюзивного образования МБДОУ №11...