«Вариативность развивающей предметно – пространственной среды»
методическая разработка
Развивающая предметно-пространственная среда – ЭТО часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
При вариативности предметно-пространственной среды необходимо учитывать:
- возрастные особенности;
- особенности развития игровой деятельности;
- скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;
- особенности контингента детей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._variativnost_razvivayushchey_predmetno_-_prostranstvennoy_sredy.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №60 «Теремок»
Семинар практикум «Вариативное образование
и средства его развития»
«Вариативность развивающей предметно – пространственной среды»
Воспитатель Коваленко В.В.
2018 г.
Уважаемые коллеги, все мы с вами слышали о том, что такое вариативность предметно-пространственной среды, однако, бывает и такое, что воспитатель не на все 100% использует данное понятие в своей работе.
Попробуем разобраться, что же такое вариативность предметно- пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – ЭТО часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
При вариативности предметно-пространственной среды необходимо учитывать:
- возрастные особенности;
- особенности развития игровой деятельности;
- скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;
- особенности контингента детей группы.
Предметно-пространственная среда предусматривает: активную зону, спокойную зону, рабочую зону.
Активная зона включает в себя:
-центр сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Строители», «Парикмахерская», «Семья»);
- центр конструирования (крупный строительный материал, различные виды конструкторов);
- театрализованный центр (масочный театр, теневой театр, пальчиковый театр, настольный театр);
- - центр двигательной деятельности (кегли, обручи, мячи, ленточки, флажки, кольцеброс, скакалки, наглядно – дидактическое пособие «Виды спорта» ;
Спокойная зона включает в себя:
- уголок уединения (место где ребенок может побыть наедине с собой);
- уголок природы (растения, инструменты по уходу за растениями, природный материал, дидактические игры) ;
- уголок художественной литературы (книги с крупными иллюстрациями, книжный доктор, портреты писателей) ;
Рабочая зона включает в себя:
- Центр познавательно – исследовательской деятельности (эксперименты, наблюдения, беседы);
- Центр продуктивной и творческой деятельности (лепка: пластилин, тесто, кинетический песок; аппликация: цветная бумага, цветной и белый картон, клей; рисование: карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты.);
После того, как мы с Вами обсудили вариативность, я думаю, что каждому из Вас было бы интересно, а как же используют вариативность предметно- пространственной среды ваши коллеги? Для того, чтобы это узнать, я предлагаю немного поиграть.
Цель игры в том, чтобы каждый перенял что-то для своей работы. (На подносе лежат листочки с названиями центров).
Сейчас я предлагаю каждому из Вас выбрать один из этих листков и прочитать название центра, о котором Вы сейчас будете рассказывать, а так же о том, как вы его используете при вариативном обучении.
(каждый педагог берет по 1 листочку и рассказывает о том, как он его использует на занятии)
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимосвязь принципов обеспечения здорового образа жизни и вариативности развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста»
Презентация для выступления на ТУМО....
Особенности проектирования вариативной развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
Ранний возраст обладает специфическим, только для него характерным развитием, когда ребенок впервые сталкивается с окружающими предметами и пытается действовать с ними, осваивая способы их использован...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» И В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Важной задачей ДОУ при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающег...
Презентация "Вариативность развивающей предметно - пространственной среды"
Развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на ...