«Вариативность развивающей предметно – пространственной среды»
методическая разработка

Коваленко Валерия Валерьевна

Развивающая предметно-пространственная среда – ЭТО часть  образовательной среды, представленная специально организованным  пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и  инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с  особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета  особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых  образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов.

Развивающая предметно-пространственная среда должна  быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой,  полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно –  пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной  образовательной организации или группе различных пространств (для игры,  конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов игр, игрушек и  оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую  сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих  игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

При вариативности предметно-пространственной среды необходимо учитывать:

  • возрастные особенности;
  • особенности развития игровой деятельности;
  • скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;
  • особенности контингента детей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №60 «Теремок»

Семинар практикум «Вариативное образование

и средства его развития»

 «Вариативность развивающей предметно – пространственной среды»

                                                                                         Воспитатель                                   Коваленко В.В.

2018 г.

Уважаемые коллеги, все мы с вами слышали о том, что такое вариативность  предметно-пространственной среды, однако, бывает и такое, что воспитатель не на  все 100% использует данное понятие в своей работе.

Попробуем разобраться, что же такое вариативность предметно-  пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – ЭТО часть  образовательной среды, представленная специально организованным  пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и  инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с  особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета  особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых  образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов.

Развивающая предметно-пространственная среда должна  быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой,  полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. 

Вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно –  пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной  образовательной организации или группе различных пространств (для игры,  конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов игр, игрушек и  оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую  сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих  игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

При вариативности предметно-пространственной среды необходимо учитывать:

  • возрастные особенности;
  • особенности развития игровой деятельности;
  • скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;
  • особенности контингента детей группы.

Предметно-пространственная среда предусматривает: активную зону,  спокойную зону, рабочую зону.

Активная зона включает в себя:

-центр        сюжетно-ролевых        игр        («Больница»,  «Магазин», «Строители», «Парикмахерская», «Семья»);

  • центр        конструирования         (крупный        строительный        материал,        различные        виды  конструкторов);
  • театрализованный центр (масочный театр, теневой театр, пальчиковый театр,  настольный театр);
  • - центр двигательной деятельности (кегли, обручи, мячи, ленточки, флажки,  кольцеброс, скакалки, наглядно – дидактическое пособие «Виды спорта» ;

Спокойная зона включает в себя:

  • уголок уединения (место где ребенок может побыть наедине с собой);
  • уголок природы (растения, инструменты по уходу за растениями, природный  материал, дидактические игры) ;
  • уголок        художественной        литературы        (книги        с        крупными        иллюстрациями,  книжный доктор, портреты писателей) ;

Рабочая зона включает в себя:

  • Центр познавательно – исследовательской деятельности (эксперименты, наблюдения, беседы);
  • Центр продуктивной и творческой деятельности  (лепка: пластилин, тесто, кинетический песок; аппликация: цветная бумага,  цветной и белый картон, клей; рисование: карандаши, фломастеры, восковые  мелки, трафареты.);

После того, как мы с Вами обсудили вариативность, я думаю, что каждому из Вас  было бы интересно, а как же используют вариативность предметно-  пространственной среды ваши коллеги? Для того, чтобы это узнать, я предлагаю  немного поиграть.

Цель игры в том, чтобы каждый перенял что-то для своей работы.  (На подносе лежат листочки с названиями центров).

Сейчас я предлагаю каждому из Вас выбрать один из этих листков и прочитать  название центра, о котором Вы сейчас будете рассказывать, а так же о том, как вы  его используете при вариативном обучении.

(каждый педагог берет по 1 листочку и рассказывает о том, как он его использует  на занятии)

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проектирования вариативной развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Ранний возраст обладает специфическим, только для него характерным развитием, когда ребенок впервые сталкивается с окружающими предметами и пытается действовать с ними, осваивая способы их использован...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» И В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Важной задачей ДОУ при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающег...

Презентация "Вариативность развивающей предметно - пространственной среды"

Развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на ...