"Использование ментальных карт в проектной деятельности с дошкольниками"
материал (средняя группа)
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mentalnyh_kart_v_proektnoy_deyatelnosti_s_doshkolnikami.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»Верхнекетского района Томской области
«Использование ментальных карт
в проектной деятельности с дошкольниками»
Подготовила: Алексеева М.А. воспитатель
2020 г
В последнее время нашим детям приходится сталкиваться с огромным количеством информации, которую необходимо запомнить. Как помочь дошкольникам справиться с этой задачей. Как научить их не только думать и запоминать, но еще и творить, создавать новое.
Изучая различные инновационные методы в образовательной деятельности, я столкнулась с методом планирования «ментальных карт». Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду.
Для начала, что такое ментальные карты или, как их еще называют интеллект карты, карты ума. Ментальные карты - это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, их фиксации, анализа и упорядочивания информации, принятия решений.
Метод интеллект карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном
Его методика направлена на активизацию запоминания и творчества, а также на правильную организацию мышления.
«Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» - гласит данный метод
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко.
Полезные свойства интеллект карт заключаются в её:
Наглядности.
Вся проблема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
В привлекательности.
Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
В запоминаемости.
Благодаря использованию образов и цвета интеллект карта легко запоминается.
В творчестве Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт", т.к она стимулирует творческие способности ребенка , помогает найти нестандартные пути решения задачи, что оказывает влияние на художественно-эстетических развитие. В возможности пересмотра, обсуждения
Что влечет за собой развитию речи, мышления, воображения дошкольников. И как следствие этому социально-коммуникативному развитию детей
В педагогической практике применяю интеллект карты в следующих направлениях:
В первом направлении решаются такие задачи как:
-создание ментальной карты в ходе обсуждения предмета или темы;
- пополнение активного и пассивного словаря, развитие процесса мышления, обобщение.
Во втором направлении выполняются следующие задачи:
-создание ментальной карты, как результат итоговой работы по изученной теме, по проекту;
- развитие у детей умение выделять главную мысль,
- активизация словаря, повторение изученного,
И в третьем направлении достигаются такие задачи как:
-умение самостоятельно, последовательно излагать свои мысли,
- развитие умения составлять распространенные предложения.
При создании ментальных карт я придерживаюсь нескольких простых правил и если их соблюдать , то это существенно повысит эффективность карты памяти.
- главная тема помещается в центре;
- затем на веточках помещаются фразы или иллюстрации, которые отходят от главной темы к периферии;
- карта может иметь несколько ответвлений и нести глубокий смысл
В нашей группе недавно прошел проект «Здоровое питание, залог процветания», где первый раз мы попробовали создать интеллект карту.
Перед составлением карты ума, с детьми проводится дидактическая или сюж\ролевая игра по теме проекта
Но прежде, чем начать работать в данном направлении, я придумала ознакомительные интеллект карты для детей. Смысл данной карты состоит в том, что вначале мы знакомимся с картой, изучаем ее, выполняем задание. Для этого в центр альбомного листа я поместила главный объект для исследования. В каждый угол листа смысловые картинки, которые обозначают цвет, форму, где растет, как используют.
Детям дается задание, соединить стрелочками главный объект с одной или несколькими картинками в каждом углу.
Например: морковь –оранжевая, треугольная, растет на грядке, используется для варки супа.
Данную работу можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. После выполнения задания дети могут обменяться картами и проверить правильность выполнения задания
Через определенное время мы возвращаемся к данному заданию: все та же морковь, только теперь задача усложняется. Так как дети среднего возраста еще не читают и не пишут, все свои веточки мы должны изображать с помощью рисунков или иллюстраций из журналов, которыми нас обеспечили родители.
Детям дается задание: Нарисовать или найти в журналах картинки ассоциации для данного овоща и наклеить их на мини карту.
По данному проекту нами были составлены следующие интеллект карты:
«Продуктовый магазин»
«Полезные и вредные продукты»
«Овощи и фрукты»
«Где растет?»
При составлении ментальных карт в работе могут использоваться такие виды детской деятельности как рисование, аппликация, плоскостная лепка. Все это делает ребёнка более активным участником образовательного процесса и приобретается навык субъектного мышления Приобретённые знания обучающихся при использовании ментальных карт сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала становиться значительно выше, кроме этого, процесс построения интеллект карт делает обучение творческим и увлекательным.
В дальнейшем планирую использование ментальных карт в работе с родителями в качестве закрепления пройденного материала с детьми. В этом направлении мною для родителей был проведен мастер-класс по ознакомлению с данной образовательной методикой
Результат не заставил себя ждать.
Данный метод основывается на наглядно-образном мышлении ребенка. Применение ментальных карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира.
Использование интеллект карты позволяет осуществлять интеграцию таких областей как: коммуникация, познание и социализация.
Я считаю, что на сегодняшний день, данный метод является инновационным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ментальных карт в речевом развитии дошкольников
Консультация для воспитателей. Презентация "Использование ментальных карт в речевом развитии дошкольников"...
Использование ментальных карт (“Mind Map”) в работе по экологическому воспитанию старших дошкольников
Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать задачи экологического воспитания: -Развивать познавательный интерес к изучению экологии.-Расширять пассивный словарь ...
Презентация "Использование ментальных карт в речевом развитии дошкольников"
В данной презетации описываются особенности использования ментальных карт в работе с дошкольниками, варианты работы с ними, а также практические рекомендации по созданию ментальных карт....
Использования ментальных карт как условия становления инициативности дошкольника
Опыт работы по развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста...
Использование средств анимации в проектной деятельности с дошкольниками
описание способов создания мультфильмов в совместной деятельности с детьми, задачи и ожидаемые результаты, ссылки на готовые работы...
Консультация для воспитателей ДОО «Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей ДОО«Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников»...
Буклет "Использование технологии "Интеллектуальная карта" в проектной деятельности с дошкольниками"
В буклете педагоги смогут найти информацию о возможностях применения технологии "Интеллектуальная карта" в работе с детьми старшего дошкольного возраста....