Консультация для воспитателей ДОО «Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников»
консультация
Консультация для воспитателей ДОО
«Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОО
«Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников»
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие образные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к миру. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания. Для решения этих задач и в связи с реализацией ФГОС ДО на каждом этапе экологического образования и воспитания дошкольников, педагоги стараются найти новые, современные инновационные формы, методы, подходы в педагогической деятельности.
1 начало (слайд) Изучив интернет - ресурсы, я обратила внимание на инновационный метод «Ментальные карты».
2 (слайд) Понятие «Ментальные-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, Тони Бьюзен.
Термин (от англ. сл. Mind Map) - переводится как «интелект карты», «карты ума», «ментальные карты», «карты памяти» - это информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные) между понятиями, частями и составляющими рассматривающей области.
Метод ментальных карт (МК) оказывается очень простым, доступным средством донесения информации не только для взрослых, но и для детей дошкольного возраста.
3 (слайд) Цель составления Ментальных карт — на одном листе собрать всю необходимую информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.
Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.
4 (слайд) Метод ментальных карт позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать задачи экологического воспитания: (показан на слайде)
Развивать познавательный интерес к изучению экологии.
Расширять пассивный словарь в области экологических знаний.
Выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в формировании эко-культуры ребёнка.
Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Развивать воображение и творческую активность.
Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.
5 (слайд) Свойства ментальных карт:
Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)
Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)
Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)
Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)
Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)
Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)
7 (слайд) Рекомендации по применению ментальных карт:
• Задавайте больше вопросов;
• Обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
• Беседуйте по карте;
• Составляйте рассказы;
• Добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;
• Экспериментируйте.
Знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.
6 (слайд) Схема
Алгоритм составления ментальных карт довольно прост:
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся ментальной карты следует придерживаться следующих простых правил:
1. Располагать бумагу следует горизонтально, в этом случае вам будет удобнее писать и читать
2. Все надписи и изображения делаются цветными карандашами, маркерами. Каждая ветвь имеет свой цвет.
3. Рекомендуется использовать не менее 5 -9 цветов.
3. В центре листа обозначается общая тема актуальная на данный момент или тема недели (времена года, водоёмы, насекомые, домашние животные, цветы и.т.п)
4. От центрального рисунка отходят ветви, а с ними ветви второго и следующих порядков (линии-мысли).
Рисовать ментальную карту следует по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла.
5. Вдоль каждой ветви нужно писать только одно ключевое слово.
6. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.
7. К каждому существительному подбираются слова-признаки, слова-ассоциации по теме.
8. Составляется карта.
9. Далее при приобретении новых знаний по теме дети могут самостоятельно вносить дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (составляется рассказ), с опорой на карту.
Ментальные карты для дошкольников должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Метод ментальных карт в образовательной деятельности дошкольников является универсальным способом познания окружающего мира, наиболее оптимальным методом экологического воспитания детей. Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. И самое главное – метод ментальных карт поможет формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень. Создание ментальных карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом занятии, особенно по экологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"
Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....
Консультации для воспитателей на тему: «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника».
Консультация для воспитателей про уголок природы....
Консультация для воспитателей "Труд в природе как метод экологического воспитания дошкольников"
Выступление на педсовете....
Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию...
Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...
Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...