из опыта работы "Коллекционирование в детском саду"
материал (старшая группа)

Потапова Оксана Анатольевна

виды детского коллекционирования. особенности организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie.docx826.57 КБ

Предварительный просмотр:

Коллекционирование для дошкольников

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует  развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.

 Для формирования познавательной активности  дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - всё это происходит в процессе коллекционирования.

Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом– словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению

Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям  ФГОС;  в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений;

Цель данной технологии -  развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством  создания коллекций.

Задачи:

  • формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;  
  • формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
  •  способствовать проявлению избирательных интересов;
  • развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
  •  расширять кругозор воспитанников;
  • прививать навыки культуры и оформления  коллекции и сбора материала;  
  • формировать бережное отношение к хранению коллекций;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, т. е. связь с занятиями формирования элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием.

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

 

 Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и  дети приносят  их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних  - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.  

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые  разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков), значков, открыток и т.д.), так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных и пр.). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки.

Что коллекционировать?

Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.

В нашей группе представлены коллекции «Старинные  поздравительные открытки-наших бабушек и мам», «Открытки коллекционные о городах, музеях, других достопримечательностях», «Коллекция фантиков», «Коллекция значков и часов», «Коллекция игрушек Киндер-сюрприза», «Коллекция купюр и монет разных стран».

Хранение коллекции.

В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. В нашей группе для коллекций сразу было отведено место «музей коллекций», который размещен в легком доступе для детей.

H:\уголки\P_20170314_134026.jpg

Использование коллекции

Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

  • в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира) 
  • в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры
  • в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд
  • в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий
  • в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.
  • в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества –рисунки, аппликации, макеты
  • в конструировании
  • Заключение. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И  наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то  птичье перышко или улетающий осенний листок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта с педагогами детского сада

данная методическая разработка раскрывает вопрос по работе воспитателя по профилактике жестокого обращения с ребенком....

Из опыта работы логопункта детского сада 2079

Основные проблемы в развитии речи старших дошкольников...

Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга

Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга по воспитанию здорового ребенка через содружество детского сада и семьи. «Предупреждать развитие болезни, уменьшить чи...

Представления опыта методической работы детского сада.

Главным условием успешности и оптимального решения по различным проблемам считаем постоянную связь методической работы с результатами работы педагогов....

сообщение из опыта работы воспитателя детского сада № 408 " О роли фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста"

  Знакомство с детским фольклором развивает и интерес  и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому у...

"Игры с красками": из опыта работы в детском саду

В докладе я рассказываю о нетрадиционных техниках изодеятельности, которые использую в работе с детьми дошкольного возраста....