Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
материал
1.Актуальность и перспективность опыта
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Поэтому своей главной задачей я считаю не допустить такого безразличия среди наших детей, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных во всех общеобразовательных программах, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.
Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
2.Условия формирования опыта
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие.
Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Для углубленной работы в данном направлении была проведена диагностика уровня нравственных понятий детей по основным направлениям программы «Детство». Для изучения межличностных отношений детей в группе – использовала метод наблюдения и бесед, для изучения семейного микроклимата — использовала анкетирование родителей («Социально-демографическая анкета», «Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей»).
Анализ проведения диагностических процедур показал: у детей сформированы или находятся в стадии формирования определенные нравственные понятия и представления, но они носят чаще всего эпизодический характер и напрямую зависят от средовых воздействий (семья, группа сверстников), так же наблюдается разрыв между нравственными представлениями дошкольников и конкретными проявлениями нравственных качеств в деятельности.
Анализ анкетирования родителей показал: только 40% родителей осознают важность нравственного воспитания детей и проявляют готовность к сотрудничеству в этом вопросе с педагогическим коллективом. Осознание определенных нравственных представлений носит в основном эпизодический характер; более 60% родителей затрудняются даже с описанием содержания нравственных понятий.
Учитывая все эти данные, еще раз проанализировала задачи, целевые ориентиры нравственного воспитания, определенные программой «Детство» и пришла к выводу, что наряду с положительными моментами (накапливание первого опыта нравственного поведения, формирование навыков организованного и дисциплинарного поведения, формирование гуманных отношений между детьми и т.д.) имеются и негативные моменты. Это «разрыв» между теоретическими знаниями и практическими умениями, неосознанное следование нравственным правилам и нормам, недостаточное внимание особенно в последние годы уделяется воспитанию у детей патриотических, гражданских чувств.
Изучив методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, проанализировав разнообразные методы работы других педагогов, посещение мероприятий по патриотическому воспитанию, пришла к выводу, что данная тема актуальна, интересна, собранный мною материал и использованный во время занятий, игр помогает детям расширить их познавательный интерес и способности, делает их любознательными, способствует формированию патриотических чувств.
Выступления на педсоветах, семинарах способствовали пополнению методического материала по патриотическому воспитанию, события последних лет в мире подтолкнули меня выбрать данную тему для углубленного изучения, а в дальнейшем и обобщения.
3.Теоретическая база опыта
Методологической и теоретической основой опыта являются положения
философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), о воспитании социальных, нравственных норм и
правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.);
работы по теории и методике педагогических исследований (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, М.Н.Скаткин).
Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и
др.).
В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б.П. «Ступеньки
творчества или развивающие игры».
Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции.
4.Технология опыта
Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.
Цель моей педагогической деятельности - формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитания уважения к труду;
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план
работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу
моего педагогического опыта.
1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.
3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подобрана
наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.
4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.
5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила
поведения, быстрее развиваются.
7. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные во
время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.
Концепцией моей работы является повышение личной компетентности в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной.
Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию:
М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно – патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
В диагностике принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала, что 50% (10 детей) не могут назвать членов семьи, дом и улицу на которой проживают, имеют низкий уровень развития речи, внимания; у 40 % (8 детей) – средний уровень; у 10% (4 ребёнка) – высокий уровень знаний. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.
Работая по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для того, чтобы улучшить качество знаний
детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я использовала различные методы и
приемы: занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа; работа в книжном уголке;
рисование; оформление семейных альбомов.
Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:
1блок «Моя семья. Мой дом»
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных
морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры: «Семья» - дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и
сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята
также учились проявлять доброту, учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе. В группе оборудован
уголок ряженья и есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение Л.Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей» и др.
При чтении сказки «Доктор Айболит» К.Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.
Вместе с детьми играли в дидактические игры: «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры: «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Лиса и гуси», «Смелые мышки», «Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка?», которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому.
Изготовили открытку для мам на 8 Марта и папам на День защитника отечества. Провела беседы, совместно с родителями оформили семейный фото – альбом, генеалогическое древо семьи.
Рисовали портреты членов семьи, а потом их рассматривали. Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.
2 блок «Мой детский сад».
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со своей группой: с загадками, с различными заданиями. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы. Например: в столовой (когда я ем, я глух и нем), в игровых зонах (поиграл – убери).
Затем была проведена экскурсия в медицинский кабинет с целью знакомства детей с профессией медработника детского сада (медсестрой),
показать расположение и оборудование медкабинета, познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Нина Николаевна рассказала детям, для чего необходим медицинский кабинет в детском саду. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. По окончании экскурсии детей угостили витаминами.
Экскурсия в столовую произвела на детей большое эмоциональное впечатление. Во время экскурсии дети познакомились с поваром и его помощником, рассмотрели отделы пищеблока (холодный, горячий цех), назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят вкусную и полезную пищу.
Провела экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления
детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. Прошлись по
всей территории и посмотрели на поделки, которые находятся в разных
местах детского сада. В ходе экскурсии напомнила правила бережного отношения к растениям и животным.
3блок «Мой родной город»
Младшим дошкольникам трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить.
Работа по воспитанию любви к родному городу началась с бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном городе.
Продемонстрировала детям альбом с фотографиями родного города, где дети узнали знакомые здания. Были проведены экскурсии к Мемориалу Славы и памятнику погибшим воинам. Прошлись по улице, где расположен детский сад, объяснила, что у каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома.
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.
В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сделал русский народ.
Познакомила детей с жилищем мордвы; разъяснила понятие «мордовская изба», рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям мордовского характера, мордовским традициям. Закрепляли полученные знания, в музее детского сада, при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. Мордовская культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.
В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-ролевой игры.
Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, природный материал, календарь природы, представлены книги с
иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города. В
«Книжном уголке» выставлена детская и художественная литература соответственно возрасту детей, находятся фотоальбомы «Наш город» (герб
города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов),
«Наши родители» (профессии).
Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и
патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей:
«Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Елочка зеленая»
(изготовление ёлок своими руками); выставка поделок к православным праздникам. Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году и уборке участка на улице.
Мною для родителей были подготовлены консультации: «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашей группе. Это:
*народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенняя ярмарка (Посиделки);
*государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
*международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;
*бытовые и семейные праздники – дни рождения, «Выпуск в школу» и др.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Так же очень важно знакомить детей с народными декоративно-прикладным искусством. Осуществлять это можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
В своей работе мы широко используем все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, «Защитников Отечества». Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник-день Защитника Отечества считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Нашей главной задачей является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам-защитникам Родины. Продолжением данной работы является знакомство детей с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, веранды, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями.
Важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельной взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет.
Анализ результативности опыта
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, использование педагогического потенциала может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог – ребёнок - семья.
Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребёнка, которая может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребёнка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_meleshkina.docx | 52.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Мелешкиной Нины Николаевны
1.Актуальность и перспективность опыта
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Поэтому своей главной задачей я считаю не допустить такого безразличия среди наших детей, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных во всех общеобразовательных программах, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.
Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
2.Условия формирования опыта
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие.
Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Для углубленной работы в данном направлении была проведена диагностика уровня нравственных понятий детей по основным направлениям программы «Детство». Для изучения межличностных отношений детей в группе – использовала метод наблюдения и бесед, для изучения семейного микроклимата — использовала анкетирование родителей («Социально-демографическая анкета», «Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей»).
Анализ проведения диагностических процедур показал: у детей сформированы или находятся в стадии формирования определенные нравственные понятия и представления, но они носят чаще всего эпизодический характер и напрямую зависят от средовых воздействий (семья, группа сверстников), так же наблюдается разрыв между нравственными представлениями дошкольников и конкретными проявлениями нравственных качеств в деятельности.
Анализ анкетирования родителей показал: только 40% родителей осознают важность нравственного воспитания детей и проявляют готовность к сотрудничеству в этом вопросе с педагогическим коллективом. Осознание определенных нравственных представлений носит в основном эпизодический характер; более 60% родителей затрудняются даже с описанием содержания нравственных понятий.
Учитывая все эти данные, еще раз проанализировала задачи, целевые ориентиры нравственного воспитания, определенные программой «Детство» и пришла к выводу, что наряду с положительными моментами (накапливание первого опыта нравственного поведения, формирование навыков организованного и дисциплинарного поведения, формирование гуманных отношений между детьми и т.д.) имеются и негативные моменты. Это «разрыв» между теоретическими знаниями и практическими умениями, неосознанное следование нравственным правилам и нормам, недостаточное внимание особенно в последние годы уделяется воспитанию у детей патриотических, гражданских чувств.
Изучив методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, проанализировав разнообразные методы работы других педагогов, посещение мероприятий по патриотическому воспитанию, пришла к выводу, что данная тема актуальна, интересна, собранный мною материал и использованный во время занятий, игр помогает детям расширить их познавательный интерес и способности, делает их любознательными, способствует формированию патриотических чувств.
Выступления на педсоветах, семинарах способствовали пополнению методического материала по патриотическому воспитанию, события последних лет в мире подтолкнули меня выбрать данную тему для углубленного изучения, а в дальнейшем и обобщения.
3.Теоретическая база опыта
Методологической и теоретической основой опыта являются положения
философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), о воспитании социальных, нравственных норм и
правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.);
работы по теории и методике педагогических исследований (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, М.Н.Скаткин).
Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и
др.).
В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б.П. «Ступеньки
творчества или развивающие игры».
Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции.
4.Технология опыта
Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.
Цель моей педагогической деятельности - формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитания уважения к труду;
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план
работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу
моего педагогического опыта.
1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.
3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подобрана
наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.
4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.
5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила
поведения, быстрее развиваются.
7. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные во
время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.
Концепцией моей работы является повышение личной компетентности в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной.
Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию:
М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно – патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
В диагностике принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала, что 50% (10 детей) не могут назвать членов семьи, дом и улицу на которой проживают, имеют низкий уровень развития речи, внимания; у 40 % (8 детей) – средний уровень; у 10% (4 ребёнка) – высокий уровень знаний. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.
Работая по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для того, чтобы улучшить качество знаний
детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я использовала различные методы и
приемы: занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа; работа в книжном уголке;
рисование; оформление семейных альбомов.
Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:
1блок «Моя семья. Мой дом»
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных
морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры: «Семья» - дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и
сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята
также учились проявлять доброту, учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе. В группе оборудован
уголок ряженья и есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение Л.Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей» и др.
При чтении сказки «Доктор Айболит» К.Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.
Вместе с детьми играли в дидактические игры: «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры: «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Лиса и гуси», «Смелые мышки», «Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка?», которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому.
Изготовили открытку для мам на 8 Марта и папам на День защитника отечества. Провела беседы, совместно с родителями оформили семейный фото – альбом, генеалогическое древо семьи.
Рисовали портреты членов семьи, а потом их рассматривали. Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.
2 блок «Мой детский сад».
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со своей группой: с загадками, с различными заданиями. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы. Например: в столовой (когда я ем, я глух и нем), в игровых зонах (поиграл – убери).
Затем была проведена экскурсия в медицинский кабинет с целью знакомства детей с профессией медработника детского сада (медсестрой),
показать расположение и оборудование медкабинета, познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Нина Николаевна рассказала детям, для чего необходим медицинский кабинет в детском саду. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. По окончании экскурсии детей угостили витаминами.
Экскурсия в столовую произвела на детей большое эмоциональное впечатление. Во время экскурсии дети познакомились с поваром и его помощником, рассмотрели отделы пищеблока (холодный, горячий цех), назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят вкусную и полезную пищу.
Провела экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления
детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. Прошлись по
всей территории и посмотрели на поделки, которые находятся в разных
местах детского сада. В ходе экскурсии напомнила правила бережного отношения к растениям и животным.
3блок «Мой родной город»
Младшим дошкольникам трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить.
Работа по воспитанию любви к родному городу началась с бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном городе.
Продемонстрировала детям альбом с фотографиями родного города, где дети узнали знакомые здания. Были проведены экскурсии к Мемориалу Славы и памятнику погибшим воинам. Прошлись по улице, где расположен детский сад, объяснила, что у каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома.
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.
В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сделал русский народ.
Познакомила детей с жилищем мордвы; разъяснила понятие «мордовская изба», рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям мордовского характера, мордовским традициям. Закрепляли полученные знания, в музее детского сада, при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. Мордовская культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.
В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-ролевой игры.
Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, природный материал, календарь природы, представлены книги с
иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города. В
«Книжном уголке» выставлена детская и художественная литература соответственно возрасту детей, находятся фотоальбомы «Наш город» (герб
города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов),
«Наши родители» (профессии).
Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и
патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей:
«Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Елочка зеленая»
(изготовление ёлок своими руками); выставка поделок к православным праздникам. Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году и уборке участка на улице.
Мною для родителей были подготовлены консультации: «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашей группе. Это:
*народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенняя ярмарка (Посиделки);
*государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
*международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;
*бытовые и семейные праздники – дни рождения, «Выпуск в школу» и др.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Так же очень важно знакомить детей с народными декоративно-прикладным искусством. Осуществлять это можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
В своей работе мы широко используем все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, «Защитников Отечества». Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник-день Защитника Отечества считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Нашей главной задачей является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам-защитникам Родины. Продолжением данной работы является знакомство детей с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, веранды, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями.
Важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельной взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет.
Анализ результативности опыта
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, использование педагогического потенциала может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог – ребёнок - семья.
Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребёнка, которая может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребёнка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного воспитания.
Трудоемкость опыта
Трудности в реализации данного опыта заключаются в следующем:
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Не высокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.
4. Могут быть упущены отдельные направления патриотического воспитания из-за большого объёма изучаемого материала
Адресность опыта
Данный педагогический опыт, возможно, применять в работе детских образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.
Наглядные приложения представлены на сайте МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»- www.rosinkakov.edurm.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова»
в статье рассказывается о работе, проводимой в детском саду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...
Педагогический опыт работы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культура в условиях детского сада....
Опыт работы "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста по средствам детского фольклора"
В данном материале представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста на основе народного фольклора для детей (песенки, потешки, пословицы, загадки. сказки)....
Опыт работы " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста "
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проя...