Проблемы интеграции и инклюзии детей с ОВЗ в ДОУ
статья
Инклюзивное образование - это реалии современного общества. Именно воспитание в массовых группах помогает детям-инвалидам успешно пройти процесс социализации, почувствовать себя равноправными членами общества, стать успешными, открыто, без опасений шагнуть во взрослую жизнь. Отметим тот факт, что сами инвалиды считают себя полноправными членами общества, и именно общество пытается выделить их в отдельную категорию, изолировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_integratsii_i_inklyuzii.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ И ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
Почему мы часто отводим взгляд, когда встречаем человека-инвалида, почему боимся дотронуться до слепого и выполнить его просьбу перевести через дорогу, почему запрещаем своему чаду дружить с ребенком, у которого бронхиальная астма, почему убегаем, если видим приступ эпилепсии у незнакомого человека? Почему? Ответ, на наш взгляд, очевиден - мы просто боимся таких людей, боимся, потому что не знаем, как вести себя с ними. А не знаем, потому что не имеем практики общения. Инклюзивное образование - это реалии современного общества. Именно воспитание в массовых группах помогло нашим ребятам-инвалидам успешно пройти процесс социализации, почувствовать себя равноправными членами общества, стать успешными, открыто, без опасений шагнуть во взрослую жизнь. Отметим тот факт, что сами инвалиды считают себя полноправными членами общества, и именно общество пытается выделить их в отдельную категорию, изолировать.
Спецификой российской интеграции, в отличие от западной, является то, что интеграция декларируется как необходимость гуманного отношения к инвалидам в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и социальных групп населения, национальных конфликтов. Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции: через раннюю коррекцию; через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.
Существующие модели интеграции определяются с учетом уровня развития каждого ребенка, который дозирует доступную и полезную для него «долю интеграции». В нашем ДОУ представлены все модели интеграции.
Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются слабовидящие и слепые дошкольники. Модель полной и комбинированной интеграции характерна также для детей, получающих логопедическую помощь.
Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня (группу кратковременного пребывания).
Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. В нашем ДОУ реализуется частичная, временная и полная интеграции.
Очевидно, что интеграция как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Вместе с тем, понятно, что ограничения данного явления вновь делают систему помощи ориентированной на особые категории детей.
Снять эти ограничения позволяют процессы инклюзии, достаточно широко представленные на Западе и начинающие появляться в России. Перечислим преобразования, которые должно претерпеть образовательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования для всех:
- изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей;
- изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды;
- уменьшение численности детей в группах;
- улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями;
- создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка;
- реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.
Необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Принятие интегрированного и инклюзивного воспитания и обучения населением, каждым человеком – это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого инклюзия станет частью мировоззрения.
Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество понимает и учитывает.
Смысл включения (инклюзии) не в вопросе: «Не можем ли мы быть друзьями?», а в вопросе: «Можем ли мы все научиться ладить друг с другом?». Мы не сможем ладить, если будем просто избегать других, тех, кто отличается от нас, и будем включать только тех, с кем мы чувствуем себя комфортно и кто похож на нас. Итак, понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой воспитанники с особыми потребностями:
- посещают те же детские сады и школы, что и их братья, сестры и соседи;
- находятся в группах и классах вместе с детьми одного с ними возраста;
- имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
- дети обеспечиваются необходимой поддержкой.
Базовые принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
- Дети посещают совместно детский сад, группу;
- Все дети участвуют во всех мероприятиях детского сада, где группа и садовская среда являются инклюзивными;
- Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ, общества в целом;
- Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь;
- Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
Ребенок с особенностями развития – прежде всего РЕБЕНОК!
Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения.
Условия в ДОУ для инклюзивного образования:
- Все воспитанники равны в детском обществе
- Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня
- Все воспитанники имеют равные возможности для установления и развития важных социальных связей
- Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников
- Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого ребенка
- Семьи «включенных» воспитанников являются участниками
- образовательного процесса
- Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности
- Вариативность новых форм обучения способствует увеличению количества детей в ДОУ, которые смогут получить умения и навыки на базе ДОУ, что имеет существенное значение для ранней социализации дошкольников с глубокими нарушениями зрения.
Девиз нашей работы:
Каждый ребенок в ДОУ понимает, что находящийся рядом сверстник с ограниченными возможностями такой же как и он, а может даже и лучше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.
В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....
Интеграция и инклюзия в образовательной организации: положительные и отрицательные стороны.
В последнее время все большую популярность приобретает термин «инклюзивное образование». Сторонники этого подхода утверждают, что он благотворно влияет на воспитание детей, облегчает интеграцию инвали...
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...
«Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии»
Презентация авторской программы.Воспитание и образование детей с ОВЗ в условиях ДОУ...
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...
Интеграция и инклюзия в условиях дошкольного образовательного учреждения как способы совместного воспитания детей. Практико-ориентированный проект "Вместе с Солнышком".
Материалы конкурса студенческих научно-исследовательских проектов в рамках Международного молодежного форума «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ», КГУ, гор. Курск, 2014г., а такжеМежнациональной научно-практи...
Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии. Методические рекомендации к составлению адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
1 слайдОдной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от...